24 мин.

Вадим Янгиров: «Моя мечта создать новый большой бренд в спортивной индустрии»

Сегодня публикуем интервью с директором Казанского марафона и руководителем проекта TIMERMAN - Вадимом Янгировым.

Вадим, поздравляю тебя с личником на Чикагском марафоне. И тут же первый вопрос: всё, кто хоть раз организовывал крупное событие, понимают сколько это сил, терпения, ресурсов, бессонных ночей, чтоб его провести. Как ты умудряешься еще и эффективно тренироваться?
Здесь, наверное, с одной стороны, у меня простой ответ — это тайм-менеджмент и дисциплина. Ну как без этого вообще? Многие спрашивают про это и для меня данный вопрос является немного странным. Потому что если ты поставил цель, то ты четко понимаешь, что ты к ней идешь без всяких поблажек, в первую очередь к себе. И в этом плане получилось просто, слава Богу, обустроить весь график таким образом, чтобы постараться успевать. И, как показал опыт, все получилось.


А можешь поделиться своим обычным днем в межсезонье и за неделю до Казанского марафона?
Слушай, ну, конечно же, межсезонье — это этапы планирования, это более такой свободный график. Хотя, вот я вспоминаю, например, начало этого года, январь, у меня прям жестко пошло очень много встреч, созвонов. Каждый день был расписан прям впритык, каждый час. И хотя это был всего лишь середина января и до марта, у меня прям сплошняком все шло. То есть периодически наплывами, когда различные проекты требуют высокого уровня вовлеченности. А ведь помимо Казанского марафона есть много разных проектов у нас, которыми мы занимаемся, и, конечно, график бывает разный, волнообразный. Но мне такой график и нравится, то есть не какое-то постоянство, а скорее какая-то неделя может быть очень супер загруженная, вторая неделя может быть там такая полулайтовая, и ты вспоминаешь какие-то другие дела в эти моменты, ты наконец-то выбиваешься из операционки, успеваешь стратегически подумать, а вообще правильно ли идем, куда идем. За неделю до Казанского марафона всё, в первую очередь, эмоционально и морально привязано к событию поэтому всё остальное уходит на второй план. И сон тоже. Очень плохо сплю на этой неделе обычно.


Если бы не бегал, то как справлялся бы с нагрузками, прежде всего психологическими?
Честно не знаю. Я всю жизнь бегаю и у меня это наверное уже вошло в привычку и как было бы если бы не бегал - не знаю. Бегал бы наверное. Здесь у меня нет конкретного ответа, потому что у меня зашит в прошивке бег по умолчанию.


Чтоб делать беговой старт – обязательно должен бегать главный организатор?
Конечно, нет. Это вообще не показатель. Мне, конечно, приятно, что в комментариях все пишут, что вот организатор сам бегает и поэтому так все хорошо у него. Но, в первую очередь, организатор должен уметь организовывать. Его главный скилл, который должен быть — это менеджмент, управление и так далее. Вовсе не обязательно, чтобы он быстро бегал. Другое дело – насмотренность. Этот человек должен понимать, в какой индустрии он работает, как развиваются все остальные, ездить, смотреть, общаться, перенимать опыт. Вот это да, но при этом быстро бегать и бегать в целом, совсем не обязательно, и это не является каким-то ключевым показателем.


Какой самый главный урок ты получил, учась у других организаторов и если не секрет у кого?
На самом деле самый главный урок я получил из личного опыта и получаю до сих пор там, где мы, ну, что-то не так, наверное, делаем. Поэтому урок, это больше про какие-то наши ошибки при организации мероприятий. А насмотренность у других организаторов я получил довольно большую. Нельзя сказать, что что-то конкретное. Но в целом, даже вот сейчас на программе обмена опытом, на Race Management Program на Чикагском марафоне от меня было больше всего вопросов к менеджеру финишного городка, вплоть до того, как они выводят. Т.к. у них есть интересный момент, они награждают победителей напротив трибуны, где финишная прямая и у меня был вопрос как медиа, журналистов, фотографов выводятся на эту финишную прямую чтобы сфотографировать. И оказалось, что да, они выгораживают отдельный коридор конусами прямо на финишной прямой. Для меня это было очень удивительно. И вот таких нюансов достаточно много, вплоть до того, сколько волонтеров выдает бананы после финиша, с одной стороны или с двух сторон. Вот поэтому мы продолжаем учиться каждой детали : как крепятся баннеры, из чего эти баннеры, там, из пластика или же просто баннерная ткань. В общем, таких вопросов достаточно много. И, конечно, постоянное образование, оно позволяет перенимать лучший опыт у лучших точно.


А как вообще ты, молодой парень, много дет назад смог убедить город и Республику перекрыть улицы и провести первый Казанский марафон? Кто помог — связи, родители, деньги? :)
Никаких связей, ничего не было. Я жил на Набережных Челнах и у нас в Министерстве по делам молодежи и спорта был конкурс на кадровый резерв, который ежегодно и до сих пор проводится. Туда могут подавать участие инициативные молодые люди. И там, в течение конкурса, тебя раскрывают, знакомят с различными людьми, в основном министерства, и дальше ты защищаешь какой-то проект. И как раз в 2014 году назначили нового министра спорта, которому мой проект понравился. И с тех пор все закрутилось, завертелось, и мы работаем столько лет уже бок о бок.


Зачем тебе это нужно было?
Во-первых, я горел этим проектом после того, как я съездил на Пражский марафон, посмотрел, какая-то эта большая индустрия. Я сам из легкой атлетики и всегда мечтал, плюс некие потребности в организаторстве, они у меня с детства. Поэтому вот как-то все сложилось. И я хотел это делать. И, конечно, я мечтал о том, что это когда-то перерастет в дело жизни, в предпринимательство. Ну и так, по сути, это получилось. Бежали по улицам несколько десятков тысяч участников.


В этом году, по мнению многих ты сделал крутейший марафон в стране, казалось бы, всего чего ты хотел в организации забегов ты почти достиг. Вот сейчас нет такого желания оставить или передать в надежные руки, а самому отдыхать, проводить больше времени с семьёй и бегать в свое удовольствие?
Твой вопрос поставил немножко меня в смущение. Во-первых, я не считаю, что мы добились каких-то супервысот, впереди еще огромный путь, огромные амбиции того, чтобы развивать марафон, развивать мероприятия и не только марафон. Поэтому ни в коем случае я не готов отдыхать, наоборот, я заряжен для того, чтобы развиваться и развивать этот проект, и в целом нашу индустрию легкой атлетики в России.


Какие точки роста внутри команды ты видишь, какие направления ты в первую очередь планируешь улучшать?
Очень много, очень много точек роста. Я считаю, что нужно научиться систематизировать подготовку к мероприятию. У нас очень много недочетов: где-то в четкости организации. Мы очень многому учимся у всех организаторов России и мира. И поэтому в этом году будем стараться все ставить на системные рельсы.


Возвращаясь к марафону, в этом году его маркетинг взлетел до небес, кто все это придумывал и создавал? Ты, инхаус команда или маркетинговое агентство?
У меня очень сильная команда маркетинга внутри in-house. Мы вместе все штормим, вместе придумываем, вместе генерируем идеи. Что-то отбрасываем, что-то оставляем. Плюс мы второй год подряд работаем также с командой агентства «Площадь свободы», которые первый год еще присматривались, а во второй год очень круто вместе мы сработались и реализовывали интересные вещи, которые все могли увидеть.


А нужен ли маркетинг для таких событий как Московский марафон, Казанский, Питерский? Это уже большие городские события, которые сами себя продают и большинство людей, знают о них. Зачем на это тратить деньги?
Да, действительно продажи слотов идут сейчас хорошо, с одной стороны, но мы понимаем, что это топовые мероприятия на всю страну. И да, они быстро распродаются относительно других мероприятий, но, во-первых, нам еще есть чему стремиться. У нас бегающих людей в стране всего 1,5%, а это очень мало. Поэтому нам точно нужно выходить за пределы спортивной индустрии, например в медиа, в различные шоу и внедрять бег в различном его виде.

Далее, участие или заметность больших событий тянет за собой развитие маленьких событий. У нас есть события, которые не так хорошо продаются. И, конечно, через большое событие мы понимаем, что будет хорошее вовлечение в более мелкие события.

И третий момент. Мы же понимаем, что большие такие события, как Казанский марафон, они не ограничиваются только участниками. Нам нужно еще много работать с болельщиками, вовлекать болельщиков, разную индустрию, отельную индустрию, ресторанную индустрию и многих других. Например, приезжая на Чикагский марафон, таксисты, консьержи в отеле, они сразу же понимают, куда ты приехал. Они сразу же спрашивают, «Вы на марафон?» И тут же начинается small talk. У нас постепенно идет движение в этом направлении, но пока еще не так массово. Поэтому, конечно, нужно, нужно, нужно еще дальше развивать, рекламировать, пропагандировать в хорошем смысле этого слова нашу индустрию и наши события.


Все что мы видели понимаем, стоит ощутимых денег. Можешь сказать сколько стоит провести Казанский марафон в 2025 году?
Так сложно сказать, потому что есть постоянные расходы на штат сотрудников, которые работают на несколько проектов. Но если в среднем примерную цифру называть, то общий бюджет Казанского марафона на 2025 год составил примерно от 150 до 200 миллионов.


Большая сумма. Многие участники до сих пор думают, что провести забег — это поставить шатры, произвести медали и стартовые номера и выдать стартовый пакет. Чтоб бы ты сказал таким участникам, помимо суммы стоимости организации марафона?
Многие участники, конечно, не находясь внутри, думают, что там совсем по-другому, по-простому. А на самом деле, там точно так же, как и в любом другом виде бизнеса – ресторанном или производственном. Хотя на самом деле это не так. Здесь сложность помимо того, что финансовая, есть еще всегда история с перекрытием города, история с отработкой возражений и сотен других моментов. Поэтому хочу сказать, кто говорит, что это слишком просто, приходите к нам в команду, нам всегда нужны инициативные, активные ребята, которые захотят организовывать такие мероприятия.


Все мы прекрасно понимаем, что денег много не бывает, но на 2026 год для реализации всех твоих задумок в рамках марафона какой суммарный спонсорский вклад тебе было бы приятно получить?
Я всегда сравниваю нашу работу со спонсорами с рыбалкой. Потому что, с одной стороны, здесь очень много неизвестности: ты находишься в большом риске, в большой неизвестности. Но в то же время эта неизвестность и этот риск дают шанс вывести на новый уровень, получить какой-то серьезный контракт. Поэтому у меня нет как таковых планов или ожиданий, потому что эту историю прям невозможно, наверное, планировать. Поэтому какой-то конкретной цифры назвать не смогу.


А в чем основная сложность работы со спонсорами?
В этом и есть одна из основных сложностей работы со спонсорами. Потому что зачастую наша работа со спонсорами, она очень индивидуальна. Очень индивидуальна, потому что у каждого спонсора свои задачи. Причем зачастую это бывают не только маркетинговые задачи, но и какие-то GR, например, или HR. И поэтому сложность работы со спонсорами заключается в том, чтобы для каждого спонсора найти свое решение, используя наш продукт. Вот поэтому, с одной стороны это сложно, с другой стороны это безграничные возможности. Спорт ведь является мягкой силой как в маркетинге, так и в HR, так и в GR.


Казань один из крупнейших городов России и в Республике Татарстан, где находится много крупнейших организаций, но мы их зачастую не видим. Мы скорее увидим в спонсорах федеральный бренд из Москвы, чем локальную компанию. Как ты думаешь, почему?
Да, действительно, у нас из Москвы на самом деле достаточно много федеральных брендов поддерживают основные наши большие мероприятия. Казанский марафон, полумарафон, триатлон. И это связано с тем, что данные мероприятия уже скорее не регионального масштаба, а федерального и международного. И, соответственно, и бюджеты на эти мероприятия, они совсем другие, которые для локальных компаний, наверное, являются довольно большими.

Но в то же время я могу сказать, что у нас у Timerman 15 мероприятий в году, из которых очень много по районам Татарстана, разным районам Татарстана. И в этих районах они существуют как раз-таки благодаря локальным компаниям. Например, там у нас компания «Сибур», которая помимо того, что поддерживает Казанский марафон, у нее одно из главных предприятий «Нижникамскнефтехим» находится в Нижнекамске. И только благодаря поддержке «Сибура» мы проводим там Нижникамский полумарафон. Такая же история у нас с Иннополисом, где компания Николая Анатольевича Никифорова DIGINAVIS, заинтересована в том, чтобы в Иннополисе было качественное мероприятие. Та же самая история с Менделеевском, где есть завод Аммоний и многие другие. В этом плане небольшие мероприятия в небольших городах, они как раз живут за счет вот таких градообразующих предприятий. А большие мероприятия там, конечно, федеральные бренды, потому что большие охваты, большие стоимости спонсорского контракта.


Давай отправим в космос послание и назовем бренд партнера, которого ты хочешь увидеть на своем старте?
Ну, наверное, давай отправим такое послание, что несмотря на всю любовь к нашим российским брендам, спортивным, в первую очередь, в том числе к нашей хорошей коммуникации с компанией Анта и их кроссовкам, которые я вообще полюбил безумно. Я все-таки думаю, что нормализация отношений и возврат иностранных спортивных компаний положительно повлияют на развитие рынка спортивной, беговой индустрии точно. Поэтому давай загадаем такое желание, чтобы вот такие партнеры вернулись на наш рынок со своими подходами, с маркетинговыми бюджетами, креативами и многим чем еще.


Твоя мечта?
Моя мечта, она... она, наверное, лежит не в контексте конкретного проекта. Если говорить про какую-то на данный момент бизнес-мечту, то это диверсифицироваться и создать не просто мероприятие, реализоваться не только в сфере спортивных мероприятий, но и в целом в других спортивных проектах, спортивного предпринимательства, такие как IT, производство и, может быть, какие-то другие еще, например, медиапроекты.

Поэтому моя мечта создать новый большой бренд в спортивной индустрии. Некую группу компаний.


Фото: тг-канал Вадима Янгирова
Автор: Алексей Богачев (https://bogachev.info/blog)