12 мин.

Владелец НБА поставляет оборудование для дронов армии РФ. И, кажется, никого это не смущает

Военных конфликтов в мире стало так много, а их масштаб столь увеличился, что линии боевого соприкосновения вплотную подошли к линиям, очерчивающим площадки НБА.

Одну так точно.

Намедни подкаст Pablo Torre Find Out, тот самый, который еще недавно взрывал медиапространство разоблачениями о серых зарплатах Кавая в «Клипперс», поведал о нечистоплотности владельца «Мемфиса» Роберта Пера. На основе расследования новостного агентства Hunterbrook Media он выложил ряд доказательств, что компания Пера имеет самое непосредственное отношение к происходящему между Россией и Украиной.

Как такое возможно, давайте разбираться.

Кто такой Роберт Пера?

Пера – типичный миллионер, который вовремя смекнул, что лучше работать на себя, чем на дядю. Даже если дядю зовут Стив Джобс.

Пера далеко не выходец из богатой семьи, он родился в Сент-Луисе, вырос в Редвуд-Сити, на полпути между Сан-Франциско и Сан-Хосе. Его отец работал консультантом магазина продаж электроники, а до того был генеральным директором итальянского производителя замороженных продуктов Armanino Foods. Мать Роберта занималась PR-активностью для торговых компаний.

В детстве Робби был не то чтобы гиком, но, когда дело касалось его любимых видеоигр, он всегда искал не адаптированные для американского рынка, а японские версии игр.

«Они выходили на год раньше, чем в США, в них были существенные отличия. Помню, когда в 1996-м вышел Super Mario 64 на Nintendo – это было просто потрясающе. Вечная классика. Я тут же захотел увидеть Японию своими глазами. Мне было интересно понять, что это за страна, и кто эти люди, которые разрабатывают такие технологичные игры?», – рассказывал Пера в интервью Bloomberg.

Ждать пришлось не так уж долго. В 1997-м Пера вслед за сестрой поступил в Калифорнийский университет в Сан-Диего на факультет электротехники и радиоэлектроники. Попутно он изучал японский язык и инженерные науки. На последнем курсе он-таки исполнил свою мечту и отправился в Токио, где заметил кое-что полюбопытнее ранних дат геймерских релизов.

«Развитие рынка сотовой связи намного опережало рынок США. Я как будто попал в фантастический фильм. Мне захотелось понять, как это устроено и какой вклад я могу внести в это дело. Именно тогда я и решил, что хочу работать в сфере сотовой связи и беспроводных технологий», – Пера о том, что подтолкнуло его к выбору профессии.

В 2002-м, после окончания университета, ведомый желанием творить технологическую революцию, Робби устроился на работу в Apple.

«Я хотел создавать продукты, ведь я боготворил Стива Джобса и хотел походить на него. Но мне быстро дали понять, что в этом качестве на меня никто не рассчитывает. Меня назначили тестировать маршрутизаторы Wi-Fi от Apple на соответствие стандартам Федеральной комиссии по связи. Это была скучнейшая работа, но я все равно лез вон из кожи и делился своими предложениями и идеями со всеми, кто готов был меня слушать. После года работы один из менеджеров, проработавших в компании не один десяток лет, посоветовал мне сбавить обороты. В итоге я получил оценку эффективности 2 балла из 5, а зарплата осталась на уровне 65 тысяч в год. Тогда-то мне и стало понятно, что Apple – это не только Стив Джобс, его крутые презентации и речи, но и огромная корпоративная машина, такая же, как и любая другая в Америке. Я не хотел быть ее частью, ведь у меня были свои идеи», – признавался Пера.

Идеи начали появляться как раз в ходе той самой рутинной работы. Во время тестирования Пера обнаружил простой способ улучшить маршрутизаторы Apple. Источники питания, которые они использовали для передачи сигналов, были намного ниже установленных FCC ограничений. Повышение мощности помогло бы увеличить их дальность действия. Сперва Пера обратил на это внимание коллег на одном из собраний, но, когда начальство в Apple проигнорировало его идею, Робби решил, что может создать свой собственный модуль Wi-Fi.

Покопавшись в интернете, он обнаружил, что люди в отдаленных районах уже оснащают маршрутизаторы внешними усилителями для передачи сигналов на десятки миль. Это был дешевый способ получить выход в сеть там, где не было доступа телефонных и кабельных компаний.

«Это был большой рынок, который только зарождался, но никто об этом не знал. Готовая стартовая площадка для внедрения технологий, которые уже были на руках, их даже не нужно было специально изобретать – только слегка усовершенствовать», – поразился Пера.

В течение следующего года Роберт работал по минимуму, а ночи и выходные проводил дома, тестируя самодельные прототипы.

К началу 2005-го у него в наличии были несколько рабочих прототипов, желание как можно скорее покинуть Apple и готовность открыть собственное дело.

Уже летом 2005-го основанная Робертом компания Ubiquiti получила первые заказы, продав 4000 мощных радиокарт нескольким американским поставщикам услуг беспроводного интернета. Через три года Ubiquiti представила Nano Station, устройство «Все в одном», которое провайдеры могли устанавливать дома у клиентов, чтобы подключать их к сети. Оно сразу же стало хитом продаж, практически мгновенно превратив компанию из успешного стартапа в многомиллионную империю.

Сегодня стоимость Ubiquiti, по данным Forbes, составляет 33,16 миллиарда, а состояние самого Пера, занимающего должность генерального директора и председателя совета директоров компании – 27,6 миллиарда.

В прошлом году Пера занял 39-е место в списке Forbes и 6-е среди самых богатых владельцев спортивных команд.

И все же кое-какое первенство Пера за собой сохраняет.

Третировал Тимберлейка, хотел играть один на один с Тони Алленом, бил сверху на Матче звезд

В июне 2012-го Пера выкупил «Гризлис» за 377 миллионов у предыдущего владельца Майкла Хейсли и в возрасте 34 лет стал самым молодым владельцем клуба НБА.

Несмотря на то что в прессе Пера старательно создает образ непубличного человека, пару раз он подтвердил всем известную истину о том, что любой миллиардер – это эксцентрик. В школе Пера занимался баскетболом, но вскоре вынужден был прекратить из-за осложнений с легкими. Видимо, оттуда и берет корни не только его любовь к игре, но и желание самоутвердиться за счет соперников.

Например, перед началом сезона-2012/2013 новоявленный владелец посредством соцсетей предложил Тони Аллену сыграть в благотворительном матче один на один со ставкой в 100 тысяч долларов.

«Легкие деньги, босс», – отреагировал защитник «Мемфиса».

Пера отнесся к делу серьезно и взял в оборот тренера Дэвида Торпа, с которым принялся разрабатывать целую стратегию на игру. Но увидеть нарядно обставленное унижение миллиардера со стороны одного из лучших персональщиков в лиге зрителям так и не случилось. В дело вмешался главный тренер Дэйв Йергер, намекнувший, что подобная инициатива может закончиться травмой игрока, да и вообще вся эта чехарда не лучшим образом сказывается на образе суровых парней из Мемфиса.

Пера на правах владельца взбеленился и даже порывался уволить Йергера и назначить на его место Торпа, с которым готовился к игре, но руководству клуба удалось быстро образумить босса, и тот воздержался от перестановок.

Остатки энтузиазма он потратил на предложение сыграть один на один другому владельцу клуба.

«Майкл Джордан, выходи и покажи себя. Ради тебя я готов поднять ставку в благотворительном матче до миллиона долларов», – кинул клич в сети владелец «Мемфиса».

Ответ Майкла был недоуменно циничным.

«Не вижу никаких причин, по которым я должен играть один на один с кем-либо. Не понимаю, зачем мне играть в матче, в котором я ничего не выигрываю», – намекнул на благотворительный статус Джордан.

В конечном итоге Пера удовлетворил свое баскетбольное эго участием в матче знаменитостей в 2015-м и даже показал, что способен забивать сверху.

Еще один забавный эпизод с участием Пера касается его нежелания делиться. Все тот же Пабло Торре сообщил, что в определенный момент Пера хотел выкупить доли всех миноритарных владельцев «Гризлис», и особенно певца Джастина Тимберлейка, чья доля в клубе составляет 3%. Причина – Робби понравилась девушка, которая якобы встречалась с Тимберлейком и не поверила Роберту, когда тот сказал ей, что клубом владеет он, а не Тимберлейк. Желая стать единоличным владельцем, Пера пытался произвести на нее впечатление, а заодно нейтрализовать конкурентов.

К слову, о нейтрализации и конкуренции.

Как имя Пера и его компания всплыли в связи с российскими делами?

Постаралась контора под названием Hunterbrook Media, компания, основанная в 2023-м, которая сочетает журналистику с финансовыми и юридическими стратегиями. Hunterbrook Media – это редакция, занимающаяся журналистскими расследованиями и входящая в группу компаний Hunterbrook, которой также принадлежит инвестиционная компания Hunterbrook Capital.

Так вот 27 января Hunterbrook Media представила расследование, согласно результатам которого радиомостовые антенны Ubiquiti обеспечивают «критически важную связь» для российских военных в Украине.

В отчете Hunterbrook опубликовали видео, на котором показано оборудование Wi-Fi производства Ubiquiti на передовой линии соприкосновения российской и украинской армий. Сообщается, что это оборудование помогало России использовать беспилотники, которые – подчеркивается – наносили удары по объектам в Украине. Согласно данным расследования, было выявлено, по меньшей мере, девять российских воинских частей, которые используют оборудование Ubiquiti на территории Украины.

В материалах есть числится некий анонимный представитель украинской армии, который подтверждает, что около 80% российских радиомостов, наблюдавшихся на поле боя, были произведены компанией Ubiquiti. Он же добавляет, что «это критически важное оборудование для русских, и без него они бы действовали вслепую. Ведь у них попросту нет для него альтернатив».

Автором материала стал Сэм Коппельман, который занимался сбором информации на протяжении шести месяцев и выступил в качестве спикера на подкасте Пабло Торре.

И его риторика носит понятный характер.

«Эта американская компания помогает питать российскую коммуникационную сеть. И эксперты сказали нам, что это позволяет проводить высокоточные атаки беспилотников в Украине. Несмотря на санкции США и экспортный контроль, призванные не допустить попадания продукции Ubiquiti в руки России, она, по-видимому, легкодоступна», – заявил Коппельман.

Слова журналист подтвердил действиями, продемонстрировав схему, которая, надо сказать, не слишком отличается от заказов товаров на маркетплейсах.

Как это работает?

Не сказать, чтобы замысловато.

В этом Сэм Коппельман лично убедился, когда, представившись российским покупателем, обратился в компанию Multilink Solutions, базирующуюся в Огайо, с просьбой поставить оборудование Ubiquiti в Россию. Multilink Solutions первоначально согласились, прежде чем уточнить, что продукт будет отправлен в другую страну для самовывоза.

Начав копать глубже в сторону количества поставок, Коппельман и другие журналисты Hunterbrook выяснили, что после 2022 года  поставки продукции Ubiquiti в Россию не сократились, а увеличились примерно на 66%.

Все как поется в песне «Битлз», «с маленькой помощью друзей». И не только друзей.

В ответ на запрос журналистов Hunterbrook Multilink Solutions согласилась отправить в Турцию около 450 устройств, прекрасно зная конечный пункт назначения. Чешская компания Discomp долгое время работала напрямую с российскими клиентами и после введения санкций просто сменила посредников. Казахстанская компания Simple Solutions, созданная сразу в 2022 году, без веб-сайта и реальных операций, постоянно получала продукцию Ubiquiti от поставщиков из Латвии, Польши и Китая для перепродажи в России. По данным расследования, 18 турецких экспортеров увеличили поставки оборудования Ubiquiti в Россию примерно на 1000%.

Возникнут ли к Пера какие-нибудь вопросы со стороны НБА?

Сильно сомневаюсь.

Пера и Ubiquiti пока воздерживаются от публичных заявлений. Да и зачем, если стандартная фраза «компания не знает конечных пользователей и не несет ответственность за их деяния» работает. Работает даже при учете, что у каждого устройства есть серийный номер и MAC-адрес и при обновлении прошивки оно подключается к серверам производителя. В сентябре 2025-го Ubiquiti ввела блокировку IP-адресов для обновлений в России, тем самым подтвердив, что компания точно знает, где используются ее устройства.

Ну и совсем уж занятное. Пера и Ubiquiti попадают в подобную ситуацию не в первый раз. В 2014-м году Ubiquiti выплатили пустячные 504225 долларов после того, как Управление по контролю за иностранными активами обвинило компанию в «безрассудном игнорировании санкций США». Это произошло после того, как продукция компании через третьих лиц попала в Иран.

«Это не должно повториться. Если это произойдет, то у меня будут большие неприятности», – емко подытожил тогда Пера.

Вот это повторилось.

И что дальше?

Да ничего выдающегося. И дело тут не только в том, что после публикации Hunterbrook Media акции Ubiquiti упали на символические 0,42% к закрытию торгов 27 января и остались без изменений на внебиржевых торгах. То есть общественность не то что не возмутилась, а вообще ничего не заметила.

А и в самой Hunterbrook Media, которая является эдаким журналистским стартапом. «Это гибридная медиакомпания, которая стремится монетизировать журналистские расследования в интересах общества», – это по словам Сэма Коппельмана.

Только вот профессиональные журналистские расследования во все времена были дорогим удовольствием. А общество никогда не было едино в своем желании скинуться на поиск истины. Даже если денег просит такой обаятельный парень, как Сэм Коппельман, которому 28 лет и у него нет и никогда не было опыта в банковском деле или журналистике. Зато он много работал в качестве политического спичрайтера и прекрасно ориентируется в том, как нужно компоновать информацию и какие темы актуальны. У него обширная база контактов, поскольку его отец – соавтор многих голливудских сценариев («Шутка», «Тринадцать друзей Оушена»), Сэм даже какое-то время встречался с актрисой из модного сериала «Эйфория» Мод Апатоу.

Поэтому, если все это время, читая его комментарии, вы представляли себе увитого сединами правдоборца, то нет, Сэм Коппельман не из таких. Но и это не проблема. В конце концов, быть молодым, симпатичным жизнелюбом и хотеть получать деньги за свою работу – что в этом противоестественного?

Дело в структуре Hunterbrook Media.

«Что отличает эту медиамодель, возможно, даже делает ее неправильной, так это то, что она в первую очередь не обслуживает какую-либо конкретную аудиторию, с которой хочет установить отношения или которая, по их мнению, нуждается в раскрытии правды. В первую очередь она обслуживает своих инвесторов в хедж-фонде, на чьи средства и была основана Hunterbrook Media, либо тех, кто готов финансировать то или иное расследование напрямую», – считает Келли Макбрайд, председатель Центра этики и лидерства им. Крейга Ньюмарка в Институте Пойнтера.

И вот тут не нужно уметь читать между строк и даже просто читать, хватит и базовых познаний в арифметике. Сложите два плюс два, и вы поймете, что подобное расследование мог заказать любой потенциальный конкурент Роберта Пера, точно такой же симпатяга с аккуратной прической и капиталистическим оскалом.

Поэтому вопрос – можно ли было таким образом всерьез пошатнуть репутацию владельца «Гризлис»? – второстепенный. Ведь, когда люди будут смотреть на источник – Hunterbrook Media – они, прежде всего, будут видеть молодое медиа с провокационной репутацией, готовое предоставить «любую правду за ваши деньги». И даже если представленные факты недалеки от истины, репутационный аспект всегда будет иметь большее значение в подобных делах. Тем более если речь идет о разоблачении мультимиллиардеров, готовых изрядно потратиться, чтобы сохранить лицо, прическу, белозубый капиталистический оскал и банковский счет.