10 мин.

«Если кто-то и сможет, то Хэмилтон». Как же в «Ф-1» верят, что Льюис вернет «Феррари» к титулам!

Мнения экспертов.

Февраль 2023-го обречен на место в истории «Формулы-1» благодаря объявлению о трансфере Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари» в 2025-м – ход настолько грандиозный, что повлиял даже на котировки акций итальянской компании, а главный репортер оффсайта «Ф-1» Уилл Бакстон прямо назвал переход «величайшим в чемпионате».

Все восхищаются смелостью семикратного чемпиона мира: уйти из максимально комфортной обстановке в топовой команде в проблемный гранд с колоссальным медийным давлением, вечными несуразицами с машиной, стратегиями и планами на развитие – действительно серьезно. Особенно с учетом желания не просто поуправлять алой машиной, а выиграть-таки там титул под занавес карьеры – оказывается, Льюис мечтал об этом еще в 2015-м!

Оттого особенно ярко выглядела реакция на трансфер бывшего шефа чемпионского «Рено» и «Бенеттона» Флавио Бриаторе, как раз противостоявшего «Феррари» – и нынешнего амбассадора «Ф-1»:

«Я очень удивлен. Желаю всего наилучшего и Льюису, и «Феррари». Но я правда удивлен, ведь «Мерседес» очень много всего сделал для Хэмилтона.

Согласен ли я с его выбором? Прежде всего ему понадобиться хорошая машина. Потому что вы можете посадить за руль хоть Бэтмена, но если машина окажется неконкурентоспособной, гонщик ничего не сможет сделать».

И правда: Скудерия всерьез не боролась за титул с 2017-го, а до последних этапов – и вовсе с начала 2010-х. А потенциально чемпионская машина в последний раз строилась в Маранелло еще в 2008-м!

И сможет ли Хэмилтон это изменить? Кажется, в «Ф-1» все считают, что ответ – «однозначно, да! Кто, если не он?!»

В конце концов, именно выстраивание новой команды инженеров, механиков и общей гоночной организации вокруг Хэмилтона как стержня и являлось главной мотивацией президента марки Джона Элканна при попытках раздобыть Льюиса любой ценой и любыми деньгами – по уверениям одного из самых осведомленных в делах Маранелло блогеров Лео Туррини.

Отчасти тема уже срабатывает: в прессе появились обсуждения грядущей синергии с переходящим в «Феррари» бывшим шефом отдела «Мерседеса» по эффективной настройке болида Лоика Серра, а также ожидания перехода главы трековой команды «Мерседеса» Риккардо Мускони и главного гоночного инженера Питера Бонингтона. А жена главного техномозга современной «Ф-1» Эдриана Ньюи лайкает твиты об объединении мужа с Хэмилтоном и «Феррари» – если все трансферы состоятся, потенциально они действительно решают главные многолетние проблемы Скудерии? Неужели новая дрим-тим как в эру Шумахера действительно в сборке?

Тогда и реакция гонщиков с экспертами открывается с другой стороны!

«Я убежден, что он очень мотивирован вернуть «Феррари» на вершину, – высказался бывший напарник Льюиса по «Мерседесу» Валттери Боттас. – У него такой большой опыт в этом спорте, он работал с таким огромным количеством разных людей, и, я думаю, с [обустройством в «Феррари»] проблем не будет. Уверен, для него проект очень волнительный – попытаться выиграть с «Феррари». Если кто-то и может – то это он.

Так что это классно, и, безусловно, произойдут изменения, а это плюс для всего нашего спорта и некоторых пилотов».

Бывший инженер «Феррари», «Уильямса» и «Джордана» Роб Смедли из нынешней техкоманды «Ф-1» тоже впечатлен перспективами:

«Такой непревзойденный профессионал подтянет команду во всех отношениях. Несомненно, Льюис может послужить катализатором кристаллизации Скудерии вокруг себя и Шарля [Леклера]. Порой коллективу «Формулы-1» просто нужен фактор, который позволит выжать тот самый дополнительный процент. Когда работаешь на 110 процентов, лишний процент или два оказывают огромное влияние.

То же самое произошло с «Ред Булл» после стартового периода: когда начинаешь побеждать, остановить тебя тяжело. Нужно чуть ли не особое вмешательство – раскол в команде, уход важнейших пилотов, что-то подобное. Так завершаются периоды доминирования.

Когда коллектив чувствует запах побед, получает ключевых людей, которые ведут за собой – людей вроде Льюиса, которые являются просто машинами для побед, заряжены на выигрыш каждый уик-энд – становится трудно проиграть. Такое может случиться в «Феррари».

«Уверен, вместе с Льюисом в Маранелло придут новое мастерство, технологии, способы принятия решений, а мотивацию почувствует каждый в команде, – высказался бывший пилот Скудерии Герхард Бергер. – Иногда нужны энергичные перемены. Напоминает то, что случилось при переходе Шумахера в «Феррари».

Можно ли это назвать «красной революцией? Да, потому что речь о самой важной и стабильной фигуре в современной «Формуле-1». Льюис является ориентиром для огромного сообщества, и там есть люди, которые не совсем интересуются гонками. Поэтому он в уникальном положении. В сочетании с этим бренд «Феррари» будет генерировать настоящую мощь, в том числе с финансовой точки зрения».

«Лучшее в «Формуле-1», что мы могли бы сегодня представить, – заявил советник «Ред Булл» Гельмут Марко. – Да, Шарль Леклер хорош на одном быстром круге, но я уверен, что на протяжении сезона Льюис будет прогрессировать. Уверен, Хэмилтон быстро станет суперзвездой «Феррари».

«Хэмилтон очень силен гоночными интеллектом, – отметил бывший пилот «Феррари» Жан Алези. – А его медиаценность просто несоизмеримо огромна. Хэмилтон может затмить любого.

На мой взгляд, Льюис – первый камень в основании здания, которое хочет построить Фред. Не могу представить, что он придет в Маранелло в одиночестве. С ним будет небольшая группа людей – мозговитые специалисты, инженеры, которые тоже нацелены на победу».

«У Льюиса было желание в какой-то момент своей карьеры все-таки оказаться в «Феррари», – признался бывший главный стратег «Мерседеса» Джеймс Воулз, работавший с Хэмилтоном с 2013-го. – Переход дает Хэмилтону возможности поставить перед собой новый вызов, спросить себя, на что он способен. Ведь это самое трудное испытание для человека в целом – выйти из комфортной тебе среды и уйти туда, где вам сразу не будет настолько комфортно. Делает это, человек бросает себе вызов, заставлять преодолевать трудности, и в этом весь Льюис. Льюису это тоже пойдет на пользу – он бросил себе вызов и постарается научиться чему-то новому».

«Не стоит преуменьшать талант и мастерство Хэмилтона, – прокомментировал переход семикратного в «Феррари» в 40 лет старый соперник Льюиса и бывший пилот «Феррари» Фелипе Масса. – Будет здорово, если он поможет «Феррари» добиться прогресса. Говорю это как большой поклонник Скудерии. Думаю, союз выйдет замечательным»

«Успех зависит от того, получит ли Льюис желаемое и необходимое, удастся ли ему адаптироваться и совместить стиль пилотажа с «Феррари», – высказался бывший пилот «Ф-1» Кристиан Даммер. -- Сможет ли он воссоздать комфортную атмосферу вокруг? Если ему будет комфортно, то он опередит Леклера, не сомневаюсь».

«Это просто должен быть правильный момент для трансфера, – высказался в эфире официального подкаста «Ф-1» F1 Nation итальянский журналист и инсайдер Роберто Кинкеро из национального подразделения авторитетного Motorsport. -- C приходом Фредерика Вассера действительно начался новый проект. В конце этого сезона в Маранелло уже перейдут два топовых инженера после длительного обязательного отпуска.

Они много инвестируют для оптимизации структуры под потолком расходов, чтобы правильно выделить максимум усилий для развития машины. Да, это должен быть верный момент. И, думаю, цель – 2026-й. С нынешним поколением машин с «Ред Булл» справится будет сложновато, а вот в 2026-м всем выпадет новый шанс.

Я думаю, для Фреда это что-то вроде победы, потому что он желал заполучить Льюиса, говорил мне несколько раз в прошлом году. «Льюис в команде – это то, что помогает тебе всегда привлечь лучших инженеров. Если у тебя Льюис, это как подарочная карточка для лучших инженеров, ведь этот парень всегда выжимает максимум». С этой точки зрения это очень хорошая сделка для «Феррари».

Неужели нет никого, кто считает, что и у Хэмилтона может не выйти?

Нет, местами встречаются и скептики – из-за чрезмерной внезапности подписания и как раз хаоса, который может потенциально возникнуть при новой фазе перестройки под Льюиса.

Например, отработавший семь лет в техштабе Маранелло Эрнест Кнорс в комментарии для нидерландского De Telegraaf увидел такие опасности:

«Без понятия, зачем «Феррари подписала с Леклером – казалось, они четко сделали ставку на Шарля, а потом лишила уверенности в статусе. Команда прекрасно знает стиль пилотажа Леклера и, по идее, должна была строить машину под него.

У Хэмилтона будут другие предпочтения. Мне кажется, это главная проблема «Феррари» в последние годы. Они никак не могут сосредоточиться на одном.

Вполне допускаю, что Хэмилтон приведет с собой нескольких инженеров. Это приведет к переменам в техническом штабе, будет хаос. В 2026 году еще и регламент серьезно изменится. Поэтому я сомневаюсь, что приглашение Льюиса поможет «Феррари».

«В «Феррари» Хэмилтону предстоит столкнуться с иерархией – а он этому не привык, – высказался и бывший пилот «Ф-1» Ханс-Йоахим Штук, кажется, забывший о годах чемпиона в суперструктуированном «Макларене» Рона Денниса. – Хэмилтон – уже не самый молодой гонщик. А ведь мы много раз видели историю: пилот меняет команду, затем приходит более молодой и заставляет понапрягаться. Конечно, Хэмилтон может выиграть восьмой титул, но он также может многое потерять. Предположим, Леклер окажется лучше Хэмилтона… Плохое тогда завершение карьеры».

«Хэмилтон – выдающийся чемпион, и он сделает все, чтобы выиграть еще один титул. Но Леклер тоже мечтает о победе в чемпионате, – предостерег бывший президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло, назвавший трансфер «мощным ходом». – Конкурентоспособность машины еще важнее, когда в команде два одинаково сильных гонщика. В противном случае придется расплачиваться».

«Если говорить о маркетинге – блестящая операция, так что снимаю шляпу перед Джоном Элканном, – высказался бывший шеф собственной команды Джанкарло Минарди (сейчас его творение – вторая «РБ» в короне «Ред Булл»). – Но лично я бы не брал кого-то вроде Хэмилтона.

Клянусь, возраст для меня не имеет значения. Алонсо даже старше Льюиса, но все еще очень хорош. И Хэмилтон тоже по-прежнему конкурентоспособен.

Мы должны спросить себя: проигрывала ли «Феррари» все эти годы по вине пилотов? Нет. Следовательно, у Хэмилтона нет гарантии успеха. Точно так же, как и у Феттеля. В «Формуле-1» очень важна победная машина. Дом строят не с крыши, а с фундамента».

«Льюис исполняет мечту детства, но одного лишь этого перехода недостаточно – сейчас «Ред Булл» непобедим, – согласен и бывший гонщик «Рено» и «Тойоты» Ярно Трулли. – Глобально это ничего не меняет.

Вы можете выставить на старт сколько угодно чемпионов, но если ваша машина и команда не смогут конкурировать, то результаты Хэмилтона мало чем будут отличаться от предыдущих результатов Леклера и Сайнса. Да, разумеется, вы заполучили чемпиона, который по-прежнему остается одним из лучших в своем деле, очень опытного гонщика, хоть уже и в возрасте. Но все это в любом случае не гарантирует вам победу.

Приоритет «Феррари» – завоевание титулов, а не просто наличие в команде семикратного чемпиона. Честно говоря, мне кажется, что Хэмилтон выиграет от этого перехода больше, чем «Феррари».

А вы на чьей стороне? У Хэмилтона выйдет?

Хэмилтон в «Феррари»: все инсайды, детали, срок контракта и причины ухода из «Мерседеса»

Переход Хэмилтона в «Феррари» доказывает: в «Ф-1» еще остались эмоции. Не все решают деньги

Хэмилтона много лет предостерегали от перехода в «Феррари». Даже амбассадор Скудерии!

Фото: HOCH ZWEI, Hasan Bratic/Global Look Press