Инновационный руль «Мерседес» для «Ф-1» полностью легален, несмотря на возражения конкурентов. Юридически его невозможно запретить
Протесты не помогут.
Главной темой первых тестов «Формулы-1» 2020 года стала сенсационная и скандальная хитрая инновация «Мерседеса» под названием DAS – дейвайс, позволяющий менять угол наклона и развал-схождение колес путем толчка или вытягивания руля.
Здесь мы подробно разобрали, как она работает, какие преимущества дает (увеличение скорости на прямых, дополнительная опция контроля на нагревом передних шин, вариативность настройки), а также зачем вообще система двухосного управления потребовалась «Мерседесу».
Реакция главных конкурентов из «Ред Булл» оказалась предсказуемой: советник гоночной программы австрийцев Гельмут Марко сразу же выразил сомнения в законности DAS.
«Если вы активным образом изменяете развал-схождение, меняется площадь контакта шин с асфальтом. Следовательно, высота просвета между машиной и поверхностью трассы также меняется, пусть и очень ненамного. Это запрещено, потому что такая концепция имеет сходство с принципом активной подвески, использовать которую нельзя» – заключил доктор Марко.
«Мне трудно понять, как это может быть легально, – уточнил главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи. – Ведь гонщик при задействовании системы не задает машине направление движения».
Однако Международная автомобильная федерация практически сразу развеяла все сомнения, объявив DAS абсолютно легальной и полностью соответствующей правилам. И новость вызвала шквал негодования и стенаний у фанатов.
Но если абстрагироваться от эмоциональной составляющей скандала (ее как раз можно понять: команда, выигравшая шесть последних титулов подряд, выкатывает очередную хитрую инновацию – приятного просмотра нового сезона) и подойти к вопросу логически, станет ясно: ФИА никак не может забанить новинку в рамках действующего регламента. Юридически подобную операция практически не провернуть. Давайте разбираться.
Активный аэродинамический элемент?
При задействовании DAS в болиде меняют положение только колеса, которые на самом деле ну никак нельзя назвать «аэродинамическими элементами»: на них нет деталей обвеса, они у всех одинаковые и в принципе не предназначены как средства гененирования прижимной силы – то есть не выполняют аэродинамических функций.
Да, у тормозных воздуховодов обычно есть мелкие закрылки и рассекатели, но доказать пользу системы в смысле прокачки этого аэродинамического пакета будет очень сложно – и преимущество (если оно и есть) окажется практически неразличимым. К тому же, в случае раскручивания ситуации в данную сторону «Мерседесу» достаточно будет снять все закрылки, чтобы завести протест в тупик.
Также положение может менять сам пилон, двигающий колесо – но он точно так же смешается и при повороте руля, управляя колесом в виражах. Даже если придумать ему ключевой аэродинамический смысла (а для задействования этого правила нужно, чтобы аэродинамическое назначение превалировало над всеми остальными), его можно считать выведенным из-под этого пункта правил.
Элемент активной подвески?
То самое, на что упирает Гельмут Марко: раз смещается дорожный просвет, то система нелегальна как часть запрещенной еще в 90-х автоматической смены пространства между днищем и асфальтом.
Здесь все немного ближе к возможному бану, но все равно-таки прежде всего пункт правил 10.2.1 и 10.2.2 запрещает гидравлические или электрические помощники, а также создавать дополнительные степени свобод для центра колес. Система DAS же явно механическая (или легко может стать таковой), а никаких дополнительных степеней свобод не появляется, поскольку колеса двигаются исключительно предназначенным первоначальной конструкцией образом – поворотом на определенный градус. Формально рулем колеса можно повернуть на тот же градус – так что здесь все чисто.
Пункт 10.2.3 посерьезнее: он напрямую запрещает внесение изменений в настройки подвески, пока машина в движении. Это сложный момент: с одной стороны, какие-то детали и правда меняют положение, двигая колеса. Здесь все зависит от того, что ФИА считает данными или деталями подвески – и здесь на помощь приходит пункт 34.1 о «закрытом парке». В соответствии с ним представитель каждой команды обязан предоставить данные о настройке подвески перед квалификацией по обоим болидам и гарантировать их неизменность.
Однако входит ли в список нужных данных угол между осью машины и колесом или угол наклона колеса? По свидетельству испанского журналиста Алберто Фабреги, работающего в паддоке «Формулы-1», ФИА никогда не требовала у команд эти настройки – а значит, их можно менять по своему усмотрению.
Таким образом вопрос о работе DAS попадает под пункт 10.4 «Рулевое управление». И там главное правило запрещает лишь менять направление движения более чем двух колес – судя по всему, здесь никакой опасности запрета нет. Про количество осей, по которым колеса могут двигаться, в правилах ничего не сказано.
Повышающий опасность элемент?
Также у ФИА есть право забанить абсолютно любую соответствующую регламенту инновацию, если она представляет угрозу для гонщиков в случае аварии. На этот вопрос обратили внимание многие болельщики – однако делегат Международной автомобильной федерации поделился с изданием Auto Motor und Sport информацией насчет надежности конструкции носовой части «Мерседеса». По словам инсайдера, чемпионы добавили надежные системы защиты на случай непредвиденных ситуаций и отказа системы и прошли все обязательные крэш-тесты – более того, именно рулевая колонка с W11 показала себя самой надежной в паддоке.
И в данном аспекте нельзя приплести политику: у крэш-тестов ФИА существуют весьма объективные показатели, на которые нельзя закрыть глаза. Политическое решение об игнорировании проваленных испытаний всего через полгода после гибели Антуана Юбера невозможно представить – иначе на машины не ставили бы гало с редкостной маниакальностью.
Деталь, идущая вразрез с духом правил?
На самом деле у ФИА оставалась еще одна лазейка, теоретически позволявшая запретить DAS: в соответствии с пунктом 2.5 у делегатов есть право бана технологий, не предусмотренных регламентом. Однако для его активации необходимо согласие Технического совета «Формулы-1», куда входят представители всех команд: то есть федерации требуется согласие каждого конкурента «Мерседеса».
Но даже в этом случае запрет вступит в силу только после финального Гран-при сезона (хоть и с публикацией всех технической документации по новинке).
Но ведь DAS все равно запретят в 2021-м, почему не сейчас?
Инновация «Мерседеса» и правда будет нелегальной в следующем сезоне – но совсем не потому, что ФИА сейчас так решила. Просто в новом регламенте предусмотрели оговорку об «определенных движениях колеса по одной оси», косвенно запретив любые системы вроде DAS. В действующем регламенте такой оговорки нет – здесь и заключается проблема. И поменять правила на ходу просто так нельзя.
Неужели ничего нельзя сделать?
Юридически «Формула-1» попала в тупик – у федерации остается лишь право выпустить дополнительную директиву, уточняющую определенные пункты регламента для запрета подобных вещей. Но обычно директивы основываются на положениях регламента, углубляют и расширяют их, а не вносят внезапные и довольно сильные изменения.
Если ФИА решит пойти по этому пути – то как раз и создаст политическое решение, которое можно будет оспорить в суде.
Конкурентам остается только смириться и продолжать работу над собственными инновациями.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Lm/Keystone Press Agency; REUTERS/Albert Gea
https://twitter.com/Mattzel89/status/1230454705844817920
В общем, как говорят в Одессе, приведенный тобой пример и случай с Мерседес - это две большие разницы.
Касаемо Мерседес, даже дисквал в 2013 из-за шинных тестов, никак не влиял на на 2014, ведь мы все уже теперь знаем, что Мерседес три года подряд были вне конкуренции и при этом до 2019 года с шинами откровенно не дружили.
Простыми словами, Мерседес побеждал и побеждает не смотря ни на что.
Ты просто не врубаешься совершенно. Вот прям совсем.
Не бывает не гнущихся днищ, или к примеру не гнущихся антикрыльев. Абсолютно ВСЕ днища гнуться. Весь вопрос только в степени, насколько гнуться. И вот чтобы установить эту степень, и были введены правила измерения. И Феррари (но не только Феррари) разработала свою машину с учётом требований при замерах. ВСЁ.
Когда ФИА изменила требования проверок, то и машину изменили.
Из чего следует что машина Феррари на протяжении всего сезона, от первой и до последней гонки, была абсолютно легальной.
И когда ты пишешь "Феррари обманывала всех", ты либо врёшь, либо абсолютно не понимаешь о чём идёт речь. В любом случае ты либо балабол, либо лжец.
Я тебе задал конкретный вопрос. Где пруф на дисквал машины Феррари в ГП Австралии 2007?
Ты мне пишешь что угодно, кроме ответа на вопрос. Теперь вот дал ссыль на читы Феррари 2019 года ))
А ничего что это 12 -13 лет спустя? ))
А ничего что Феррари на ГП Австралии была полностью легальной? ))
Короче, у тебя есть время перстать быть балаболом. По крайней мере в этом вопросе. Давай ссыль, а пока ты балабол ))
В случае же Мерседес, ФИА нужно было действовать через регламент, что уже действительно несправедливо.
История ДАС напоминает чем-то историю FRIC, которую забанили в 2015, которую внедрили Мерседес.
Так что ФИА уже не раз банила разработки Мерседес, когда они выкатывали убойное решение. И все это с одной целью - уменьшить разрывы в пелетоне и сдержать рост затрат. Ведь ту же FRIC скопировать смогли только РБ и то это было не так эффективно как у Мерседес.
В 2021 году Либерти хотят максимально уменьшить затраты команд и все дорогущие разработки попадают под нож в первую очередь.
В 2007 у Феррари было днище, признанное легальным на старте сезона. Но. его забанили сразу после первой гонки, и забан этот был в пользу конкурента Феррари.
В вот в 2020 ФИА заранее признала чит Мерседеса легальным. Мало того, ещё и забанила этот чит наиная с 21 года, чтобы другим конкурентам Мерса было не выгодно разрабатывать свой аналог.
Вот это есть огромная разница в отношении ФИА к разным командам.
Во-вторых это никак не отменяет факта того, что Феррари читирила и кроме днища было еще и заднее антикрыло кстати. Но в любом случае, ты данной подборкой признал, что Феррари читерила.
В-третьих, то, что читерило (возможно) еще несколько команд никак не оправдывает Феррари.
В-четвертых, по Феррари даже рисунки от руки ФИА слили где и как искать и есть свидетельства сотрудника о том, что днище было нелегально.
А теперь давай хоть часть всего этого отбросим и вернемся к основному вопросу, а именно к тому с чего мы и начали, как "подлые" ФИА поменяли методику оценки днища, чтобы помешать читерить Феррари и то как они отказались менять регламент ради бана легальной задумки Мерседес.
Неужели не видишь огромной разницы между легальным решением и читом?
Про Австралию 2007:
С ГП Малайзии будет новая процедура проверки гибкого днища. Большинство команд использовало ГД уже несколько лет подряд (это неподтвержденная информация, один инженер по секрету поделился).
Скандал разгорелся не только вокруг Феррари, но и БМВ-Заубер. При этом ГД было в разработке у более чем половины команд.
ФИА постановила, что днище должно выдерживать усилие в 500 Ньютон, не прогибаясь. Увеличение жесткости нельзя будет увидеть на болидах, поэтому многие команды могут втихую усилить его, чтобы пройти проверку. Источники в паддоке говорят, что только 3 или 4 команды не использовали ГД. Только Williams и Super Aguri подтвердили, что они не буду вносить никаких изменений в болид.
Феррари заявила, что «как и обычно, мы выполним любые требования и пройдем любые тесты, которые нам укажет ФИА».
Алан Пермейн (Рено) заявил, что «не удивлен, что так много команд работало в этой области, так как здесь не было никаких ограничений».
«Я думаю, что это так или иначе скажется на всех командах. Буду удивлен, узнав, что они не работали в этой области. Дизайн передка не менялся уже много лет, так что многие, если не все, работали в этом направлении».
Пермейн добавил, что уверен в том, что его команда без проблем пройдет это тесты.
Пермейн также не удивлен, что на ГД наконец-то обратили внимание. Он добавил, что в начале сезона всегда на что-то обращают внимание: то на гибкие крылья, то на днище.
Технический директор Williams Сэр Майкл заметил, что «даже тем, кому придется внести изменения, не сильно от этого пострадают. Разница будет не велика. Я вообще не понимаю, почему это вдруг стало такой важной темой».
http://www.gp-smak.ru/news/71.html
Воображаемое читерство у тебя в голове.
Так где дисквал за гибкое днище нарушающее регламент?
Есть ссыль? Нету ссыли. Свободен )
Я утверждаю, что гибкое днище нарушало регламент, и ФИА были предоставлены очень четкие инструкции где искать чит, после чего, в тот же день, методика оценки днища на гибкость была изменена. Доказательства нелегальности днища поступили от сотрудника Феррари, который прямо сказал, что машина Феррари на ГП Австралии была нелегальна. Ссылку на его слова я тебе предоставил.
А то, что ФИА прикрывает Феррари десятилетиями - это не секрет и Экклстоун прямым текстом про это говорил и очередное доказательство мы увидели вчера.
Я не балаболю по пустякам, а четко тебе сказал, что сравнивать "обиженных" Феррари в 2007 году с их читерским днищем и решение Мерседес с ДАС нельзя, потому что решение Мерседес соответствует регламенту, а решение Феррари нет.
По поводу 2017 года приведи инфу о бане подвески у ФИ, про Мерседес и РБ я тебе уже привел.
А ДАС, как и ФРИК и подвеска Мерседес 2017 является еще одним доказательством, того, что умнейшие, но дорогие решения, которые Феррари не может либо не успевает скопировать - ФИА банят. Прослеживается четкое подигрывание ФИА в пользу красных.
А теперь, то же самое перенеси на DAS Мерседес и попробуй запретить систему только замерами, не меняя регламент. И ты сам поймешь, что ты балабол и лжец.
Система ДАС нелегальна без единого замера. Она нарушает сразу несколько пунктов регламента, например: пункт 10.2.3: «ни один из параметров работы подвески не может быть скорректирован, когда автомобиль находится в движении».
По поводу ДАС посмотрим в Австралии, эту систему еще не использовали в гонке, вот и посмотрим насколько она нелегальна.
Касаемо пункта 10.2.3 на него есть пункт 10.2.1 согласно которого положение колес меняется рулевым управлением и не указано в какой плоскости можно менять положение колес, что и делает ДАС, к тому же Феррари еще с 2017 использует систему, где меняется дорожный просвет в движении в зависимости от поворота руля. То же делает и ДАС, только без поворота руля, а его перемещении вдоль оси вращения. Если легальна система Феррари, то почему нелегальна система Мерседес?
Пункты 10.2.3 и 10.2.1 никак между собой не связаны, и второй пункт никак не отменяет первый.
Про Мерседес поржал, уже кучу специалистов перекупили конкуренты и не последних и включая мотороспортивное подразделение, и что?
А по поводу ДАС я уже сказал, в гонках она пока не юзалась, а изменение положения колес разрешено в регламенте, веть ДАС меняет только положение колес, а не меняет настройки подвески, и только. Феррари еще с 2017 года меняет дорожный просвет в зависимости от положения колес, а ДАС чем хуже?
По поводу ДАС и Мерседеса вообще. У них карт бланш от ФИА на всё не позднее 2013 года, с секретных шинных тестов.
В 2015 FRIC забанили, в 2017 подвеску, и при этом параллельно кучу всяких ограничений в области двигателя. С 2021 уже известно, что и DAS попадает под запрет.
Такое ощущение, что за последние несколько лет ФИА только и делала, что банила через изменения в регламенте абсолютно легальные разработки Мерседес.
ФРИК был у почти всех команд пелотона.
Подвеску банили у РБ и ФИ.
Ограничения на двигатели стали выдвигать когда Феррари стала догонять Мерс по двигателям. То есть тормозили Феррари, а не Мерс.
В 21 ДАС попадёт под запрет потому, что в 20 его никто кроме Мерса не успеет внедрить, и от Даса будет профит только у Мерса.
Такое ощущение что забияка тупо глор Мерса и ничего более )
В 2017 речь шла про Мерседес и РБ, вот цитата "Как тогда сказали в Скудерии, запрос носит чисто теоретический характер, однако многие предположили, что реальной причиной является намерение запретить системы Mercedes и Red Bull Racing".
А по поводу ДАС, кто мешает ее внедрить не то что завтра а еще вчера? Бинотто говорит, что думали, но отказались, так кто им доктор?
И я не болею за команды, а преимущественно за пилотов (Сенна, Хил, Вильнев, Хаккинен и так далее), но то что делают последние несколько лет Мерседес действительно впечатляет, причем не только в плане техники, но и стратегии и тактике в гонке.
В 2017 была инфа о забане подвески РБ и ФИ.
А по поводу ДАС. всё прсото. Никто ничего подобного не разрабатывал, потому что всё намного менее спорное банят, если это не у Мерседеса. Как сказал Ньюи - такая система не может быть легальна.