Блог Ностальгия и модерн

Инновационный руль «Мерседес» для «Ф-1» полностью легален, несмотря на возражения конкурентов. Юридически его невозможно запретить

Протесты не помогут.

Главной темой первых тестов «Формулы-1» 2020 года стала сенсационная и скандальная хитрая инновация «Мерседеса» под названием DAS – дейвайс, позволяющий менять угол наклона и развал-схождение колес путем толчка или вытягивания руля.

Здесь мы подробно разобрали, как она работает, какие преимущества дает (увеличение скорости на прямых, дополнительная опция контроля на нагревом передних шин, вариативность настройки), а также зачем вообще система двухосного управления потребовалась «Мерседесу».

«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых

Реакция главных конкурентов из «Ред Булл» оказалась предсказуемой: советник гоночной программы австрийцев Гельмут Марко сразу же выразил сомнения в законности DAS.

«Если вы активным образом изменяете развал-схождение, меняется площадь контакта шин с асфальтом. Следовательно, высота просвета между машиной и поверхностью трассы также меняется, пусть и очень ненамного. Это запрещено, потому что такая концепция имеет сходство с принципом активной подвески, использовать которую нельзя» – заключил доктор Марко.

«Мне трудно понять, как это может быть легально, – уточнил главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи. – Ведь гонщик при задействовании системы не задает машине направление движения».

Однако Международная автомобильная федерация практически сразу развеяла все сомнения, объявив DAS абсолютно легальной и полностью соответствующей правилам. И новость вызвала шквал негодования и стенаний у фанатов.

Главная тема тестов «Ф-1» – хитрый руль «Мерседеса». Фанаты шутят и негодуют, а чемпионы издеваются в ответ

Но если абстрагироваться от эмоциональной составляющей скандала (ее как раз можно понять: команда, выигравшая шесть последних титулов подряд, выкатывает очередную хитрую инновацию – приятного просмотра нового сезона) и подойти к вопросу логически, станет ясно: ФИА никак не может забанить новинку в рамках действующего регламента. Юридически подобную операция практически не провернуть. Давайте разбираться.

Активный аэродинамический элемент?

При задействовании DAS в болиде меняют положение только колеса, которые на самом деле ну никак нельзя назвать «аэродинамическими элементами»: на них нет деталей обвеса, они у всех одинаковые и в принципе не предназначены как средства гененирования прижимной силы – то есть не выполняют аэродинамических функций.

Да, у тормозных воздуховодов обычно есть мелкие закрылки и рассекатели, но доказать пользу системы в смысле прокачки этого аэродинамического пакета будет очень сложно – и преимущество (если оно и есть) окажется практически неразличимым. К тому же, в случае раскручивания ситуации в данную сторону «Мерседесу» достаточно будет снять все закрылки, чтобы завести протест в тупик.

Также положение может менять сам пилон, двигающий колесо – но он точно так же смешается и при повороте руля, управляя колесом в виражах. Даже если придумать ему ключевой аэродинамический смысла (а для задействования этого правила нужно, чтобы аэродинамическое назначение превалировало над всеми остальными), его можно считать выведенным из-под этого пункта правил.

Элемент активной подвески?

То самое, на что упирает Гельмут Марко: раз смещается дорожный просвет, то система нелегальна как часть запрещенной еще в 90-х автоматической смены пространства между днищем и асфальтом.

Здесь все немного ближе к возможному бану, но все равно-таки прежде всего пункт правил 10.2.1 и 10.2.2 запрещает гидравлические или электрические помощники, а также создавать дополнительные степени свобод для центра колес. Система DAS же явно механическая (или легко может стать таковой), а никаких дополнительных степеней свобод не появляется, поскольку колеса двигаются исключительно предназначенным первоначальной конструкцией образом – поворотом на определенный градус. Формально рулем колеса можно повернуть на тот же градус – так что здесь все чисто.

Пункт 10.2.3 посерьезнее: он напрямую запрещает внесение изменений в настройки подвески, пока машина в движении. Это сложный момент: с одной стороны, какие-то детали и правда меняют положение, двигая колеса. Здесь все зависит от того, что ФИА считает данными или деталями подвески – и здесь на помощь приходит пункт 34.1 о «закрытом парке». В соответствии с ним представитель каждой команды обязан предоставить данные о настройке подвески перед квалификацией по обоим болидам и гарантировать их неизменность.

Однако входит ли в список нужных данных угол между осью машины и колесом или угол наклона колеса? По свидетельству испанского журналиста Алберто Фабреги, работающего в паддоке «Формулы-1», ФИА никогда не требовала у команд эти настройки – а значит, их можно менять по своему усмотрению.

Таким образом вопрос о работе DAS попадает под пункт 10.4 «Рулевое управление». И там главное правило запрещает лишь менять направление движения более чем двух колес – судя по всему, здесь никакой опасности запрета нет. Про количество осей, по которым колеса могут двигаться, в правилах ничего не сказано.

Повышающий опасность элемент?

Также у ФИА есть право забанить абсолютно любую соответствующую регламенту инновацию, если она представляет угрозу для гонщиков в случае аварии. На этот вопрос обратили внимание многие болельщики – однако делегат Международной автомобильной федерации поделился с изданием Auto Motor und Sport информацией насчет надежности конструкции носовой части «Мерседеса». По словам инсайдера, чемпионы добавили надежные системы защиты на случай непредвиденных ситуаций и отказа системы и прошли все обязательные крэш-тесты – более того, именно рулевая колонка с W11 показала себя самой надежной в паддоке.

И в данном аспекте нельзя приплести политику: у крэш-тестов ФИА существуют весьма объективные показатели, на которые нельзя закрыть глаза. Политическое решение об игнорировании проваленных испытаний всего через полгода после гибели Антуана Юбера невозможно представить – иначе на машины не ставили бы гало с редкостной маниакальностью.

Деталь, идущая вразрез с духом правил?

На самом деле у ФИА оставалась еще одна лазейка, теоретически позволявшая запретить DAS: в соответствии с пунктом 2.5 у делегатов есть право бана технологий, не предусмотренных регламентом. Однако для его активации необходимо согласие Технического совета «Формулы-1», куда входят представители всех команд: то есть федерации требуется согласие каждого конкурента «Мерседеса».

Но даже в этом случае запрет вступит в силу только после финального Гран-при сезона (хоть и с публикацией всех технической документации по новинке).

Но ведь DAS все равно запретят в 2021-м, почему не сейчас?

Инновация «Мерседеса» и правда будет нелегальной в следующем сезоне – но совсем не потому, что ФИА сейчас так решила. Просто в новом регламенте предусмотрели оговорку об «определенных движениях колеса по одной оси», косвенно запретив любые системы вроде DAS. В действующем регламенте такой оговорки нет – здесь и заключается проблема. И поменять правила на ходу просто так нельзя.

Неужели ничего нельзя сделать?

Юридически «Формула-1» попала в тупик – у федерации остается лишь право выпустить дополнительную директиву, уточняющую определенные пункты регламента для запрета подобных вещей. Но обычно директивы основываются на положениях регламента, углубляют и расширяют их, а не вносят внезапные и довольно сильные изменения.

Если ФИА решит пойти по этому пути – то как раз и создаст политическое решение, которое можно будет оспорить в суде.

Конкурентам остается только смириться и продолжать работу над собственными инновациями.

Новый шедевр от «Мерседеса»: чемпионы «Ф-1» все-таки скопировали ключевую инновацию «Феррари» – но сделали ее еще лучше

Cередняк «Формулы-1» привез на тесты точную копию чемпионского «Мерседеса». Слишком много сходств в деталях

Все болиды для 2020-го выехали на трек: в «Ф-1» начались тесты. Каждая машина – красотка, но с двумя фанатов обманули

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Lm/Keystone Press Agency; REUTERS/Albert Gea

Да-с
65%
Ну что вы, еще рано говорить
35%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья