6 мин.

От Феттеля требовали победы. Но он столкнулся с Ферстаппеном

Погоня за «Мерседесом» не состоялась.

Лидер «Феррари» Себастьян Феттель оказался перед гонкой на «Сузуке» в невероятно сложной ситуации: из-за ошибки стратегов в квалификации он оказался на восьмой стартовой позиции, хотя для поддержания интриги в чемпионате ему непременно нужно было побеждать. При отставании от Льюиса Хэмилтону в 50 очков за 5 Гран-при до финиша сезона Себа могли спасти только первые места и сходы соперника — но для осуществления этого плана в Японии ему нужно было совершить как минимум семь обгонов (в том числе опередить завоевавшего поул англичанина).

Стартовал немец удачно: он быстро опередил гонщиков «Торо Россо», в середине круга разделался с Роменом Грожаном, а в конце пролетел мимо Кими Райкконена, которого с трассы выпихнул срезавший шикану Макс Ферстаппен. Следующей целью Себа оказался именно голландский пилот «Ред Булл», которому стюарды выписали штраф в 5 секунд за инцидент с Кими, но лидер Скудерии не стал дожидаться волны пит-стопов и атаковал Макса в повороте «Ложка». Закончилось все печально.

Себа развернуло и отбросило на 19-ю позицию, откуда пришлось прорываться обратно в топ-6. Стюарды никакого не наказали: Ферстаппен продолжил заезд и сохранил подиум даже несмотря на предыдущий штраф. Выиграл же Гран-при Льюис Хэмилтон: теперь между главными претендентами на титул уже 67 очков, следующая гонка пройдет на коронной трассе англичанина в Остине (5 побед за последние 6 лет) — и немцу осталось только уповать уже на три схода соперника подряд.

Именно поэтому после гонки разгорелась ожесточенная критика оправданности действий Феттеля. Себастьяна обвинили в нетерпеливости и неспособности верно рассчитать ситуацию: все-таки штраф гарантированно позволил бы обогнать Ферстаппена на ближайшей волне пит-стопов. Атаку четырехкратного чемпиона мира посчитали опрометчивой: «Феррари» торпедировала «Ред Булл» слишком быстро и внезапно, хотя провести атаку можно было уже на следующей прямой.

«Феттель может винить только самого себя», – безапелляционно заявил в прямом эфире комментатор Sky Sports и бывший гонщик «Формулы-1» Пол ди Реста.

«Абсолютно необязательный маневр со стороны Феттеля», – согласился с коллегой эксперт Тед Кравиц.

Однако экс-пилот «Хонды» и «Супер Агури» Энтони Дэвидсон в разборе ситуации обнаружил некоторую неоднозначность в инциденте.

«Сперва посмотрим на рестарт после периода машины безопасности. Вместо спокойного выхода из последнего поворота Феттель чуть не потерял машину. Это говорит об его отчаянии при нажатии на педаль газа — он пытался действовать на границе возможного сцепления его шин «суперсофт». Вероятно, он хотел нагнать соперника уже в первом или втором повороте — более безопасном и традиционном месте для обгона.

Далее, на подъезде к «Ложке» Феттель увидел из кокпита мигающий красный огонек перезаряжающейся батареи на болиде Ферстаппена. Обычно это говорит: «парень будет медленнее тебя». У Феттеля же был полный заряд, он нажал на кнопку и использовал накопленную энергию в борьбе с уязвимым соперником. Далее ему нужно было верно предугадать степень замедления машины впереди. Себ, как ему показалось, увидел возможность обгона, хоть поворот очень быстрый с минимальным торможением.

Когда Феттель начал вхлдить в вираж, он определенно подумал: «Эх, Макс определенно все усложнит» – и выехал на поребрик, что вообще-то не является частью обычной гоночной траектории в данном месте. В тот момент места все еще хватало на ширину машины, но Макс постепенно приближался. Он мог бы оставить больше пространства.

Нельзя сказать, что Феттель виновен на 100 процентов . Но, да, это был рискованный маневр в необычном для обгонов месте — особенно при нырянии на внутреннюю траекторию. По-моему, степень вины можно разделить как 80 процентов Себа и 20 – Макса.

Если взглянуть на инцидент с бортовой камеры Ферстаппена, то можно заметить, что он не следовал по традиционной гоночной траектории. Обычно руль должен быть направлен чуть правее поребрика с внутренней стороны. В этом месте гонщики обычно касаются колесом белой линии — но не более того. Феттель же влез на поребрик очень рано, а значит, именно он скорее влетел в Макса, чем его пытались выдавить.

Почему стюарды не наказали Феттеля? Это была атака в последний момент, после столкновения повредилась именно «Феррари», Себ потерял намного больше времени и позиций, чем Ферстаппен. Однако Феттель продолжил обгонять в этом месте — пусть и не в той же манере».

И правда: если изучить покадрово снимки с бортовой камеры «Ред Булл», можно заметить, что Макс начал отворачивать на внутреннюю траекторию чуть сильнее именно когда Феттель оказался уже рядом.

Сам голландец же выразил другое мнение.

«Я оставил Феттелю достаточно места на трассе, – сказал он после финиша. – Просто это не тот поворот, в котором можно обгонять. Он мог бы пройти меня на следующем круге. Я сам допустил похожую ошибку на Гран-при Китая. Даже самые опытные гонщики порой ошибаются. Но, оглядываясь назад, в Китае именно я был оштрафован».

Главный аргумент Ферстаппена о невозможности обгонять в «Ложке» в гонке многократно развеивали сам Феттель (именно там, например, он опередил Грожана на первом круге) — но в каждом случае Себу противостояли более медленные болиды из середины пелотона. Лишь раз за весь Гран-при Японии он попытался обогнать равную по силе машину — и как раз именно этот случай и закончился столкновением.

«Я не думаю, что он ошибся, – неожиданно защитил соперника руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф. – Гонщики должны рисковать подобным образом. Калитка выглядела открытой, и он сделал попытку — но затем гоночный инцидент отбросил его в хвост пелотона».

«Там было пространство, – подтвердил немецкий пилот «Феррари» команде по радио сразу после финиша. – Если бы я не попытался его использовать — с тем же успехом мы могли бы остаться дома».

Однако при разговоре с журналистами он уже отверг критическую необходимость данного маневра.

«Моя атака не была отчаянной, – цитирует Себа BBC. – Я знал, что соперник получил штраф в 5 секунд. Я догонял его на прямой, а он начал перезарядку аккумулятора. Места на трассе хватало, а он начал защищаться лишь когда увидел меня. Но внутренняя траектория уже была за мной. На мой взгляд, он пытался захлопнуть калитку как раз в тот момент, когда этого нельзя делать. Но я не жалею о попытке обгона. Да, задними умом всегда легче рассуждать. Батарея на его болиде перезаряжалась, я же как раз в тот момент использовал полный заряд. Я был быстрее и вписался бы в поворот. Мы поравнялись, но он не оставил мне места на трассе и мы столкнулись».

Как бы Феттель ни оправдывался после гонки, именно он потерял из-за столкновения больше Ферстаппена. Например, последние крохи реальных шансов на победу в чемпионате.

«К сожалению, мне кажется, сегодня борьба за титул закончилась, – подчеркнул ситуацию руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – И вряд ли Макс будет сегодня популярен в Италии».

О, да, Кристиан. Еще как «вряд ли».

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; REUTERS/Toru Hanai, Issei Kato