3 мин.

Оксана Сливенко: «Мышцы – это не то, чего стоит стесняться»

Трехкратная чемпионка мира по тяжелой атлетике, один из идеологов кроссфита – о пугающих килограммах и простой мечте о платье.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Возраст: 27 лет

Вид спорта: кроссфит, тяжелая атлетика

Достижения: серебряный призер Пекина и многократная чемпионка мира в тяжелой атлетике, а сейчас – один из идеологов кроссфита

– Я в спорте с четырех лет. Начала традиционно для девочки: художественная гимнастика, синхронное плавание. В какой-то момент разболелась спина — стало ясно, что мне гибкости не хватает, и я бросила гимнастику. Но потребность в нагрузке осталась, и я сама стала регулярно ходить на турники, на брусья. В 9 лет могла подтянуться 10–11 раз за подход, большинство мальчиков меньше подтягивались. Затем немного походила на карате, а в 12 лет испугала родителей: вместе со знакомыми девчонками отправилась в секцию тяжелой атлетики. Папа-то потом понял, что спорт — это мое, и стал поддерживать, ездить со мной на соревнования. А мама все время за меня волновалась: «Женский организм не предрасположен к поднятию таких тяжестей, ты родить не сможешь». Понятно, что, если неподготовленный человек, сгорбившись, начнет поднимать тяжелую штангу, он сорвет себе спину и заработает грыжу.

Но в тяжелой атлетике ты начинаешь занятия с невесомой палкой, чтобы освоить технику. Потом с грифом. Потом уже блины навешиваешь. В интернете есть видео как раз того периода. Лет в 14 мой рывок был 62 кг, толчок — 80 кг с чем-то. Максимум, которого я достигла: рывок — 123 кг, толчок — 156 кг, присед — 205 кг, становая тяга — 190 кг. Я раньше думала, что из-за спорта у меня не было детства. Что на сборах я просидела всю жизнь. У меня появилось чувство оторванности от социума, мне было тяжеловато вливаться в обычную жизнь. Но сейчас понимаю: спорт дал мне все. И то, как я жила в юности, — это лучше, чем просто по улице с друзьями гулять. Я объездила весь мир, у меня есть профессия — на жизнь я не жалуюсь.

Про то, как я не попала на Олимпиаду в Лондон, говорить не люблю. Вкратце: до последнего момента пять человек претендовали на четыре места в сборной — и все девочки очень сильные, то есть вероятность вылететь была у каждой. И вместо того чтобы спокойно готовиться, приходилось тренироваться в соревновательном темпе. Все это привело к травме — и в Лондон я не поехала. Восстановившись, я узнала о кроссфите, решила попробовать — и на первых тренировках просто задыхалась. По сути, это высшая ступень в эволюции фитнеса. Это как если в триатлон добавить тяжелую атлетику, подтягивания, приседания на одной ноге, бег с мешком песка на плече, прыжки и какие-нибудь дикие упражнения вроде ходьбы на руках. Задача кроссфита — развитие всех ключевых физических качеств человека. До этого у меня была очень узкая специализация: тяжелая атлетика дала мне силу, но выносливости, например, не было совершенно. Вы же никогда не видели бегающего штангиста? И мне тяжело дышать было уже после километровой пробежки.

В тяжелой атлетике я выигрывала чемпионаты мира, а в кроссфите пока пятая в Европе. Когда я начала заниматься кроссфитом, меня пригласили работать в фонд «Гераклион»: на его базе я не только тренируюсь, но и тренирую. Один из моих учеников на первых занятиях не мог сделать рывок с 40 кг. А сейчас 105 рвет, 125 толкает. Хотя прошло всего восемь месяцев. Занимаясь тяжелой атлетикой, я сильно хотела похудеть, надеть платье. Нет, серьезно: я очень комплексовала. Это в последнее время девушек со спортивным телосложением становится больше, а раньше ты идешь по пляжу и не знаешь, как на тебя отреагируют. Сейчас уже понимаю: мышцы — это не то, чего стоит стесняться.

Это интервью – одна из серий проекта «Спорт сегодня» журнала «Афиша», подготовленного при участии Sports.ru. Его остальные герои – в этом блоге и на сайте журнала.