Реклама 18+
Реклама 18+
Реклама 18+
Блог 48 чашек чая

«Ну, погоди», Валентино и желтые штаны Транькова

Костюм фигуриста – нечто большее, чем утилитарная спортивная форма или гедонистический вечерний наряд.  Костюм фигуриста должен выдерживать серьезные нагрузки, многократное натяжение ткани, в идеале подчеркивать достоинства фигуры и скрывать недостатки, способствовать воплощению идеи программы.

И если даже на льду вы воплощаете образ дебютантки бала, ваше платье должно позволять провезти вас полкатка в кораблике партнера вверх ногами. Можно, конечно, спросить,  - зачем дебютантку на колено и вверх ногами? Но это уже вопрос органичности элементов и программы и совсем другая история.

 

 

Костюмы – это то, что наряду с качеством выполнения прыжков и паттерна обсуждают после соревнований болельщики.  Костюмы – это то, что может иногда склонить чашу весов предпочтений судьи в пользу того или иного фигуриста. Все, как в жизни – опрятность и гармония всегда дадут пару очков вперед лохматости и диковатости.

В этом посте мы попробуем с вами пройти весь путь создания костюма для фигурного катания от идеи до воплощения. Узнаем, как прикрепить штаны к ботинку, как заполучить Веру Вонг в дизайнеры своего олимпийского наряда, кем могла вдохновляться Юлия Липницкая при создании своего радужного платья для Элвиса, а также с чего нужно начинать снятие мерок для фигуриста. И многое-многое другое.

 

Костюм фигуриста невозможен без идеи. С нее все и начинается. Идея, как правило, подчинена концепции самой программы, но иногда это может быть просто платье или просто брюки с рубашкой. Может и безыдейно, но если красиво, почему нет?

 

Откуда черпать вдохновение? Кто-то из фигуристов придумывает свои костюмы сам, как, например, Мэдисон Чок и Гийом Сизерон (другие наверняка тоже придумывают, но не сознаются – а то болельщики скоры на расправу).

При этом из-под пера Мэдисон выходили как симпатичные платья для Рахманинова сезона 2015/2016,

Так и спорно симпатичные, но бесспорно смелые «шурша розанами, воланами»:

 

При этом нельзя исключить вариант, когда Мэдисон или Гийом хоть и являются авторами идей для своих костюмов, при этом сами опираются на какую-то базу – будь то наряд из коллекции известного дизайнера или традиционные представления о костюмах для программ под ту или иную музыку – например, фламенко:

На коллаже Вертью/Моир,  Хавайек/Бейкер, Гауган/Литко и Синицина/Кацалапов.

 

Так что в более широком смысле можно выделить такие источники идей:

- Заказать у кутюрье

- Подсмотреть в коллекциях домов моды

- Подсмотреть в кино/балете/мюзикле (главным образом тогда, когда музыка взята из кино/балета/мюзикла)

- Подсмотреть у других фигуристов (которые, вероятно, сами тоже у кого-то подсмотрели)

 

Рассмотрим на конкретных примерах, как это работает.

 

Высокая мода на службе фигурного катания

Конечно, заказать костюм у известного дизайнера могут позволить себе лишь фигуристы определенно высокого уровня и статуса. Есть несколько примеров такого сотрудничества.

Роберто Кавалли и Каролина Костнер

Вера Вонг и Мишель Кван

Вера Вонг и Нэнси Кэрриган

 

 

 

 

Вера Вонг и Эван Лайсачек

 

Знали ли вы, что Вера Вонг и сама катается на коньках?

 

Туомас Мериковски (работает с Живанши) и Киира Корпи

 

Марлен Вебер и Пешала/Бурза (с сезона 2007/2008)

 

Вячеслав Зайцев и Яна Хохлова/Сергей Новицкий

 

 

Сбежавшие с подиума на лед

Большинство фигуристов при пошиве костюмов  все-таки обходится без обращения к топ-дизайнерам, но многие обращаются к их идеям.

Габриэла Пападакис 2013/2014 и Леди Гага (Версаче)

 

Екатерина Митрофанова 2015/2016 и Валентино

 

Маргарита Мамун (художественная гимнастика) и Аделина Сотникова 2015/2016, Валентино

 

Тесса Вертью/Скотт Моир 2013/2014 и  Эль Сааб

 

Елена Ильиных/Руслан Жиганшин 2014/2015 и Паоло Себастьян

 

Елена Радионова 2014/2015 и Дженни Пэкхем

 

Эшли Вагнер 2014/2015 и Дита Фон Тиз в платье Зак Позен

 

Мэрил Дэвис/Чарли Уайт 2014-2015 и Захаир Мурад

 

Кэйтлин Уивер/Эндрю Поже 2014/2015 и Крикор Яботиан

 

Ксения Столбова, которая на многих ресурсах признается одной из самых стильно одетых фигуристок не только нашей сборной, тоже обращается к задумкам с подиума.

Ксения Столбова/ Федор Климов 2015/2016 и Миранда Керр в Эмилио Пуччи

 Здесь не точная имитация, а скорее "по мотивам". Обращает на себя внимание то, что при сексуальной открытой спине спереди платье Ксении очень закрытое; закрыты и руки до запястья.

Но особенно хочется отметить костюмы пары к произвольной программе этого сезона на музыку к фильму «Неизвестный известный».

Вдохновением к костюмам в стиле контемпорари послужило платье коллекции Валентино.

Также был создан эскиз мужского костюма.

Склонный к консерватизму Федор отказался от предложенного эскиза в пользу более классического и лаконичного варианта – темно-серые брюки и светло-серый свитер.

На мой взгляд, общее сочетание костюмов от этой лаконичности мужского образа только выиграло. Вот что значит чувство меры.

 

Стоит сказать, что я не вижу ничего плохого в таком источнике идей костюмов, как коллекции признанных модельеров. Это может означать только то, что спортсмену не безразлично, как он выглядит на льду, и он и его команда тщательно подходят к вопросу костюмов.

Мы ведь все печем блины по рецепту, который уже придумал кто-то до нас. И тем не менее, блины у всех получаются разные. К тому же, при желании рецепт всегда можно как-то разнообразить.

 

С балетных подмостков, со съемочных площадок – тоже на лед

Без лишних слов. Зачем изобретать велосипед на платье, если спортсмен берет конкретную музыку, а иногда даже использует переработанные пластические решения из балета, мюзикла или фильма?

Вот лишь несколько примеров заимствований из кино, мюзиклов, мультфильмов:

 

Несколько примеров заимствований из балета:

«Лебединое Озеро» и «Дон Кихот»

 

 «Жизель»

 «Щелкунчик»

«Шахерезада»

 

Как правило, юниоры «впечатляются» костюмами взрослых и перерабатывают их идеи для себя. Но иногда бывает и наоборот. Есть такое вот совпадение: платье Юлии Липницкой сезона 2015/2016, которое появилось позже, чем платье юниорки Екатерины Митрофановой (сезон 2014/2015)

Екатерину Митрофанову вообще можно отметить как юную фигуристку с нетипичным подходом к выбору костюмов. Может, это заслуга родителей, может, тренеров, а может, и самой спортсменки.

 

Иногда еще бывает так, что платья со льда попадают на подиум. Пример - Тесса Вертью/Скотт Моир и платье Тессы для произвольного танца сезона 2009/2010 и Inbal Dror 2015 Bridal Collection 2015 года.

А может, талантливые люди просто мыслят в одном направлении)

 

Встречаются и идеи использования картин художников на костюмах фигуристов: Уртадо/Диас и Пабло Пикассо, Ильиных/Жиганшин и Фрида Кало, Гордей Горшков и иллюстрация к «Сильмариллиону» Д.Р.Толкиена,   Константин Меньшов и Микеланджело Буонаротти.

 

 

Итак, если идея определена, художник по костюмам приступает к созданию эскиза.

Существуют такие понятия, как креативный эскиз и технический эскиз.

На креативных эскизах спортсмены изображаются, как правило, с удлиненными пропорциями, которые иногда несколько «облагораживают» реальность. Креативный эскиз –  по сути, товар, который  нужно продать заказчику.

Технический эскиз предназначается для портного – того, который будет заниматься непосредственно изготовлением костюма. На техническом эскизе пропорции тела приближены к реальности, показаны все необходимые детали.

 

Как могут выглядеть эскизы?

Вертью/Моир

Ильиных/Жиганшин

 

 Каролина Костнер

 

Если эскиз одобрен заказчиком (а это не всегда бывает сам фигурист, зачастую эскиз согласовывается и с тренером, и с другими представителями команды), начинается непосредственно процесс изготовления костюма.

Примерок обычно не бывает меньше двух. Есть исключения – когда спортсмен тренируется в одной стране, а костюмы шьет в другой. Тогда примерка может быть только одна, но портному необходимы правильно и полноценно снятые мерки.

 

Порядок снятия мерок на костюм для фигурного катания

На линии талии завязывается эластичная лента параллельно полу. Это - отправная точка для определения всех пропорций, и все мерки, которые нужно снимать в горизонтальной плоскости, будут сверяться по параллельности этой намеченной ленте.

Дальше портному предстоит снять в среднем четырнадцать мерок:

1) Обхват шеи

2) Обхват груди (измеряется параллельно ленте на талии по выступающим точкам лопаток и выступающим точкам груди)

3) Обхват талии

4) Обхват ягодиц по выступающим точкам

5) Обхват живота по выступающим точкам

6) Ширина переда - руки по швам, от начала одной подмышечной впадины до другой

7) Ширина плеча - от основания шеи до выступающей косточки на плече

8) Обхват предплечья руки – горизонтально в самом широком месте руки

9) Обхват запястья – в области косточки

10) Длина рукава – от плечевой косточки по слегка согнутой руке

11) Длина брюк или лосин – сбоку вертикально до пола от намеченной ленты

12) Обхват бедра в самом широком месте на ноге

13) Обхват колена в центре колена

14) Длина купальника - от 7 шейного позвонка измеряем длину спинки до талии, и также до пересечения ног.

 

После утверждения эскиза и снятия мерок разрабатывается конструкция костюма. Говоря языком, знакомым девочкам по урокам труда, - делается выкройка. Иногда используются универсальные лекала, но это все-таки нежелательно, так как спортсмены, как и все люди, имеют свои особенности фигуры, и персонально сделанная выкройка всегда будет предпочтительнее универсальной.

Далее из дешевого материала раскраивается и собирается макет, и происходит первая примерка. В ходе примерки изделие «сажается» на фигуру,  и таких примерок может быть в теории даже больше двух – ровно столько, сколько необходимо для идеальной посадки костюма.

Когда получен идеальный образец макета, изделие раскраивается из основного материала. На этом этапе тоже могут потребоваться примерки.

Обязательное условие – длина юбки и брюк всегда окончательно выверяется на заключительной примерке, при этом фигурист обязательно должен быть в коньках.

 

Немного о тонкостях материи и секретах фирмы

Обычно ни одно женское платье в фигурном катании не обходится без купальника из «телески» - телесной сетки, имитирующей цвет открытого тела. Иногда купальник может быть и цветным.

На купальник потом уже пришиваются какие-то дополнительные элементы: украшение лифа, рукава и даже сама юбка. Юбка пришивается чуть выше линии талии, чтобы избежать искажения пропорций.

Купальник шьется на 1,5-2 размера меньше положенного – тогда он сидит лучше всего.

Под платье или комбинезон не надевается бюстгальтер. Чашечки под грудь пришиваются на ткань изнутри.

 

Мужская рубашка кроится по типу боди с застежками между ног. Благодаря этому во время вращений и прыжков рубашка не поднимается до ушей, оголяя спину и торс, а крепко сидит на своем месте.

Чтобы брюки не задирались, на них используются штрипки, которые фиксируются под ботинком на липучке или пуговице.

Для аналогичных целей используются петельки, пришитые к рукавам платьев и свитеров.

 

Хавьер Фернандез шьет костюмы к своим программам в театральных ателье.  Именно поэтому его костюмы состоят из отдельных деталей – рубашки, брюки, пиджаки, жилетки, сапоги, болеро и пояса. Аналогичный костюм условного российского фигуриста в этом случае будет как цельный комбинезон из телесной сетки, на который пришиты имитации рубашки, пиджака, жилетки и т.д.

Легендарные обладатели собственного твиттера «желтые штаны» Максима Транькова, в которых он выиграл золото Олимпиады вместе с Татьяной Волосожар, были куплены в обычном магазине. Правда, они были на пару размеров больше тех, которые Максим бы купил себе для повседневной носки – это необходимое условие, чтобы брюки не рвались, не потеряли вид во время нагрузок и в принципе позволили исполнять элементы. Под эти брюки было выкрашено в желтый цвет платье-хитон партнерши Татьяны Волосожар.

 

Балетные пачки в фигурном катании используются не слишком часто, так как достаточно сложны в эксплуатации, несмотря на бесспорную внешнюю эффектность. Упругая жесткость пачки создает определенный дискомфорт для партнера, т.к. когда партнер берет партнершу в позицию, пачка дает дополнительное сопротивление.

 

Иногда костюмы претерпевают изменения по ходу сезона. Например, юбка на платье Екатерины Бобровой в сезоне 2011 после ЧЕ была обрезана по совету специалистов, и на ЧМ была уже немного короче.

 

Для костюмов фигурного катания используются, главным образом, сильно тянущиеся ткани: стрейч-бархат, лайкра, цветная и телесная сетка, бифлекс.

Слово «бифлекс» в названии ткани означает двойная растяжка - вдоль и поперек. Эту ткань делают из эластановой нити. Ее волокна похожи на запутанную резиновую сетку. При прекращении растяжения сетка сжимается, нити притягиваются друг к другу, и изделие из бифлекса моментально возвращает свою форму.

 

Иногда фигуристки выступают в платьях, сшитых из атласа. Чаще всего атлас или шифон используется не для всего костюма, а только для юбки. Как, например, у Натали Пешала.

Атлас плохо тянется, поэтому подходит для исключительно худых фигуристок.

 

Костюмы в фигурном катании принято богато украшать. Для этого используются пайетки, блестки, бисер, стеклярус, жемчуг и стразы, а иногда еще перья и бахрома.

Стразы, например,  приклеиваются на ткань фирменным белым двухкомпонентным клеем, который при высыхании становится прозрачным.

Бисер и стеклярус, как и пайетки, могут пришиваться вручную с помощью ниток.

 

Для того чтобы получить не теряющий популярность эффект «деграде» или «обмре» на костюме, используются анилиновые или акриловые красители в несколько приемов. Ткань смачивается, окунается в краситель, а потом сушится так, чтобы краска стекала по ткани в нужном направлении.

 

Обычно при моделировании костюма исходят из сочетания не более трёх цветов, так как иначе композиция окажется дробной, лишённой целостности. Известно, что при соединении двух контрастных цветов происходит либо усиление каждого из них, либо погашение, а на границе их слияния возникает третий цвет – оттенок. Причём чем меньше площадь деталей, тем они подвержены большему влиянию соседнего цвета.

Цвет как средство композиции костюма тесно связан и с его формой. Если форма костюма лаконична, геометрически проста, то костюм не будет выглядеть мрачным при использовании тёмно-синих и серо-синих тонов. При форме костюма с массивными складками из такой же ткани тёмно- синего цвета он будет выглядеть как чёрный. Совершенно иначе эта форма будет воспринята в светло-бежевых или светло-голубых тонах. С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные цвета; пастельные, мягкие могут использоваться для более сложных силуэтов.

Цвет связан и с другими средствами композиции – пропорциями, масштабом, нюансом. Цвет позволяет скорректировать не совсем пропорциональное сложение, создаёт связь между отдельными частями изделия. С помощью цвета можно акцентировать элементы формы, подчеркнуть ту или иную часть фигуры, охарактеризовать облик в целом.         

 

А еще позвольте поделиться с вами несколькими интересными фрагментами высказываний тех, кто имеет большой опыт в создании костюмов для фигурного катания.

 

Елена Данилова, интервью с Е.С. Вайцеховской, 1998 год

 «..Был довольно смешной случай, когда я шила вальсовые костюмы Крыловой и Овсянникову. Ткань должна была переливаться, но шифона переходящего серо-черного оттенка мы не нашли. Купили серебристый. Когда платье было готово, я принесла на каток черную автомобильную краску-аэрозоль, и стала добиваться нужного эффекта прямо на льду: Анжелику одели в платье, закрыли ей руки, ноги и лицо газетами и… Главное было - в выступлениях не упасть на лед. Ну и, естественно, беречь платье от воды. Потом мы все-таки купили подходящий материал, сшили новые костюмы. Но часть сезона Анжела провела с аэрозолем в сумке.»

 

«..У одной очень известной спортсменки, например, очень неподходящая для платьев фигура - короткий торс и лишь намек на талию. В театре такую проблему решают при помощи жесткого корсета. А фигуристкам во всех платьях приходится особым образом нашивать несколько широких резинок - чтобы не просто утянуть талию, но сделать так, чтобы утянутость не бросалась в глаза - костюм-то тоненький.»

«..Большой белый крест на платье Грищук и отходящие от него «в никуда» блики вышивались стеклярусом, к тому же нужно было сразу делать и тренировочный вариант.»

http://www.velena.ru/skating/ED_1998.html 

 

Татьяна Анатольевна Тарасова, книга «Четыре времени года», 1985 г.

« Бывают неудачные костюмы. Я помню, как Моисеевой из роскошного красного материала сделали платье с широкими рукавами, закрыв ее замечательные руки, совершенно закрыв. К тому, же костюм получился очень яркий. Зато раздолье для фотографов, всегда просивших что-нибудь поярче (ведь Ира и Андрей катались только в черном). Их сняли в этом костюме, наверно, все фотокорреспонденты страны, фотография кочует из журнала в журнал, хотя катались ребята в этих костюмах всего один раз.

Таня Войтюк, например, обожала наряжаться в кружева, я их терпеть не могла, К тому же Войтюк однажды выкинула фокус. Она приехала на чемпионат Европы, не показав мне платья, и когда вышла на лед, я чуть не упала в обморок. Таня никогда не выглядела худенькой, а соорудив юбку в складку, она подчеркнула невыгодное впечатление. Фокус Войтюк послужил хорошим уроком для меня, и больше не было случая, чтобы костюм ученики шили без моего участия.»

http://www.tulup.ru/articles/144/kostjum_dlja_chempionov.html   

 

Адам Риппон, перевод интервью, 2016 год

 

«- Говоря о костюмах: кто их придумывает? Самостоятельно?

- Решающее слов всегда за мной, но, в основном, костюмы придумывает мой друг, Брэден Оверет, с которым мы дружим уже очень давно. Он - один из самый талантливых людей, который я когда-либо встречал. Всегда, когда я прихожу на примерку, передо мной обычная рубашка, но затем он делает из нее настоящее произведение искусства. Я полностью доверяю ему в этом вопросе, говорю лишь несколько вещей о том, каким я вижу свой костюм... В прошлом году накануне Гран-При один из моих костюмов порвался и я спросил у своего соседа по комнате, который также раньше катался, нет ли у него какого-нибудь подходящего для меня костюма. И у него нашелся костюм: сетка с некоторыми лоскутами, закрывавшими грудь и живот. Пришлось одеть его, и мне даже понравилось. В этом году я попросил Брэдена сделать мне похожий костюм: сетку с некоторыми кусками, закрывающими тело, чтобы не получить дедакшн.

С короткой программой было проще - я рассказал ему идею программы: мы с Томом решили, что я - ангел, разговаривающий с одним из моих друзей, который еще продолжает жить.  В конце, я попадаю на небеса, а мой друг - остается на Земле. Брэден хотел сделать костюм с подобием крыльев, чтобы кто-то замечал их, а кто-то - нет. Я сказал, чтобы он делал все, что считает нужным. Когда я увидел итоговый результат - я понял, что это самый красивый костюм из всех, которые у меня когда-либо были.

С костюмом для произвольной было сложнее - мы начали с ярко красного костюма с желтыми деталями, потому что хотел что-то действительно яркое, но это не сработало. Я вернулся со Skate Canada и сказал Брэдену, что мне нужен новый костюм. Я чувствовал себя на миллион долларов  в короткой программе и хотел ощущать себя также и в произвольной. Этот вариант он отдал мне за несколько дней до моего отъезда и это было именно то, что я хотел.»

 http://www.insideskating.net/2015/12/04/interviews/adam-rippon-i-want-to-be-young-current-edgy-and-i-wanna-dive-full-into-what-i-do-this-year 

 

И в качестве десерта к сегодняшнему чаепитию – несколько бэкстейджей.

Фото из примерочных.

Ксения Столбова

 

Цин Пан

Стефан Ламбьель

Руслан Жиганшин

 

 

с благодарностью к авторам, при подготовке поста были использованы следующие источники:

theyoungprinceandprincess  on tumblr.com

инстаграм @koryushka_neva

http://modaazh.ru/zvetodegde/

 

 

Спасибо, что читаете!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+