6 мин.

Как пропажа стелек сломала Томми Полу лучший сезон в карьере

Томми Пол в 2025-м добрался до четвертьфиналов на Australian Open и «Ролан Гаррос», полуфинала на «Мастерсе» в Риме и к «Уимблдону» забрался на наивысшую для себя восьмую строчку рейтинга.

Но вторая часть сезона американца – травмы и отсутствие результатов.

А всему виной – пропажа ортопедических стелек, сломавшая игру американца.

В Мадриде у Пола начались проблемы с мышцей в стопе

По словам тренера теннисиста Брэда Стайна, все началось после поражения от Джека Дрэйпера на турнире в Мадриде:

«Мы взяли выходной и вообще не выходили на корт. На следующий день мы планировали потренироваться перед отъездом в Рим. Но мы приехали на корты и обнаружили, что из его шкафчика исчезли все вещи, включая обувь и ортопедические стельки».

На первый взгляд ситуация не критичная, Пол начал разнашивать новые. Тут он и столкнулся с проблемой – уже после первого дня тренировок появился дискомфорт.

Занятия с физиотерапевтом не помогали исправить ситуацию.

Несмотря на это, американец дошел до полуфинала «Мастерса» в Риме и даже размотал Синнера со счетом 6:1 в первом сете. Но матч все равно проиграл.

Команда Пола была довольна уровнем игры, но боли в стопе вызывали опасения.

Перед «Ролан Гаррос» Томми прошел обследование. МРТ выявила проблему с сухожилием длинной малоберцовой мышцы – соединительной структуры в стопе, которая отвечает за разворот стопы и стабилизацию голеностопного сустава.

Несмотря на боль, Томми провел грунтовый мэйджор и даже добрался до четвертьфинала, во втором и третьем кругах выиграв пятисетовики.

«Если вы пересмотрите хайлайты матча против Хачанова [в третьем круге], то все поймете. Я тогда был уверен, что он не выдержит еще один матч», – вспоминает Стайн.

В четвертьфинале американец уступил будущему чемпиону – Карлосу Алькарасу.

Пол в итоге порвал сухожилие – и это даже хорошо

Во втором круге «Уимблдона» во время одной из подач Пол перенапряг мышцу и порвал больное сухожилие.

Удивительно, но сразу после надрыва боль ушла. Томми хоть и проиграл, но довел матч до конца.

«Мы думали, что он снимется, – вспоминает Стайн. – Но Томми показал большой палец вверх и сказал: «Я не знаю, что происходит, но, по ощущениям, все в порядке».

Уже по возвращении в США теннисист получил жутковатое, но позитивное заключение от медиков: 

«Врач сказал, что Томми, по сути, сам себя вылечил, – рассказывает тренер американца. – Если бы он сам не порвал связку, врач бы ее надрезал».

Еще пару недель Пол носил специальный ботинок, ограничивающий подвижность лодыжки, и снимал отек с помощью инъекций.

Перед «Мастерсом» в Цинциннати Пол был настроен оптимистично: «Ступня в потрясающем состоянии. Сейчас она чувствует себя буквально лучше, чем когда-либо за последние пять лет».

Несмотря на это, после возвращения Томми продолжал испытывать проблемы. Американец рано вылетел в Цинциннати, а на US Open дошел до четвертого круга, где попался под руку праймовому Саше Бублику. И чем дольше длился тот матч, тем хуже он двигался.

С того момента Томми снова взял паузу и пропускает турнир за турниром. Очевидно, боль его все еще беспокоит.

И все это из-за замены стелек?

Согласно биомеханике, ноги для теннисистов – один из самых важных элементов кинематической цепи, задействованной в игре.

Кинематическая цепь представляет собой последовательную передачу энергии от ног к верхней части тела – и включает в себя бедра, туловище и, наконец, ракетку. Чем лучше работают ноги – тем сильнее и стабильнее теннисист выполняет удары. Например, во время подачи примерно 50-55% всей кинетической энергии генерируется ногами и туловищем.

Кроме этого, нарушения в одних звеньях кинематической цепи увеличивают нагрузку на другие, что в свою очередь может привести к травмам.

В случае Пола дисбаланс и перенапряжение в стопе привели не только к болям и разрыву связки в ней, но и к травмам других элементов цепи – мышц живота и приводящих мышц. Из-за них теннисист в июне не поехал защищать титул на турнир Queen’s Club.

В чем-то похожая проблема почти всю карьеру преследовала Рафаэля Надаля

В 2005-м у него диагностировали болезнь Келлера – врожденное расстройство роста в зоне ладьевидной кости левой стопы. Костная ткань постепенно разрушается, затем восстанавливается – и так по кругу. Болезнь нельзя вылечить до конца, можно только облегчить симптомы через снижение физической нагрузки на стопу.

В случае Рафы взять боль под контроль помогло комплексное решение: анальгетики, инъекции гиалуроновой кислоты, все те же ортопедические стельки и специальные более широкие кроссовки с высоким подъемом.

Но по закону кинематической цепи, проблемы в одном звене отразились на других. Из-за частого ношения ортопедической обуви изменилось распределение веса: нагрузка на голеностоп стала меньше, а вот на голень и колено – больше. Это привело к болезням коленей – тендиниту коленных суставов и болезни Гоффа.

***

Задача ортопедических стелек во всей этой истории – нормализация распределения давления по стопе, за счет чего улучшается биомеханика стопы и всего опорно-двигательного аппарата. 

Вероятно, никакие новые стельки в кроссовках Томми Пола с этой задачей не справляются. А стопы теннисиста, привыкшие к постоянной поддержке рабочих стелек, самостоятельно не вывозят нагрузки, которым подвергается игрок.

Сейчас неизвестно, как скоро Томми снова сможет участвовать в турнирах.

Фэнтези по «Мастерсу» в Шанхае на Спортсе’’: наберите пятерку игроков и поборитесь за призы

Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Julian Finney, Clive Brunskill, Al Bello