Ульяна Донскова: «Наш результат на Олимпиаде – из разряда фантастики»
Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ульяна Донскова на минувшей неделе побывала в Петербурге, а заодно и в студии «Радио «Зенит». Спортсменка рассказала, благодаря чему россиянки добились успеха в Лондоне, насколько опасно отдавать детей в спорт и стоит ли судить о достижениях страны по месту в медальном зачете.
– Ульяна, первый вопрос – традиционный: оцените путь команды к золотому пьедесталу ОИ-2012.
– Естественно, как и у всех спортсменов, путь у нас был непростым. Тренировки были очень долгими и трудными. За месяц до Олимпиады вообще работали по самому максимуму. В последний момент изменилась программа, и даже состав видоизменили, поменяли девочек местами – примерно за неделю до Олимпиады. Почему? Ну не знаю, наш тренер Ирина Винер решила, что так будет лучше. В течение года наш состав тасовали туда-сюда. На чемпионате Европы у нас вообще пять человек выступали вместо шести. Потом вновь были изменения – в общем, все для того, чтобы взять на Олимпиаде главную награду.
– Из-за изменений сложнее было начинать выступление на олимпийском турнире?
– Начинать всегда сложно, тем более в ситуациях, когда что-то меняется. Особенно, когда ставят девочку из второго состава – уже другое взаимодействие. Все-таки привыкаешь уже к одному человеку – как он выполняет элементы и работает с тобой.
– Если судить только по цифрам, может сложиться обманчивое мнение, что все было не так сложно. Квалификация – первое место, финал – уверенное первое место…
– Конечно, это не так. Наши главные соперники – итальянцы. Они на чемпионате мира нас побеждали, после чего Ирина Александровна взялась за нас очень плотно: на Олимпиаде обязательно нужно золото. В течение года пока мы выступали, у нас была самая сложная программа. На протяжении этого сезона мы выигрывали много соревнований. И вроде бы были уверены в своих силах, но вот в квалификации Олимпиады оторвались от конкуренток на очень небольшое количество баллов. К тому же итальянцам ставили очень высокие оценки – это немного напугало нас. Мы поняли: в финале, чтобы удержаться на первом месте, нельзя допускать никаких ошибок. В итоге выиграли 1,5 балла – это очень большой отрыв. Сами не ожидали, что так смогли. У нас на ОИ еще ведь было и опробование перед квалификацией – в итоге во все дни прошли без ошибок. У нас такого вообще никогда в жизни не было! Когда соревнования обычные, выступаешь четыре раза: в рамках квалификации и финала. Просто нереально пройти все без потерь, а вот в Лондоне мы все восемь раз показывали идеальный результат. Это из разряда фантастики и чуда (смеется).
– Вообще, начиная с Сиднея-2000 на каждой Олимпиаде именно в групповом многоборье Россия стабильно выигрывает золото. В чем секрет успеха?
– Наш секрет – Ирина Александровна Винер. Раньше она не тренировала олимпийские команды именно по многоборью, но вот теперь взялась за нас – нам повезло! Но я отмечу, что, конечно, не только Ирина Александровна, весь наш тренерский штаб проделал серьезную работу.
– (вопрос слушателя): Помогает ли художественная гимнастика в быту? Может, у вас есть особый способ, как включать чайник, или еще что-нибудь...
– (смеется) Думаю, да, помогает. Во всяком случае, если что-то упало – наклониться нетрудно, чтобы поднять.
– В дополнение к этому вопросу. Художественная гимнастика – это весьма эстетичное зрелище. Но ведь не секрет, что тренировки нереально жесткие. Зная всю эту «кухню» изнутри, – чисто гипотетически, вы бы отдали своего ребенка в этот вид спорта?
– Так и думала, что об этом спросите. Свою дочку я бы не отдала в гимнастику. Если только на начальную стадию – поправить осаночку, фигуру. А в профессиональный спорт вряд ли. Хотя, может быть, когда пройдет время и я подзабуду сложность процесса и буду думать по-другому. Но сейчас еще не отошла от Олимпиады. Правда, у меня столько эмоций, впечатлений... При этом я счастлива, что у меня судьба так сложилась. Очень часто бывает, когда дети смотрят на своих родителей и им хочется так же. У меня есть такой пример: у нас в команде есть Настя Близнюк, ее мама тоже гимнастикой занималась. Мне Настя рассказывала, что мама ее как раз-таки не хотела отдавать в этот вид спорта. Но Настя просилась-просилась и допросилась, а в результате – олимпийская чемпионка.
– А в целом, как вы считаете, каковы перспективы у нынешних детей в гимнастике?
– На мой взгляд, у нас много талантливых детей – чуть ли не каждый второй. Поэтому те, кто уже попадают в сборную – будто меченые Богом. Ну, это все неспроста. Ведь каждый мог оказаться на моем месте. Но выступала на Олимпиаде именно я – наверное, это звезды расположились в мою сторону. Ведь у нас очень высокая конкуренция в художественной гимнастике. На внутреннем чемпионате страны пробиться очень сложно. Пожалуй, даже на международной арене легче выступать, чем у нас.
– Сравнивая выступления на Олимпиаде и чемпионатах Европы и мира – похожи ли эмоции, переживания?
– Мне представлялось, что Олимпиада – это нечто совершенно особенное. Даже с утра просыпаешься и уже начинаешь трястись и бояться. Ну, я так раньше думала. А получилось так, что уже с самого утра испытывала невероятное счастье и ходила с улыбкой до ушей от самого факта, что нахожусь на Олимпиаде. Для меня чемпионат мира в этом плане был намного страшней, а Олимпийские игры – просто удовольствие. Хочу отметить и то, что нам в зале создали очень хорошую атмосферу – была большая делегация от России и за нас болели. Это очень помогает. Причем слышна была не только наша российская поддержка. Многие болели. Уж насколько итальянцы обычно на мировых первенствах болеют только за своих, но после нашего выступления в Лондоне их болельщики кричали нам «Браво!».
– Какие эмоции испытывали, стоя на пьедестале во время церемонии награждения?
– Я даже начну чуть раньше – с того момента, когда заканчиваешь выступать и понимаешь, что все завершено. Мы так долго шли к этому дню: 12 августа буквально засело в голове. В момент, когда ты еще не знаешь оценок, но уже осознаешь, что все закончилось – я начала плакать просто оттого, что все, конец. И в этот момент я увидела, как наша запасная девочка идет забирать предметы и тоже плачет. Мы смотрим на нее и все дружно начинаем плакать. А уже когда поняли, что все, выиграли – побежали с флагами на пьедестал. В этот момент от счастья просто распирало. Этого не передать словами.
– (вопрос слушателя): Вы такая изящная, пластичная. Как вам удается сохранять такую фигуру?
– Наша диета заключалась в том, что нас взвешивали два раза в день: утром и вечером. А на Олимпиаде вообще по пять раз в день взвешивали. У нас раньше такой практики не было, но когда пришла Ирина Александровна, сразу начали взвешивать, и поначалу было тяжело. Особенно морально – ведь ограничиваешь себя очень сильно. Потом уже постепенно втягиваешься в режим, к тому же у нас был сумасшедший тренировочный процесс – по 12 часов в день. Конечно же, это выжигало все лишнее. У нас были и очень смешные случаи, когда кого-то засекали с пончиками или чем-то еще мучным. Следовало суровое наказание, ругались очень сильно. Ну а как иначе? Все-таки вес для нас очень важен. Кстати, нам тренер говорила: держитесь-держитесь, потом будет ради чего – и когда мы летали отдыхать на Сардинию, она нас уже заставляла есть. Мол, вы чего не едите? Попробуйте это, попробуйте вон то. Мы уже взмолились, что не можем больше. Она удовлетворенно заметила: «Вот! Этого я от вас и добивалась. Даже не верю, что вы теперь отказываетесь».
– (вопрос слушателя): Болеете ли вы за «Зенит»?
– У меня есть друг, он раньше играл за молодежный состав «Зенита» – это Ян Бобровский. Сейчас он, правда, выступает в Тольятти, но все равно слежу за «Зенитом».
– (вопрос слушателя): У вас, наверное, много поклонников?
– Сложный вопрос. Конечно, поклонников много. Правда. Но свое сердце я пока никому не отдала.
– Вы недавно были в своем родном городе Каменск-Шахтинский, где участвовали в олимпийском уроке. Как вам показалось, детям было интересно, или это мероприятие было просто «для галочки»?
– Нет, там было здорово, и атмосфера очень дружелюбная. Я ведь в детстве постоянно в спорте была, училась экстернатом, и на линейке не была с седьмого класса. И тут спустя столько времени я опять попала на линейку. Просто смотрела на детей, вспоминала свою родную школу… Дети такие хорошие. Смотрят на тебя как на героя, вопросы задают.
– (вопрос слушателя): Моя дочка хочет заниматься художественной гимнастикой или спортивными танцами. Бытует мнение, что когда маленьким детям начинают сильно тянуть связки, это приводит к травмам. Скажите, пожалуйста, это действительно опасно?
– Нет, я считаю, что если отдать к правильному тренеру, то никаких травм можно не опасаться. Ребенку не сделают слишком больно, его не станут тянуть до такой степени, чтобы все кости ему сломать и все связки порвать. Все потихонечку приходит, с каждым днем нарабатывается растяжка. Мне сложно судить по себе, потому что мне повезло – от природы мягкие связки, поэтому больно практически не было. Конечно, попадаются дети с более тугими связками, но, опять-таки, невыносимую боль им причинять не будут. Мне кажется, детей нужно отдавать в спорт, чтобы не ходили без дела. Своего ребенка я отдала бы на начальную стадию: полезно для здоровья и весело. Но никакого большого спорта.
– Почему вы не выступаете в индивидуальном многорборье?
– Выступать одновременно и в индивидуальных, и в групповых соревнованиях практически невозможно, у нас такого не бывает. Я всегда хотела участвовать в групповых соревнованиях, потому что в коллективе веселее. У нас очень дружная, семейная обстановка в команде.
– Удалось ли во время Олимпиады погулять по Лондону?
– К сожалению, нет. Побывали на закрытии в последний день, предварительно поев пиццы в столовой. Только до конца концерта не остались – побежали в столовую опять за пиццей. В общем, так получилось, что проехались по Лондону только ночью, а наутро уже улетали домой.
– Рассказывали, что на Олимпиаде в делегациях присутствовали посторонние люди. Одной из команд даже не хватило места для врача. Приходилось ли сталкиваться с такими вещами?
– Нам – нет.
– Вы являетесь капитаном команды. Всегда понятен статус капитана в составе игровых видов спорта: футболе, баскетболе. А чем занимается капитан в художественной гимнастике?
– Поскольку у нас женский коллектив, в мои обязанности входит успокаивать девочек, когда они ссорятся. Ну, еще поддерживать, настраивать. Честно, я не хотела быть капитаном. Попросили девочки – пришлось согласиться.
– (вопрос слушателя): Водите ли подаренный вам автомобиль?
– Нет, на права пока не сдавала. Свою машину папе отдала, для меня она слишком большая. Мне комфортнее ездить с водителем, если сяду за руль сама – точно не впишусь в какой-нибудь поворот. Но все-таки это очень приятный подарок. Хочу на ней сделать аэрографию.
– Как вы считаете, в целом у России хороший результат в медальном зачете?
– Нельзя судить только по медальному зачету. Многие не понимают, что стоит за этими достижениями, как это тяжело. Я точно знаю, что на Олимпиаде все спортсмены показывали свой максимум. Нам в художественной гимнастике очень везет, потому что для нас создали все условия. Может быть, кому-то приходится не так просто. А кроме того, в этот раз россияне завоевали больше медалей, чем на прошлой Олимпиаде.
– (вопрос слушателя): недавно у вас был день рождения – где отпраздновали? Может быть, съездили куда-то после Олимпийских игр?
– После Игр я съездила домой, а потом мы полетели отдыхать на Сардинию вместе со всей командой и Ириной Александровной. Это был своеобразный олимпийский подарок. Перед Играми я год не отдыхала и дома не была – всё время проходило в зале. В этот раз мой день рождения прошел в двух местах: в один день я побывала в Монте-Карло и в Каннах. Это был самый лучший и запоминающийся день рождения в моей жизни.
– Общаетесь ли вы с кем-то из других видов спорта?
– Олимпиада очень сближает; я со многими познакомилась и поддерживаю связь. В основном с теми, кто выступал ближе к окончанию соревнований, потому что выступавшие первыми раньше улетели.
– Вы следили за Паралимпиадой?
– Да, я просто восхищаюсь паралимпийцами. У этих людей действительно есть цель, стимул и жажда жить. После того, как посмотришь на них, становится стыдно ныть на тренировках. Паралимпийцы – лучший пример для нас, я восхищаюсь ими.
– Есть ли у вас странички в социальных сетях?
– Да, я создала странички, чтобы выплескивать эмоции после тренировок. Для меня это как личный дневник. Мне все равно, что подумают; пишу о том, что происходит. Это как часть твоей прошлой жизни, их можно просмотреть, как альбом.
– (вопрос слушателя): в какую из петербургских спортивных школ посоветуете отдать дочку?
– Знаю, что петербургская «Жемчужина» – очень хороший центр олимпийской подготовки.
– Вы – четырехкратная чемпионка мира, пятикратная – Европы, а теперь и олимпийская чемпионка. Вы достигли всего, как жить дальше?
– Просто жить дальше и радоваться жизни. Я не загадываю на будущее. Многие спрашивают, хочу ли стать тренером. Тренером я быть точно не хочу, это очень сложно. К тому же я очень мягкая, не смогу быть строгой с подопечными – а без этого результата не добьешься. Ну а сейчас буду отдыхать и восстанавливаться.
Спасибо Ульяне и всей команде за золото, крутышки!