4 мин.

Все камни для керлинга добыты в одном месте – на островке у Шотландии. Там никто не живет

Бизнес-монополия.

Эйлса-Крейг – кусок застывшей магмы в водах Шотландии. Его площадь едва достигает квадратного километра, а по по форме он напоминает миндаль. С виду ничего особенного. Но именно Эйлса-Крейг уже 20 лет поставляет камни, которые после обработки попадают на Олимпиаду и все остальные международные турниры по керлингу.

Давным-давно на Эйлс-Крейге кипела жизнь. Солдаты прятались от испанской армады, а контрабандисты использовали место как перевалочный пункт. Там даже остались тюрьма и замок. Но сейчас обычному туристу трудно добраться до острова: нужно самому найти того, кто с вами туда доплывет.

И тогда вдвойне интересно: как этот забытый кусочек земли стал настолько важным для целого вида спорта?

Все дело в особенности камней – идеальных именно для керлинга

Весь Эйлса-Крейг завален гранитом. Но не обычным – иначе бы на него не обратили внимание. Магма, когда остров формировался, остывала быстрее стандарта, поэтому стала особо прочной. Еще в этом граните никаких земляных примесей. В итоге за счет прочности и гладкости он идеален для керлинга: не разрушается от трения по льду и столкновения с другими камнями.

Производство идет уже 175 лет, и всем управляет компания Kays Scotland. На Эйлсе-Крейге она добывает два вида гранита: один идет в основу камня, другой – в скользящую кромку. Затем камни распиливают и дорабатывают уже в городке Моклин (4 тысячи жителей). Готовый снаряд для игры весит почти 20 килограммов и стоит 960 долларов.

Например, в прошлом году на чемпионат мира в Кортину Kays отправила 164 камня. И у компании эксклюзивное партнерство с МОК на полсотни лет вперед. Началось оно еще в 1998-м, когда керлинг включили в олимпийскую программу. 

Эйлса-Крейг – заповедник, где камни добывают по особым правилам

Каждая добыча гранита – особый случай, к которому долго готовятся. Например, раньше скользящий вид камня добывали с помощью динамита. Теперь же – в гранитный массив заливают газ, чтобы расколоть породу. Это все часть методов охраны природы острова. Еще, например, сотрудники Kays после работ должны заполнять 50-страничные отчеты, где помимо прочего пишут, что не потревожили птиц и тюленей.  

Управляющий директор Джим Инглиш рассказывает, что по уровню проработки добыча напоминает военную операцию. Она всегда проходит в ноябре, когда бушует море (как раз на острове меньше животных). И для нее каждый раз приходится строить новую рампу, чтобы переправлять гранит с острова на баржу.

А может ли камень закончиться? Точно нескоро. До 2050 года у Kays есть разрешение на добычу 25 тысяч тонн гранита. И все равно его останется очень много. «Это как огромное ведро с мороженым, – объясняет Инглиш. – Мы зачерпываем чуть-чуть и возвращаемся снова спустя два года».

А где-то еще добывают камни для керлинга? Как дела в России?

На мировом уровне Kays Scotland – монополист. А международная федерация керлинга вообще признает камни только с острова Эйлса-Крейг. У шотландцев формально один конкурент – канадская компания Curling Stone. Она добывает камни в Уэльсе и оттачивает их для канадских и любительских турниров.

Россия до 2022 года закупалась камнями у Kays, но после санкций пришлось искать внутреннюю альтернативу. Сначала пытались решить проблему через параллельный импорт, но сейчас за изготовление камней взялись в Карелии. Камни из Петрозаводска пока что использовались только на тестовых соревнованиях. На чемпионате России все еще играют старыми Kays.

Фото: East News/ANDY BUCHANAN / AFP, AP Photo/Alastair Grant; Gettyimages.ru/Richard Heathcote, Jeff J Mitchell