В Финляндии придумали сауну на выносливость: 110-градусная жара, пар жжет легкие. Все кончилось смертью российского атлета
Неудавшийся спорт.
По консервативным оценкам, в Финляндии на 5 миллионов жителей приходится 3 миллиона саун. Местные историки рассказывают, что они появились еще в V веке и настолько плотно вошли в северную культуру, потому что долгое время были единственным отопляемым помещением в домах. Кроме того, жар делал их более-менее чистыми, поэтому очень часто женщины рожали в саунах.
Свойства и влияние сауны на человека изучают еще с середины XVIII века, а после Второй мировой в Финляндии начался настоящий исследовательский бум. Сауны строили при университетах, по ним писали диссертации. Финны утверждают, что их открытия потом применялись в совершенно неожиданных областях: например, скафандры для высадившихся на Луну американцев создавались с учетом данных о терморегуляции тела, полученных исследователями сауны.
Превратить национальный досуг в спорт догадался Осси Арвела из городка Хейноле. Журналисты BBC Том Фордайс и Бен Дирс почти не в шутку рассказывали, что он занимал половину рабочих мест в городе: трудился в центре занятости, руководил туристическим агентством и писал в местной газете.
Впервые турнир он провел в 1999-м, и в нем участвовали 60 человек из пяти стран. Правила придумали простые, и потом они не менялись:
• Сауну разогревают до 110 градусов по Цельсию.
• Внутрь ставят прибор, который каждые 30 секунд автоматически выливает на раскаленные камни пол-литра воды. Это повышает влажность, а вместе с ней и воспринимаемую температуру.
• Ягодицы и бедра участников должны целиком располагаться на скамье. Сидеть нужно ровно, локти должны лежать на коленях.
• Нельзя трогать кожу и стирать пот.
• Нельзя пользоваться кремами и лосьонами. Перед заходом в сауну нельзя употреблять алкоголь.
• Мужчинам нельзя носить плавки, длина штанины которых составляет больше 20 сантиметров. У женских купальников бретельки должны быть не шире 5 сантиметров. Длинные волосы нужно собирать в хвостик.
• По требованию судей участники должны жестом показать, что у них все нормально, что они в сознании.
• В сауну заходят по шесть человек. Побеждает тот, кто последним самостоятельно из нее выходит.
В соревновательных саунах условия намного жестче, чем в оздоровительных, которые еще называют «аптекой для бедных». Для начала, температура примерно на 30 градусов выше, чем принято. Но самая большая проблема даже не в ней, а в раскаленном паре. Он оседает на людей и обжигает кожу, а еще им приходится дышать, что приводит к внутренним ожогам.
Регулярное выливание воды на камни только усугубляет ситуацию. Оно повышает влажность воздуха, а это нарушает работу главного механизма защиты организма от жары – потоотделения. В условиях повышенной влажности пот не охлаждает кожу, а наоборот лежит на ней горячей влагой.
Тело настолько нагревается, что организм пытается охлаждаться, направляя больше крови к кожным покровам – именно поэтому на жаре люди краснеют. Но этот механизм приводит к повышенным нагрузкам на сердце, которому приходится быстрее прокачивать кровь. Если организм находится в такой ситуации слишком долго, меньше крови (а вместе с ней и кислорода) поступает в мозг. В итоге человек теряет сознание.
Фишка сауны как раз в том, что жар в ней очень сухой, поэтому и получается нагревать комнату до безумных температур – некоторые специалисты из финского общества любителей сауны говорили, что человек может выдержать и 160 градусов. Но на чемпионате мира в Хейноле условия проведения были такими, что президент норвежской ассоциации Тор Андерс Ауне говорил: «Это полный идиотизм. В этом нет никакого смысла, это безумие, которое не имеет никакого отношения к нормальной сауне».
Лучшие годы: про турнир узнали 40 млн японцев, главная звезда приезжает на трейлере со встроенной сауной
Экстремальная природа чемпионата мира по сидению в сауне сделала его очень популярным в узких кругах – и не только.
В 2004-м на турнир приехала съемочная группа из Японии, и ее репортаж посмотрели 40 миллионов человек. В 2007-м японцы повторили визит и сняли документальный фильм. Тогда на турнир привезли Казуми Морохоши из популярного в конце 80-х бойбэнда, он участвовал в квалификационном раунде и просидел 5 минут 41 секунду. После этого ему объясняли люди из его команды: «Хорошо, что сауна для тебя важна, но еще важны поклонники. Нужно беречь лицо, которое они так любят».
Арвела рассказывал о внезапной славе соревнований: «Это серьезная операция, работа ведется круглый год. Поступает очень много запросов от участников со всего мира, а еще от медиа. В этом году приезжали Reuters, BBC и RTE, а в прошлом японская бригада хотела снять меня с семьей в сауне. У финнов не очень много поводов для гордости, но сауна – один из них. Даже сейчас, когда финские солдаты ООН приезжают в другую страну, первым делом они устанавливают сауну».
Про турнир Арвелы писали как минимум в трех нон-фикшн книгах о границах того, что можно понимать под спортом. Например, в 2005-м Джошуа Дэвис опубликовал рассказ о том, как решил перевернуть свою жизнь и участвовать в странных турнирах. Началось все с чемпионата США по армрестлингу, где он проиграл все матчи быстрее двух десятых секунды, а закончилось сумо, корридой, бегом спиной вперед и сауной.
Именно банный спорт он назвал самым страшным: «Я знал, что будет жарко, но когда вошел в сауну, то подумал, что умру. Если бы я просидел там на 30 секунд дольше, то отключился бы, и если бы меня не вытащили, я бы погиб. У меня были ожоги по всему телу, которые заживали две недели».
В 2007-м, кроме японцев, на чемпионат приехал колумнист ESPN Рик Райли, которого в США 11 раз признавали спортивным журналистом года. Он тоже заявился на турнир, просидел в сауне чуть больше трех минут и потом рассказывал: «Было так чертовски жарко, что я не мог думать. От мыслей было больно. Я пытался смотреть на камни и не моргать, потому что моргать было больно. Старался как можно реже дышать, потому что дышать было больно. Сидеть было больнее всего. Было ощущение, что спина загорелась. Я был уверен, что с каждым выдохом изо рта шел огонь. Был убежден, что уши горят буквально.
<…> Мне было интересно, почему даже проигравшие выходили с улыбкой и триумфально поднимали руки, но теперь я понял. Холодный воздух был так прекрасен, так животворящ, что сдержать улыбку было невозможно. Ты свободен. Дышишь прекрасным, свежим, ледяным воздухом. Готов поцеловать Осаму бин Ладена взасос».
Еще Райли рассказал про соотечественника, который в первом круге продержался в сауне 8:03, но вышел из нее без кожи под носом – потому что им дышал. После второго раунда он так обгорел, что его силой потащили к врачу, который посоветовал: «Вам необходимо ехать в больницу. В течение суток волдыри лопнут, и вы потеряете много жидкости. Будете очень подвержены инфекциям. На месте мы помочь не можем. Все слишком серьезно». В больнице ему наложили повязки на оба уха, весь лоб, нос, спину и бока, частично на грудь.
К 2007-му турнир стал настоящим чемпионатом мира, потому что участников из Финляндии впервые оказалось меньше, чем из остальных стран. Но звездами все равно оставались местные: у мужчин не побеждали никто, кроме финнов, у женщин большинство титулов забрали финки. Главной звездой был Тимо Кауконен по прозвищу Тимо Великий. На момент командировки Райли он был трехкратным чемпионом мира.
У Кауконена были болельщики, которые просили автографы, и спонсоры, которые помогли обустроить дом на колесах со встроенной сауной. Именно на нем он и приехал на чемпионат. К турниру Тимо Великий готовился очень серьезно: около 20 заходов в сауну в день при температуре 140 градусов и аэробные тренировки для подготовки к тому, что в сауне пульс поднимется до 200. За день он выпивал примерно по 10 литров воды.
В 2007-м он в четвертый раз выиграл соревнование и в награду получил колонки для сауны.
Трагедия 2010-го: россиянин погиб, Тимо Великий чуть не сгорел. Причины по-прежнему неизвестны
Последний раз чемпионат мира по сидению в сауне прошел в 2010-м и закончился страшно: 62-летний российский участник Владимир Ладыженский и к тому моменту уже пятикратный чемпион Кауконен, последними оставшиеся в сауне, не смогли ее самостоятельно покинуть. Рик Райли привел рассказ одной из свидетельниц: «Тимо еще смог – хотя бы с помощью – выйти сам. Русского пришлось вытаскивать, и после этого он упал перед сауной, у него начались конвульсии и судороги. А потом их отгородили ширмой, пока ими занимались врачи».
Ладыженский в итоге погиб, а Кауконена с ожогами более 70% тела отправили в реанимацию, где он почти два месяца провел в медикаментозной коме. Больше всего у него обгорели ноги, находившиеся ближе к источавшим жар камням, а от раскаленного пара пострадали легкие и почки.
Ладыженский проявил себя и в традиционном спорте: в 2004-м выиграл ветеранский чемпионат мира по греко-римской борьбе. Одновременно с этим он плотно сотрудничал с Александром Карелиным: возглавлял его общественный «Карелин фонд» и был помощником в Госдуме.
К сауне Ладыженский тоже относился серьезно. В 2008 году он рассказывал «Российской газете» на открытом чемпионате Новосибирска: «На самом деле спортивную сауну нельзя сравнивать с обычной баней или просто сауной. Туда мы ходим ради удовольствия, здоровье поправить, хворь выгнать. А здесь очень жесткие правила. При таких условиях побеждают только те, кто проявил сильный характер, силу воли, имеет подготовку».
Из Новосибирска на чемпионат мира ездила организованная команда с руководителем и тренером. В 2009-м они добились больших успехов: Ладыженский занял третье место в мужском разряде, а Татьяна Архипенко выиграла женский. Тогда она рассказывала о мучениях в сауне: «110 градусов – запросто можно обжечься, если, например, глубоко вдохнуть. Раньше у меня была короткая стрижка, и однажды я обварила уши».
Официальной версии трагедии 2010-го не существует. Полиция проводила расследование, но решила не выносить никаких обвинений. Участники событий и медиа выделили несколько ключевых обстоятельств.
Финал завершился всего на седьмой минуте, когда Ладыженский и Кауконен потеряли сознание. При этом Кауконен раньше без проблем высиживал намного больше 10 минут, а Ладыженский говорил, что в таких условиях можно продержаться 12-15 минут. Остальные участники финала вообще сдались в течение 2-3 минут, хотя в предыдущие годы столько выдерживали люди, приезжавшие на турнир совсем без подготовки – например, тот же Рик Райли.
Выделяют две возможные причины такого результата:
1. В том году в Хейноле стояла редкая для Финляндии 32-градусная жара. Она могла только усугубить условия в сауне.
2. На турнире использовали новые сауны, про которые Кауконен перед финалом говорил: «Все знают, что в финалах очень жаркие сауны, но в этом году они жестче, чем раньше. После первых двух кругов у меня уже сгорели веки, пошли волдыри на пальцах. Заходить туда неприятно, но я сожму зубы, и мы посмотрим, чем все кончится».
При этом организатор Осси Арвела отмечал, что все правила и меры предосторожности соблюдались, как и раньше, а температура в сауне была такой же, как в предыдущие годы. Правда, раньше он же объяснял, что они не ведут учет мировых рекордов как раз потому, что у них не получается стабильно и точно воссоздавать условия.
Еще и Арвела, и свидетели утверждали, что оба пострадавших участника регулярно показывали судьям, что у них все нормально. По словам Арвелы, между последним сигналом и моментом, когда врачи ворвались в сауну, прошло всего три секунды.
У представителей новосибирской команды совершенно другой взгляд на ситуацию. Татьяна Архипенко рассказывала: «Обязательного инструктажа по правилам поведения спортсменов в спортивной кабине не было, не оговаривался температурный режим состязаний, участники соревнований не прошли обязательный медицинский контроль. Справки о состоянии здоровья, по крайней мере, наши, остались на руках у участников». По ее словам, участники даже не подписывали обязательный для экстремального спорта отказ от претензий в случае травмы или смерти.
Руководитель команды Константин Бессонов тоже обвинял судей и организаторов, которые, по его словам, даже не смогли наладить нормальное медицинское сопровождение, из-за чего участников из сауны вытаскивали зрители – они же оказывали первую помощь.
Тренер новосибирской команды Юрий Серебров рассказывал о настрое Ладыженского: «После нашей последней тренировки 29 июля я говорил Владимиру, чтобы не доводил себя до исступления и действовал по мере сил. А он мне: «Я в любом случае буду бороться – умру, но выиграю». К сожалению, Владимир в силу своего характера решил пойти до конца, потому что не привык проигрывать».
Возможно, желание победить погубило его не только метафорически. По данным финских медиа, полицейское разбирательство вскрыло, что Ладыженский использовал болеутоляющие препараты и гель для местной анестезии. Они были запрещены правилами, потому что не только давали преимущество, но и не позволяли участнику правильно оценивать свое состояние.
Кауконен, узнав об этом, рассказывал в интервью: «Это меня немного злит. На этих соревнованиях нельзя пользоваться такими вещами». А еще финн опровергал слова Архипенко и говорил, что подписал отказ от претензий – и именно поэтому не винит организаторов.
Все интервью он давал уже после больницы, где провел несколько месяцев. Первое время врачи вообще опасались, что он может не выжить, зато потом восхищались скоростью восстановления: соревнования проходили 7 августа, а к октябрю его уже перевели в больницу поближе к дому. К Рождеству Кауконена совсем выписали. После этого он рассказал, что слишком серьезно относился к соревнованиям.
Шестикратным чемпионом он не стал бы, даже если бы захотел. После окончания турнира-2010 Осси Арвела и городской совет Хейноле решили больше не проводить турнир: «Чтобы в будущем организовывать чемпионат мира, нужно сохранить его игривую и радостную природу. Мы не нашли способов это сделать».
Фото: EPA/Vostock Photo/MAURI RATILAINEN; globallookpress.com/Zhao Changchun/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Attila Cser, Roni Rekomaa/Lehtikuva, Sari Gustafsson/Lehtikuva
Предлагаю побиться головой о стену, чтоб выиграть каску. По-моему, отличные вышли б соревнования.