Бремя выбирать. 1963-68
«Лига выдающихся джентльменов» начинает беспрецедентно длинный сериал о драфте Национальной хоккейной лиги. В первой части собраны шесть первых драфтов, в которых клубы еще только учились выбирать звезд.
Топ-5 попаданий
1. Кен Драйден, «Бостон» (1964, №14)
Драйден считается одним из величайших голкиперов за всю историю НХЛ и входит, если не в топ-5, то уж в топ-6 точно, хотя провел в лиге всего восемь сезонов. Ну или семь с небольшим, если не считать самый первый, в котором вратарь отыграл лишь 6 матчей в регулярке. Хотя, как его не считать, если плей-офф 23-летний Кен провел триумфально, получив по его итогам «Конн Смайт»? В первом же раунде в семиматчевой серии был оставлен за бортом действующий чемпион – «Бостон» во главе с Бобби Орром и Филом Эспозито. Ирония судьбы заключалась в том, что драфтовался Кен именно «мишками», но в своем составе они его не видели: им вполне хватало Джерри Чиверса (который, кстати, красуется на аватаре одного из нас). Год спустя Драйден разжился и «Колдером», став первым и пока единственным игроком, для которого приз лучшему новичку стал уже не первым трофеем. Еще через год голкипер пополнил коллекцию индивидуальных призов «Везиной» – первой из пяти. После чего посчитал, что 90 тысяч долларов в год – слишком малое вознаграждение за его таланты (по сути, так и было), забастовал и нашел себе нехоккейную работенку за 125 долларов в неделю. «Монреаль», за три сезона с Драйденом завоевавший два кубка, без Драйдена сложил оружие уже в четвертьфинале, после чего зарплата вратаря увеличилась более чем в два раза, и он вернулся в игру.
Один год, таким образом, был потерян целиком, еще один ушел на новую притирку («Хабы» добрались до полуфинала плей-офф), зато следующие четыре завершались одинаково: Кубок Стэнли – всей команде, Везина – Драйдену.
После сезона-1978/79 голкипер, не достигший на тот момент даже 32 лет, объявил о завершении карьеры. Символично, что на этом же сезоне закончилась и династия «Монреаля».
2. Брэд Парк, «Рейнджерс» (1966, №2)
Если бы не Бобби Орр, то Парк считался бы лучшим защитником семидесятых, но при наличии Орра приходилось довольствоваться вторым номером – даже после того, как Бобби завершил свою недолгую, но блестящую карьеру. Парк, в отличие от своего прямого конкурента, провел в НХЛ 17 сезонов. Ни разу за эти 17 лет Брэд не отправлялся играть в гольф сразу по завершению регулярного чемпионата, но, к сожалению, Кубка Стэнли над своей головой так и не поднял.
Когда создавалась ВХА, новая лига, как известно, старалась переманить к себе звезд НХЛ на повышенные контракты. Одной из этих звезд был Парк. Чтобы удержать его, «Рейнджеры» предложили защитнику 200 тысяч долларов, что на какое-то время сделало его самым высокооплачиваемым игроком НХЛ. Впрочем, через несколько лет «синерубашечники» уже пожалели о затратах, и, посчитав Парка переоцененным, обменяли его… в «Бостон», где, вероятно, уже начали понимать, что скоро команда останется без Орра (так и случилось). В том обмене было задействовано пять хоккеистов, и присутствие трех из них – Фила Эспозито, Жана Рателля и собственно Парка – придало сделке статус блокбастера своего времени.
3. Пит Маховлич, «Детройт» (1963, №2)
Из семьи Маховличей больше известен старший брат Фрэнк – из-за него Пита называли Маленький М. Пит, как и Парк, провел в НХЛ 17 сезонов, но, в отличие от Брэда, четырежды завоевывал Кубок Стэнли.
Успехи Большого М, большую часть карьеры выступавшего за «Торонто», повесомее, чем у Маленького М, большую часть карьеры защищавшего цвета враждебного «Монреаля». Тем не менее, Фрэнк ни разу не набирал сто очков в регулярном чемпионате, а вот Питу это удавалось дважды.
4. Сил Эппс, «Рейнджерс» (1964, №21)
Сын легендарного центрфорварда «Торонто» тридцатых-сороковых годов, капитана команды и трехкратного обладателя Кубка Стэнли, отцу своему в известности уступал, но тоже был весьма заметным игроком. «Рейнджеры», задрафтовавшие Эппса, талантов распасовщика не оценили, и уже в дебютном сезоне переправили его в «Питтсбург», всего тремя годами ранее присоединившийся к лиге. Там Сил и раскрылся, став автором нескольких клубных рекордов, впоследствии побитых, разумеется, Марио Лемье.
Интересно, что внук Сила Эппса-старшего и сын Сила Эппса-младшего, Сил Эппс III, тоже играл в хоккей, и тоже центрфорвардом. Правда, выше уровня АХЛ не забрался, да и в самой АХЛ отнюдь не блистал.
5. Дон Люк, «Рейнджерс» (1966, №14)
«Рейнджеры», задрафтовав Люка, пять лет мариновали его в двух своих фармах, после чего отпустили в «Детройт». Там он сразу же стал игроком основы, а летом перешел в «Баффало», которому прослужил верой и правдой сначала 10 лет в качестве хоккеиста, а затем еще 20 лет – помощником тренера.
Топ-3 промахов
1. Клод Готье, «Детройт» (1964, №1)
На этом драфте были выбраны гениальный вратарь Кен Драйден и отличный форвард Сил Эппс. А «Детройт» потратил первый выбор на игрока, о котором в истории не сохранилось даже амплуа.
2. Гэри Монахан, «Монреаль» (1963, №1)
«Монреаль» под первым номером выбрал форварда, который за «хабов» сыграл всего 14 матчей и набрал 0 очков. Это, впрочем, не помешало генеральному менеджеру Сэму Поллоку через шесть лет совершить сделку века: Монахан в компании с Дагом Пайпером был отправлен в «Детройт» за Барта Крэшли (эти двое ни тогда, ни тем более сейчас известностью не могли похвастать) и Пита Маховлича, который на том же драфте-1963 был выбран… вторым. Монахан в итоге сделал в НХЛ карьеру рабочей лошадки. А Пит Маховлич стал хоккейной легендой, пусть и в меньшей степени, чем его старший брат Фрэнк.
3. Роджер Билайл, Джим Притчард, «Монреаль» (1968, №2-3)
На драфте-1968 у «хабов» скопилось сразу три первых выбора. Сначала они взяли голкипера Мишеля Пласса, который ожиданий не оправдал, но пару сезонов в НХЛ в качестве первого номера провел. А вот второй и третий номера отдали за центрфорварда и защитника, чья профессиональная карьера совсем не сложилась. В общем, для трех первых выборов – маловато.
Продолжение следует...
http://en.wikipedia.org/wiki/Habitants
очень интересно, будем следить..