12 мин.

Символическая сборная мира по хоккею за 25 лет. Из наших – не только Овечкин и Малкин!

Спортс’’ продолжает подводить итоги четверти века, и сегодня очередь хоккея. Редакторы и авторы собрали две пятерки лучших игроков в период с 2001-го по 2025-й.

Ждем ваши версии в комментариях.

Первый состав

Мартин Бродер (Канада)

Кто-то скажет, что пик Марти пришелся на 90-е, и место в старте нашей All Star команды должны занять вратари помоложе. Андрей Василевский, Хенрик Лундквист или Марк-Андре Флери, например. Но в реальности самые большие победы и настоящее признание пришли к канадцу только в нулевые.

Он выиграл Кубок Стэнли (2003) и еще два раза был с «Девилс» в финале (2001, 2012). Он классно провел Олимпиаду-2002 в Солт-Лейке и достойно повел себя в золотом для Канады Ванкувере-2010, когда Майк Бэбкок посадил его в запас перед плей-офф. Еще был победный Кубок мира-2004 со статистикой 96,1% отбитых бросков и одной пропущенной шайбой в среднем в пяти матчах. И если вы думаете, что тогда ему было легко, пересмотрите игру с Россией (3:1). Домотайте до того момента, когда Александр Фролов от злости на вратаря расколотил свою клюшку, а трибуны пели «Марти, Марти!»

К тому же у Бродера три «Везины», и две из них он взял без Скотта Стивенса, Скотта Нидермайера и Кена Данейко, которые, якобы, делали ему статистику в «Нью-Джерси». Марти побил почти все значимые рекорды Патрика Руа и Терри Савчака в регулярках и забил (!) больше голов, чем 500 полевых игроков, выступавших в те годы. А еще из-за него ввели сразу два новых правила – трапецию за воротами и штраф дурачкам вроде Шона Эйври.

№30 был №1 просто во всем. Ну почти.

Никлас Лидстрем (Швеция)

Шесть «Норрис Трофи» в эпоху, когда в НХЛ играли праймовые Хара, Гончар, Нидермайер, Пронгер и Зубов, а в двери к элите стучались Данкан Кит, Андрей Марков и Ши Уэбер! Шесть! Да только за это – даже не учитывая «плюс 273» полезности в регулярках и ровно сто очков в плей-офф – он должен быть в первой пятерке. Точка. Остальное – два Кубка Стэнли, золотой гол в финале Олимпиады – это довесок.

В 2025-м в минус шведу ставят его незаметность. Не был, говорят, таким динамичным, не так влиял на игру команду в атаке, как нынешнее поколение защитников. Но спроси любого, кто играл с ним и особенно против него, и все «но» сразу отпадают. Аргумент «да в такой звездной команде, как «Детройт», шведу было легче, чем кому-то другому» тоже не принимается. Ушел Лидстрем, не стало побед «Ред Уингс». 

Кстати, перед дебютом в НХЛ отец Кэйла Макара подарил сыну биографию Ника. Хотел, чтобы сын учился у правильных людей.

Виктор Хедман (Швеция)

Швед пришел будто бы из прошлой эпохи – атакующий защитник, который остается защитником примерно в той же степени, что и атакующим, и не козыряет набранными очками, закрывая глаза на плюс-минус. Баланс лежит в основе его игры в той же степени, что и блеск. Он большой, но не примитивный; он атакующий, но не заигрывающийся. Он мыслит не только с шайбой на крюке, но и без нее, в своей зоне.

В эпоху самого Хедмана было несколько защитников позрелищнее, но лучше может быть и никого. «Норрис», «Конн Смайт», два Кубка Стэнли и золото чемпионата мира – с командными и личными наградами у Виктора тоже полный порядок.

Александр Овечкин (Россия)

Вся эта четверть века в хоккее буквально пропитана Овечкиным. На первом году он сыграл первый матч в профи – тогда, в ноябре 2001-го, ему едва исполнилось 16. В январе 2003-го Александр, уже 17-летний, брал золото МЧМ с ребятами на два года старше. А потом дебют в НХЛ, а потом – золото Квебека, и так далее – через неудачи в плей-офф и на Олимпиадах, через долгожданную победу в Кубке Стэнли – вплоть до величайшего рекорда, который раньше был Гретцки, а теперь – Овечкина.

Но даже если бы он так и не выиграл Кубок Стэнли, и если бы так и не догнал Гретцки, было бы невозможно придумать человека, который больше олицетворял бы этот период времени – от начала и до конца.

Сидни Кросби (Канада)

Он заходил в НХЛ обласканный вниманием, что поначалу дико бесило. После его первой игры (1:5 с «Девилс») на TSN минут пять говорили, как же здорово дебютировал Кросби, а дубль Овечкина уложили в 30-секундный клип. Бу-у-у! А еще Сид жаловался судьям, когда его били, не по-мужски отвечал ударом клюшкой в пах, нырял и вообще вел себя как-то не по-канадски. В 2009-м 52% игроков проголосовали за Кросби как за главного нытика лиги, вы представляете? И как все изменилось, как преобразился Кросби!

Из всех, кого называли The Next One, он лучше остальных справился с грузом ожиданий (десяток индивидуальных наград), выиграл больше (три Кубка Стэнли, две Олимпиады) и приблизился к Гретцки по набранным очкам и по величию. Брэди и Мэттью Ткачаки в своем подкасте сказали, что НХЛ должна подарить Сиду и Ови миллиард долларов за то, как они преобразили лигу после локаута. И эта огромная сумма в данном случае не кажется завышенной.

Никита Кучеров (Россия)

Вряд ли тут нужны какие-то слова. Мы в России очень любим особенных игроков, которые играют не от физического развития – градус народной любви к Ларионову не даст соврать – ну и Кучеров, наверное, стал амбассадором этого взгляда на хоккей.

Удивительный пример творчества через работу и работы через творчества, Артист, Игрок, человек, который привел в хоккей тысячи и стал примером для многих действующих нападающих – в диапазоне от Маккиннона до Кэйна.

И да – при всем символизме этой сборной надо отметить, что у конкретно этого состава первой тройки вырисовывается химия: Кросби умеет не перетягивать внимание на себя, Овечкину нужен пасующий, Кучерову нужен в связку такой шикарный бросающий как Ови. Бинго.

Второе звено

Сергей Бобровский (Россия)

Судьба Сергея – наверное, самая иллюстративная история для вратаря XXI века: мастерство полевых достигло таких вершин, что отражательная человеческая реакция уже явно не спасает; и даже лучшие, первые вратари попадают в зону турбулентности. Особенно если туда затягивает их команды.

Про Бобровского говорили «переплата», но в трех подряд плей-офф он показывал, как и чем вратарь может делать для своей команды разницу – у него и просто сейвы, и надежные матчи, и суперсейвы. Джентльменский набор.

Кэйл Макар (Канада)

Если Хедман это про баланс и гармонию, то Макар, скорее, пробник хоккея будущего; Макдэвид, только в защите. С годами стало понятно, что с точки зрения мышления и понимания комбинационной игры, строительства атак Кэйл не идеал, но физически, с точки зрения инстинктов – это совершенный игрок.

Почти каждая его смена – яркое спортивное шоу.

Данкан Кит (Канада)

Одна из самых глупых теорий в истории хоккея – влияние того самого промаха Патрика Штефана по пустым воротам «Эдмонтона» на судьбу «Чикаго». Да-да, как будто тот эпизод в середине чемпионата обеспечил «Блэхкокс» победу в лотерее драфта и в последствии выбор Патрика Кэйна под первым номером.

А вот, что реально могло изменить будущее и «Чикаго», и всей НХЛ. В 2004-м «Блэкхокс» были максимально близки к обмену защитника фарм-клуба Данкана Кита в «Филадельфию». Чикагцы хотели вернуть ветеранов Тони Амонти и Джереми Реника, чтобы хоть как-то заполнить арену. Стороны уже договорились, но из-за локаута их планы сорвались. А всего через год Кит надолго стал игроком первой пары «ястребов». А через 10 лет у него было три чемпионских перстня, два «Норриса», приз MVP плей-офф и пара успешных поездок на Олимпиады.

В нем было по чуть-чуть от каждого из великих канадских защитников – Коффи, Бурка, Пронгера, Нидермайера – а что выделяло, так это характер. В игре плей-офф-2010 с «Сан-Хосе» Данкану выбили 7 зубов. Команда вела в серии 3-0 и имела право на ошибку. Кит пропустил несколько минут, заткнул тампоном из туалетной бумаги и отдал голевую. Мы любим хоккей из-за таких, как он.

Евгений Малкин (Россия) – Коннор Макдэвид (Канада)

Наша первая тройка сложилась на удивление гладко, и вторая компенсирует гармонию первой своей шероховатостью – невозможно не взять в этот состав Макдэвида, невозможно не взять Малкина; но как их совместить – большой вопрос.

Думаю, это тот момент, когда тактика сдвоенного центра должна вступить в бой. К тому же опыт игры на фланге у Малкина имеется.

Мы получаем по-прежнему не самое гармоничное звено, но какие могут быть вопросы.

Макдэвид – просто хоккеист из будущего, который вывел на новый уровень представления о физических возможностях, пилот болида «Формулы-1», только вместо двигателя – ноги, обутые в коньки.

Малкин на пике, в общем, не менее эффектный игрок; почти в такой же степени одаренный физически и всю карьеру направленный на партнера; интересно, что Леон Драйзайтль из «Ойлерс» кажется своеобразной, чуть менее талантливой копией как раз Малкина.

Как-то так вышло, что Джино играл в эпоху Овечкина и Кросби, и ему досталось меньше внимания. Но на пике Евгений как минимум не хуже – и на этот пик он выходил регулярно. На дистанции в 20 лет за Ови и Кросби говорят более осязаемая стабильность, но если отмерять по верхней отметке возможностей, Малкин определенно на их уровне; и мог бы быть в первой тройке – но просто вариант с Кучеровым и Кросби вокруг Ови выглядит предпочтительнее.

Патрик Кэйн (США)

Амбассадор всех волшебников и фокусников, которым из-за бешеной конкуренции не удалось попасть в две первые пятерки (это про прежде всего о Павле Дацюке). Кэйн набрал почти 1400 очков в регулярках, а мог значительно больше, если бы не увлекался красотой, стремясь обыграть вообще всех. Ну и если бы не попадал во всякие некрасивые истории, которые мешали концентрироваться на хоккее.

В нашей сборной он разумеется не за спинорамы и слепые передачи на Артемия Панарина через четыре клюшки. Несмотря на габариты, Патрик был королем в плей-офф, и это в Западной конференции, где таких, как он, не щадили. Вторая часть карьеры – года с 2017-го – получилась не очень яркой, но нужно понимать: к 27 Кэйн выиграл три Кубка, «Харт» и «Конн Смайт», а новой цели – такой, чтобы зажгла, как рекорд Гретцки – не придумал.

Главный тренер

Майк Бэбкок (Канада)

В разделе «Критика» на страничке Майка в Википедии знаков едва ли не больше, чем остальной информации, и каждый месяц коллекция откровений пополняется новыми недовольными. Этим Бэбкок напоминает Виктора Тихонова – его методы тоже устраивали не всех.

Но тренера успешнее за эти 25 лет не было. Майк зашел в НХЛ в 2002-м и сразу дотащил слабый «Анахайм» до финала Кубка Стэнли, а потом выиграл чашку с «Детройтом». Он начал карьеру в сборной с 2:2 против Австрии (Канада отыгрывалась с 0:2) на ЧМ-2004, а через две недели завоевал золото. Бэбкок привел «кленовых» к победе на домашней Олимпиаде-2010, а затем повторил успех в Сочи-2014 и добавил к титулам еще и Кубок мира-2016.

Он стал первым и пока единственным тренером в истории хоккея, который выиграл все значимые турниры со сборной (молодежка тоже) и Кубок Стэнли. Быков, Купер, Кенневилл, Ялонен и Гренберг подарили болельщикам много счастливых моментов, но не столько, как Бэбкок.

Фото: Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency/Global Look Press; Siu Wu/Siu Lau; East News/FRANCK FIFE / AFP