8 мин.

Эпоха коньков Nike в НХЛ: в них играли Федоров и Гретцки

На Олимпиаду в Нагано 37-летний Уэйн Гретцки ехал все еще в статусе суперзвезды. Но это не помогло его сборной – Канада вылетела в полуфинале, заняв в итоге четвертое место. Гретцки упустил единственный шанс на олимпийскую медаль в игровой карьере и даже ни разу не забил на ней (0+4). 

Пересматривая фото тех матчей, мне бросилась одна деталь: экипировка Гретцки заметно выделяется из общего ряда. И речь не только про его олдскульный шлем Jofa. Необычным дизайном отличались и коньки – черные, с белыми вставками и, главное, с известным логотипом, который сегодня видеть в таком образе довольно непривычно.

Еще сильнее обратил внимание на это сочетание во время недавней церемонии чествования Сергея Федорова. Помимо официальной части, игроки «Детройта» устроили красивый жест, выйдя на лед в коньках с дизайном культовой пары Nike, в которой Федоров выступал на заре 90-х.

Для тех, кто не застал то время, эмблема Nike на коньках может показаться даже странной. Ведь компания прочно ассоциируется с беговыми кроссовками или баскетболом, тогда как в хоккее годами доминируют другие бренды (Easton, Bauer, CCM и др.). Однако, так было не всегда.

В конце прошлого века Nike нацелился на статус глобального спортивного гиганта – и хоккей стал частью этого плана

Еще в 1984-м компания подписала контракт с Майклом Джорданом, с которым создала сверхуспешную линейку кроссовок Air Jordan. В Nike увидели рабочую формулу: взять икону спорта, вместе создать продукт и заработать на этом много денег. Эту же логику решили применить и в других видах спорта.

До хоккея бренд добрался в середине 90-х, параллельно заходя, например, в футбол и даже автоспорт. Серьезным шагом стала покупка в 1994-м канадской фирмы по производству экипировки Canstar Sports Inc. за 385 миллионов – это наполовину превысило ее рыночную стоимость. Вместе с активами Nike получил и знаковые хоккейные бренды вроде Bauer и Cooper.

Выпуском одних коньков дело не ограничилось. Производились и другие элементы хоккейной формы – в первую очередь там, где логотип хорошо считывался. Например, в максимально брендированной экипировке можно увидеть Тео Флери на той же Олимпиаде в Нагано. На нем похожие как у Гретцки модель коньков, а также шлем, перчатки и клюшка фирмы Nike.

На старте хоккейного проекта Nike сделал ставку на Сергея Федорова

В 1995-м компания подписала рекламный контракт с одним из самых ярких игроков «Детройта» и НХЛ того времени. Федоров привлекал не только статусом суперзвезды, но и своим происхождением.

«То, что он был русским, а также весь контекст Кубков Канады и игр США с Россией на Олимпиадах, заставил нас подумать, что он станет идеальным приобретением», – рассказывал Джо Маккарти, глава глобального рекламного отдела Nike в то время.

Первая модель коньков, в которых Федоров вышел на лед в 1996-м, так и не получила широкого распространения. Зато стала яркой и показательной попыткой Nike закрепиться на хоккейном рынке. На фоне доминировавших черных моделей Федоров в них сразу становился заметным.

Сейчас эта пара хранится в Зале хоккейной славы – Федоров передал ее туда после своего включения в 2015 году.

Отдельного внимания заслуживает телевизионная рекламная кампания. Nike выпустил серию роликов: в одном Федоров в одиночку обыгрывает целую команду, включая дополнительных вратарей и даже машину для заливки льда; в другом – сюжет строится вокруг того, что он оставил вратарей НХЛ без работы, и те были вынуждены трудиться кассирами и уборщиками.

Федоров с гордостью говорил о работе с компанией и о том, как участвовал в формировании хоккейного направления бренда. Такой союз заметно повышал его статус и узнаваемость: «Это подталкивает тебя вперед – как личность и игрока. Тебя узнавали во всем мире. Благодаря их рекламе у меня много поклонников в Китае и Японии, о которых я раньше и не знал».

Но закрепиться в хоккее Nike так и не смог. Основные проблемы касались качества коньков: игроки жаловались на неудобную посадку, несоответствие размеров и значительный вес. Видимо, весь акцент ушел на маркетинг.

Сам Федоров позже признавался, что чувствовал себя некомфортно в этих коньках и выходил в них в основном из-за контрактных обязательств. В 1999-м он прекратил сотрудничество с Nike и вернулся к проверенным конькам Graf.

А какие коньки были у Гретцки?

Это модель Nike Air Accel, которую выпускали примерно с 1997 по 2001 годы. Созданы на базе выкупленных моделей Bauer с лезвиями Tuuk Custom+, а главное новшество – технология улучшенной амортизации подошвы Zoom Air. Воздушная капсула появилась еще в 1995-м и быстро стала популярной в подвижных видах спорта – хоккей не стал исключением.

Внешне модель легко узнать по белым вставкам с вытянутыми вырезами: среди классических черных коньков они выглядели нетипично.

Впервые Гретцки появился в них в регулярке-1997/98, во втором году в «Рейнджерс». Уже в следующем сезоне (кроме Олимпиады) он играл в обновленной паре. Модель осталась прежней, только основной цвет ботинка стал белым, а вставки – синими.

«Я приезжал в штаб-квартиру Nike. Первые пары, которые сделали для меня, были слишком большими и громоздкими – я не мог в них играть. Тогда парень, который проектировал кроссовки Air Jordan, занялся новыми коньками вместе со мной. Он придумал эту модель. Это были мои любимые коньки. Отличная пара», – вспоминал Гретцки.

Сегодня Air Accel можно найти разве что на eBay и других похожих площадках. Наиболее ценимые экземпляры предлагают за $450-600. Впрочем, это не те коньки, с которыми больше всего ассоциируется лучший бомбардир НХЛ.

В 80-е Гретцки запомнился другими культовыми коньками – в черно-синем цвете

Еще в ранние годы карьеры Уэйн любил выделяться на льду оригинальным образом. Уже с первых сезонов в «Эдмонтоне» он выходил на лед в черных коньках с ярко-синими стаканами – пластиковыми держателями между ботинком и лезвием.

Это была модель Daoust 301 с кожаными вставками. Бренд в те годы принадлежал Canstar Sports Inc., которая позже перешла под контроль Nike.

Гретцки вспоминал, что сам попросил сделать ему такой эксклюзив: «В «Эдмонтоне» было два типа стаканов: черные Perfecta Blade и Tuuk Blade. Мне хотелось немного выделиться. Я спросил, смогут ли мне сделать одну пару в синем цвете? Они согласились. С тех пор я носил синие Perfecta». 

Выбор цвета был неслучайным: синий сочетался с домашней формой «Ойлерс» и фирменным шлемом Jofa самого Гретцки, еще одним его культовым элементом. Все они вместе создали тот самый узнаваемый образ Уэйна времен «Эдмонтона».

Сегодня оригинальная пара хранится в экспозиции музея спортивного центра имени Гретцки в его родном Брантфорде (штат Онтарио). На коньках заметна еще одна кастомная деталь: на боковой стороне указан игровой номер 99, тогда как обычно там размещали номер модели – 301.

Болельщики, заставшие его игру, до сих пор вспоминают тот образ с ностальгией. Как и полагается большой звезде, многие мечтали носить такую же форму кумира. «Коньки Daoust с синими Perfecta – каждый ребенок мечтал о них! Включая меня!», – восторгался один из пользователей соцсетей. 

Синие стаканы закрепились за Гретцки только времен его игры в «Эдмонтоне». Ведь после перехода в «Лос-Анджелес» в 1988 году он отказался от них, вернувшись к оригинальным черным Perfecta. Они идеально подошли брутальной черно-белой форме «Кингз».

* * *

После завершения карьеры Гретцки и разрыва отношений с Федоровым Nike не оставлял надежд закрепиться в хоккейной индустрии. В 2005 году, рассчитывая на перезапуск, компания объединила всю линейку под брендом Nike Bauer.

Однако попытка не удалась. Продажи не выросли, и в 2008 году Nike окончательно вышла из хоккейного рынка, продав Bauer за 200 миллионов – почти вдвое меньше суммы покупки.

Фактически, это стало завершением эпохи.

Фото: Gettyimages/Dave Reginek/Bruce Bennett/David Madison/Robert Laberge.

Телеграм-канал