Великая карьера тренера Кенневилла оборвалась из-за секс-скандала. Он выиграл четыре Кубка Стэнли и был вторым по победам после Скотти Боумэна
Чем запомнится Коуч Кью.
Кажется, это конец. У Джоэла Кенневилла не было шансов, когда комиссионер НХЛ Гэри Беттмэн назначил ему встречу по поводу секс-скандала в «Чикаго», случившегося 11 лет назад.
Коуч Кью уходит, хотя давно стал одним из самых успешных тренеров за всю историю НХЛ, а этом сезоне стартовал с семи побед в семи первых матчах с «Флоридой». Культура отмены беспощадна и неразборчива, но вычеркнуть вклад Кенневилла она вряд сможет – хоккей запомнит его великим.
Начал карьеру с должности играющего тренера – мечтал вернуться в НХЛ, но дошел до финала фарм-лиги и сменил форму на строгий костюм
В карьерном профиле Кенневилла на Eliteprospects есть очень интересная строчка: сезон-1991/92, играющий тренер в «Сент-Джон Мэйпл Лифс».
Да, Кенневилл тогда помогал Марку Кроуфорду (еще один будущий обладатель Кубка Стэнли) в АХЛ и рассчитывал вернуться в НХЛ – у него было больше восьми сотен матчей за «Колорадо», «Нью-Джерси», «Хартфорд» и «Вашингтон».
Играл в защите, много очков не набирал – тренеры ценили Джоэла за надежность, жесткость и лидерские качества. Никогда не отказывал себе в возможности крепко приложить соперника – доставалось даже звездам. В чемпионате-1990/91 Кенневилл играл за «Вашингтон» и болтался между фармом и основой, а Бретт Халл выдавал великий сезон на 86 голов – будущий тренер «Чикаго» крепко приложил Халла у борта, после чего тот пропустил пару матчей.
«Мы чувствовали, что он здорово понимает игру. Мы не могли гарантировать это, но чувствовали, что он принесет много полезного в нашу раздевалку и поможет улучшить нашу игру. Защитники здорово понимают хоккей, из них часто вырастают хорошие тренеры», – говорил Клифф Флетчер, который принимал Кенневилла на работу в фарм.
Первый сезон с тренерскими обязанностями вышел удачным – Кенневилл из играющего тренера постепенно превратился в полноценного ассистента и помог своей команде дойти до финальной серии плей-офф. Дальше был «Квебек», который стремительно превратился в «Колорадо» – вместе со старым знакомым Кроуфордом они привели «Эвеланш» к Кубку Стэнли.
«Это был хороший опыт для меня, после которого у меня остались только хорошие воспоминания», – говорил Кенневилл.
После «Колорадо» – первый опыт работы главным тренером: в «Сент-Луисе» заскучавший Бретт Халл в тренировочном лагере попробовал запустить в тренера шайбой и обалдел, когда в ответ ему прилетел такой же плотный бросок. У Кенневилла не было огромных ресурсов – Халл через год ушел в «Даллас», а главной звездой «Блюз» в атаке стал молодой словак Демитра. Даже с учетом небольшой платежки Кенневилл был там успешен – команда стабильно попадала в плей-офф, однажды дошла до финала конференции, а по итогам сезона-1999/00 выиграла регулярку.
Потом было три года в «Колорадо» без больших успехов, а пик его тренерской карьеры пришелся на «Чикаго».
Кенневилл вернул «Чикаго» былую славу – выиграл три Кубка Стэнли за пять лет и до конца верил в свой стиль
Интересно, что изначально Кенневилл приходил в «Блэкхокс» в 2008-м как скаут – его посоветовал работавший тогда в скаутской службе Марк Бержевен, который играл под началом Джоэла в «Блюз».
«Мы поддерживали связь, и когда «Колорадо» не стал его продлевать, я связался с ним и спросил: «Джоэл, ты не хочешь заняться скаутингом?». Он ответил: «Я не хочу ездить по стране, но могу отсматривать матчи». А мы как раз хотели отсмотреть парня, который тогда играл в штате Колорадо. Так Кенневилл стал нашим скаутом», – вспоминал Бержевен в интервью The Athletic.
При этом Кенневилл не скрывал своего желания тренировать и внес в договор пункт, по которому он мог покинуть свой пост скаута, если получал приглашение из другого клуба на должность тренера. Это устроило руководство «Чикаго», а уже в начале октября 2008-го боссы стали обсуждать возможное назначение Джоэла главным тренером – его поддерживали президент, генеральный менеджер и Скотти Боумэн, который тогда консультировал «Чикаго».
Кенневиллу позвонили 15 октября – он посоветовался с семьей и согласился, несмотря на то, что в клубе уже был главный тренер – Дени Савар, легенда «Чикаго» как игрок. В новом сезоне ему дали только 4 игры и сняли, чтобы назначить Кенневилла.
«Все были удивлены. Савара любили и считали многообещающим тренером. Он фактически занимался работой мечты. И внезапно ушел. 4 игры в сезоне, я не припомню, увольняли ли кого-то еще так рано. Никто этого не ожидал», – вспоминал журналист Chicago Tribune Крис Кук.
Уже в 2010-м команда с пачкой молодых звезд выиграла Кубок Стэнли – не очень красивая замена Савара на Кенневилла полностью оправдала себя. Джоэл по максимуму раскрыл потенциал невероятно талантливого ядра «Блэкхокс» – Джонатан Тэйвс, Данкан Кит, Брент Сибрук и Патрик Кэйн вышли на свой пик именно с коучем Кью.
Его успех определяли хорошие отношения с командой – он часто принимал жесткие решения по составу, но никогда не сваливал вину за поражения на игроков.
«В моей карьере были тренеры, которые после пары неудачных игр легко делали из тебя изгоя и валили все на игроков. Джоэл никогда так не поступал», – вспоминал Адам Буриш, игравший в нижних звеньях «Чикаго».
Еще одна фишка Кенневилла – он не перегружал игроков тренировками в течение регулярного сезона. В «Чикаго» убирали утренние раскатки и могли неделями не появляться на льду, чтобы иметь больше времени на восстановление между матчами. Кенневилл не считал, что гонять игроков на тренировках – это эффективный способ коммуникации.
«Ты почти ничего не добиваешься на таких занятиях, особенно в плей-офф. Игроки не хотят быть на льду, не хотят шнуровать коньки. Это действительно того стоит?» – объяснял Джоэл.
При этом Кенневилл – один из немногих тренеров, который сумел в условиях потолка зарплат построить действительно яркую команду: кубковые зарубы против мощных «Кингс» и «Анахайма» превращались в битву стилей, а лучшие идеи «Блэкхокс» успешно переняла «Тампа», которую Кенневилл обыграл в финале-2015.
Он ставил отличный контроль шайбы – в его распоряжении хватало подходящих игроков, поэтому он рискнул и ушел от силового давления и скорости к контролю. «Чикаго» не был самой быстрой командой лиги, но с шайбой точно управлялся лучше всех – быстрый пас и смена позиций доставляли много проблем соперникам. Отчасти этим стилем можно объяснить комфортные условия для адаптации европейцев в клубе – например, Панарину намного проще оказалось раскрыть свои лучшие качества именно в «Чикаго», хотя перед стартом сезона казалось, что он выбрал слишком сильную команду для старта в новой лиге.
Три Кубка Стэнли за пять лет доказали, что стратегия Коуча Кью отлично работает.
Кенневилл – второй после великого Боумэна по победам, но первым уже не станет
Здесь ни к чему расписывать много слов, есть одна табличка, которая четко указывает на место тренера в истории НХЛ.
До 1000 побед в НХЛ Кенневиллу оставалось выиграть 31 матч – если судить по старту сезона, он мог перешагнуть мощный рубеж уже в этой регулярке. У Скотти Боумэна по-прежнему нет конкурентов – за элитную тысячу в ближайшее время будет бороться лишь Барри Троц.
Фото: Gettyimages.ru/Andre Ringuette, Brian Kersey, Phillip MacCallum, Dave Sandford