Футбол, хоккей и ТВ-права
В швейцарском хоккее наступает очередной «этапный момент»: истекает срок соглашения NLA с телевидением. Похоже, переговоры по новому контракту станут захватывающим шоу. На разогреве решил выступить колумнист портала hockeyfans.ch Урс Бергер, сочинивший пронзительный текст о превосходстве футбола над хоккеем в альпийском информационном пространстве.
Поводом для текста послужил заключенный 15 июля договор между телевидением и футбольной лигой. Годовая цена показа картинки с ровным полем и круглым мячиком теперь составляет 30 миллионов франков. Пока о таких деньгах хоккеисты и их менеджеры могут только мечтать. Урс Бергер считает сложившееся положение дел неправильным. Мы с этим тезисом вполне согласны.
NLA против SFL: драка на стадионах
Аргументация автора текста проста и понятна. Он полагает, что хоккей в Швейцарии популярен не менее чем футбол. Главным доказательством этого тезиса стал краткий обзор посещаемости игр хоккейных и футбольных лиг – причём Бергер принял во внимание как элитные, так и первые дивизионы. По его подсчётам, общее число зрителей на матчах NLA/NLB (с учётом плей-офф, плей-аут и квалификационных игр) составило 2,94 млн. человек, в то время как футболисты собрали на 500 тыс. меньше. Средний хоккейный матч смотрели 4629 человек, футбольный – 5837. Превосходство футбола не удивительно, скорее – любопытен небольшой разрыв. Более того, добавляет тут Бергер – хоккейные стадионы заполняются на три четверти, в то время как футбольные – только наполовину.
Сравнение футбольной и хоккейной посещаемости – дело непростое, но всяко захватывающее. Вдохновлённые примером Бергера, мы решили провести сравнение по тем же пунктам, но более детальное. Правда, в рассмотрение приняли только элитные лиги, и для хоккея – только регулярный чемпионат. В итоге – получился любопытный трёхраундовый поединок. В высшем футбольном дивизионе Швейцарии играют 10 клубов, посему возникла небольшая асимметрия – ну да сути дела это не меняет. Зелёным отмечены клубы, выигравшие свой «спарринг».
Первую треть с небольшим перевесом выиграл футбол. Общая посещаемость футбольного чемпионата несколько выше, и в противостоянии десяти лучших хоккейных и футбольных клубов счёт 6:4 в пользу предпочитающих мяч, хотя разница между Kloten Flyers и FC Luzern, определившая итог, настолько невелика, что находится, пожалуй, в пределах ошибки.
В чью пользу будет сравнение средней посещаемости, догадаться нетрудно.
В итоговых 9:1 удивительна не «девятка» в пользу футбола, а «единичка» в пользу хоккея – десятый по средней посещаемости клуб NLA собирает на своих матчах почти на тысячу (!) человек больше, чем занимающая аналогичную позицию футбольная команда.
Общий счёт пока – 15:5 в пользу футбола, но третий раунд радикально меняет картину.
10:0 в пользу хоккея. Конечно, высокие показатели «утилизации» стадионов сами по себе могут быть довольно обманчивы. Тем не менее, это важная характеристика, показывающая, в какой степени востребована инфраструктура и где имеется больший потенциал роста. Более того, эта характеристика особенно интересна в телевизионном вопросе – если стадионы почти полные, значит, есть люди, которым не хватило билета. А что им остаётся делать в таком случае?
Хоккей против футбола: драка у телевизора
От сравнения посещаемости мы – вслед за Урсом Бергером – перейдём к непосредственному сравнению телерейтингов. Самой популярной хоккейной трансляцией сезона 2010/2011 стал, естественно, показ последнего, шестого матча финальной серии между Kloten Flyers и HC Davos: к голубым экранам тогда прильнули 581 000 швейцарцев. В футболе плей-офф нет, и честное сравнение было бы невозможно, но тут нам повезло, ибо судьба чемпионского титула 2011 г. была решена в последнем матче чемпионата между FC Basel и FC Zurich. Эту игру посмотрели 543 000 зрителей.
Если перейти от сравнения лиг к международным турнирам, то картина меняется. Бергер приводит ещё пару любопытных фактов. В 2009 г. решающий для швейцарцев матч против США на домашнем ЧМ посмотрели 530 800 человек - первая строчка хоккейного телерейтинга, но всего лишь 21 место в общем списке. Самой популярной футбольной (и вообще спортивной) трансляцией стала игра отборочного турнира ЧМ2010 Швейцария-Израиль - 1,16 млн. зрителей. (интересный обзор самых популярных трансляций в Швейцарии в 2009 г. найти можно тут: картинка с футболистами кликабельна). Похожая ситуация сложилась и в клубных турнирах. Финал единственной и неповторимой хоккейной Лиги Чемпионов ZSC Lions – «Металлург» Магнитогорск привлёк внимание 410 000 зрителей (что любопытно, финал ЧМ2009 Россия-Канада посмотрели 430 000 человек), а вот встреча FC Zürich с мадридским «Реалом» в Лиге Чемпионов футбольной заинтересовала 637 000 человек.
Все эти цифры, на самом деле, говорят о том, что не хоккей столь же популярен, как и футбол, а хоккейная лига составляет конкуренцию лиге футбольной. Стоит отдать должное менеджерам швейцарских клубов, в то же время руководству федерации явно есть над чем работать. Первый шаг в этом направлении был сделан в феврале – матч сборной Швейцарии против команды легионеров стал единственной (!) товарищеской игрой сборной, транслировавшейся в прямом эфире общедоступного канала SF Zwei. В то время как - сокрушается Урс Бергер, - сборная футбольная приходит в каждый дом даже во время тренировочной игры с Мальтой.
Всё будет хорошо
Главный итог всего этого копания в цифрах - скорее, позитивный для хоккея. В стране, где большая часть населения говорит по-немецки, меньшая по-итальянски, а лучшая – по-французски, футбол должен доминировать по определению. И тот факт, что сегодня лига хоккейная интересна швейцарцам не меньше, чем лига футбольная, лишь доказывает, что у клюшки и шайбы на континенте есть перспективы.
В принципе и представительство на ТВ у обеих лиг в Швейцарии примерно равное. Урс Бергер этого не писал, но мы подсмотрели тут: в сезоне 2010/2011 общедоступный SF Zwei показал 10 матчей футбольного чемпионата. Регулярный чемпионат NLA бесплатное ТВ практически игнорирует (хотя имеет право на показ четырёх игр, реализует его полностью только во франко- и италоговорящих регионах), однако в плей-офф показывает третьи игры четверть- и полуфинальных серий, а так же весь финал. Так что на круг получается от 10 до 13 матчей, не хуже, чем у футбола. И это не считая Кубка Шпенглера, который является частью продаваемого NLA пакета.
Что касается денег, тут и тут Урс Бергер зря переживает (хотя, вероятнее, он сознательно сгущает краски). Да, футбольная лига подписала контракт на 30 млн. франков в год – причём пока только с pay-tv, оставив за собой право на продажу дополнительного пакета (1 «живой» матч каждого тура плюс хайлайты остальных игр) национальному телевидению. Да, хоккейная лига по итогам сезона 2011/2012, как и год назад, получит 8,5 млн. (5 млн. от платного Teleclub, 3,5 млн. от национального SRG, в который входит SF Zwei).
Однако в сезоне 2010/2011 футбольная лига получила от ТВ 10 млн. – немногим больше NLA. И несколько месяцев назад комментарии по поводу возможного увеличения суммы, которую футболисты получат от телевизионщиков, были очень и очень осторожными. Так что успех футбольной лиги говорит скорее о том, что и NLA на предстоящих переговорах будет иметь отличные шансы на серьёзное увеличение доходов.
Постскриптумом отметим важную особенность швейцарских ТВ-переговоров. Едва ли не главным условием лиг является широкое представительство на бесплатном ТВ. Спортивные коммерсанты из страны миллионеров прекрасно понимают, насколько важна такая реклама для лиги, и в какой степени бесплатное ТВ способствует росту стоимости спонсорских контрактов. Поэтому футболисты «пробивают» бесплатный и живой показ одной игры каждого из 36 туров. Руководство NLA так же хочет увеличить число бесплатных трансляций. В общем, модный в России тезис о том, что спорт не для бесплатных каналов, деловые швейцарские люди почему-то не разделяют. Президент NLA Марк Фюрер сказал по этому поводу примерно следующее: "В Германии мы все могли видеть, как полный уход на платные каналы становится фатальным для лиги".
В России кстати тоже, помню Медвед подсчитывал, у хоккея на порядок больше абсолютная посещаемость.
А средняя суммарная посещаемость одной команды КХЛ и РФПЛ одинакова, в р-не 300-350 тысяч, без учета кубков и плей-офф,
А в среднем при посещаемости около 5700 человек получается 153900 человек за сезон без плей-офф
Т.е. 150-170 тысяч - средняя домашняя посещяемость как в хоккее так и в футболе.