10 мин.

Топ-6 российских хоккеистов, игравших в Европе

Вячеслав Быков и Андрей Хомутов, Швейцария

Как оказались: в конце 80-х, одновременно с получением права на проведение чемпионата мира, в швейцарский хоккей потекли большие деньги, а вместе с ними – и классные игроки. В NLA и раньше попадались интересные экземпляры, вроде нераскрывшегося в НХЛ Рона Уилсона, который сделает себе неплохую тренерскую карьеру, финского защитника-бомбардира Рейо Руотсайланена или немецкой машины по забиванию голов Эрика Кюнхакля.

Но Хомутов и Быков это совсем другой, космический по меркам альпийской страны уровень. Тогда им не было и 30, они были на пике карьеры. Хомутов стал лучшим снайпером чемпионата мира с 11 шайбами в 10 матчах, Быков в том же году был ведущим бомбардиром ЦСКА, капитаном сборной; их тройка с Каменским реально рассматривалась Тихоновым в качестве замены укатившей за океан КЛМ. В «Квебеке» подсуетились задрафтовать и Валерия, и Вячеслава, и Андрея, но дождались только одного. В первых числах мая 1990-го «Итар-Тасс» сообщил сенсационную новость: Быков и Хомутов подписали контракт с клубом «Готтерон» из Фрибурга.

«В Швейцарии в школах совершенно иная система обучения, максимально индивидуализированная. Здесь стремятся в самом раннем возрасте выявить способности, склонности ребенка и в дальнейшем всячески воздействуют их раскрытию. Именно ради того, чтобы больше быть с семьей я и выбрал «Фрибург». НХЛ, по сути, тот же потогонный конвейер, где в ходу большие деньги, и где игроки трудятся на износ. Опыт показал, что в 30 лет адаптироваться там исключительно сложно», – рассказывал еженедельнику «Хоккей» будущий тренер сборной России. И кто после этого скажет, что он не умеет мыслить стратегически?

Чего добились: с появлением новичков из Союза «Готтерон» можно было смело переименовывать в ХК Быков/Хомутов и все остальные, что, к слову, многие швейцарские журналисты и делали. Экс-армейцы проводили на льду по 40-45 минут, организовывали по 80% всех голов команды, выигрывая матчи, по сути, без помощи партнеров. С 1992 по 1994-й воспрянувший клуб-середнячок из Фрибурга доходил до финала плей-офф, дважды при этом побеждая в регулярке. На протяжении шести лет – с 1990 по 1995-й – российские форварды становились лучшими бомбардирами чемпионата, причем в пяти случаях они оккупировали обе первые строчки. И это при конкуренции со стороны Майка Булларда, Матса Нэслунда, Антона Штястны, Кента Нильссона и десятка соотечественников от Владимира Крутова до Игоря Ларионова.

Мотивы «Калинки-малинки» звучали на матчах с участием «Готтерона» до конца 1998-го. Хомутов из-за травмы перешел на тренерскую работу, а Быков уехал завершать карьеру в «Лозанну». За 8 лет дуэт нападающих забил около 400 голов и набрал свыше 900 очков.

Цитата: «В Швейцарии исполнилась моя заветная мечта. Я был крещен в церкви. Я с детства был верующим, но из-за коммунистического господства в стране родители боялись крестить меня в церкви» (Вячеслав Быков, газета BILD am SONNTAG, 1992).

Достойны упоминания: Олег Петров, Игорь Федулов, Игорь Чибирев, Дмитрий Квартальнов, Павел Торгаев, Дмитрий Шамолин.

Сергей Березин, Германия

Как оказался: 30 голов в чемпионате России-1993/94 и вызов на Олимпиаду открыли снайперу «Химика» дорогу в НХЛ, благо тем же летом его поставили на драфт. Но поездке в Торонто он неожиданно предпочел бундеслигу, которая, несмотря на некоторые финансовые неурядицы и налоговые скандалы, котировалась у хоккеистов достаточно высоко. Инициатором перехода Березина в «Кельн» стал тогдашний главный тренер немцев Владимир Васильев. Он посоветовал техничному, но мелвоватому нападающему набраться нового опыта и чуть подкорректировать свой стиль перед тем, как уехать в Канаду,  североамериканцев и довольно известных, вроде Тони Танти, в Германии хватало. Соглашение с немцами было оформлено во время чемпионата мира-1994, причем свою подпись Березин поставил, сидя в машине Васильева.

Чего добился: «На адаптацию в игровом плане у меня ушло по сути только две встречи. В третьей я забросил первую шайбу и пошло...», – вспоминал Березин. Пошло это мягко сказано. Полетело с неземной скоростью. В 43 матчах регулярки он наколотил 38 голов, к которым добавил еще 17 в 18 кубковых играх. «Кельн», несмотря на отставку Васильева и проблемы, начавшиеся с новым тренером Мердоком, стал чемпионом, и именно Березин забил победный гол в решающей встрече финала. На этом геройства хоккеиста не прекратились. Защитники клубов бундеслиги не знали, как остановить скоростные проходы Сергея, а его кистевые броски снились в ночных кошмарах вратарях. В следующем сезоне планка результативности была поднята до 49 голов в 47 матчах чемпионата и 62 шайб по итогам календарного года.

В Кубке чемпионов-1996 под «Кельн» попало «Динамо» – итог поражение москвичей со счетом 1:4 и 2 (1+1) от Березина, который потом, правда, не реализовал буллит в финале с «Йокеритом». Стать чемпионом Германии еще раз нападающему не удалось, но в «Торонто» его провожали со слезами на глазах чуть ли не всем городом. Снайперский рекорд Сергея в бундеслиге, меж тем, не побит до сих пор.

Цитата: «Эти два года в Германии были какой-то сказкой. Иногда думаю, что даже если захотелось бы придумать что-то лучше, то не получилось бы. И этот сон продолжается в Северной Америке. Каждый год сюда приезжают члены моего фан-клуба. Снимают ресторан. Захожу в темный зал, включают свет – несколько десятков болельщиков, мой огромный портрет и Кельнский собор из банок немецкого пива. Как они его только провозят?! Ведь, по местным таможенным правилам, в Канаду и США разрешено ввозить не более литра пива» (Сергей Березин, газета «Спорт-Экспресс», 2000).

Достойны упоминания: Александр Селиванов, Илья Воробьев, Игорь Александров, Сергей Востриков, Александр Чербаев, Андрей Трефилов.

Алексей Яшкин, Чехия

Как оказался: после распада Союза игроки из России не считали зазорным осваивать такие экзотические по хоккейным меркам страны, как Венгрия, Словения, Польша и Франция, а уж от предложения из Чехии, Финляндии и Швеции почти никто не отказывался. Поэтому новость о переходе защитника третьей пары «Химика» в клуб второй чешской лиги «Всетин» никого не удивила. Что поделать, если даже там тогда платили больше, чем в Воскресенске. «В начале 90-х сложилась такая обстановка, что многие покидали страну. Мне тоже захотелось открыть что-то новое для себя. И в 1993-м я рванул в Чехию – в перспективную команду первой лиги», – объяснил свое решение Яшкин-старший. Его сыну Дмитрию, будущему первому номеру драфта КХЛ, тогда было меньше годика.

Фото: официальный сайт «Всетина».

Чего добился: перспективным «Всетин» оказался не только на словах, но и на делах. Не обладая таким звездным подбором игроков, как тот же «Кладно», где вместе оказались молодые Элиаш, Жидлицки, Патера, Прохазка, Вокоун и братья Каберле, вернувшийся в экстралигу клуб, тем не менее, сходу стал чемпионом. На следующий год история повторилась, прошел еще один сезон – опять золото. И так пять лет подряд. Яшкин в этой чемпионской компании не терялся. В 1996-м именно его гол в решающей игре финала с «Литвиновым» принес «Всетину» победу, а в 1997-м он стал первым в истории чешской лиги иностранцем с капитанской литерой на свитере.

Сезон-2001/02 россиянин пропустил полностью из-за травмы, и надо ж тому случиться, что именно в тот год оборвалась безумная серия «Всетина» из семи подряд выходов в финал плей-офф чемпионата. Кстати, шесть из них закончились победами команды Яшкина. Вряд ли кто-то из россиян может похвастаться большим количеством наград за время выступлений в другой стране.

Цитата: «Местная пресса была в шоке: золотые медали достались команде из города, который даже трудно найти на карте. К клубу тут же проявили интерес многочисленные спонсоры, а мы между тем установили рекорд, выиграв национальное первенство пять раз подряд» (Алексей Яшкин, газета «Спорт-Экспресс», 2001).

Достойны упоминания: Дмитрий Ерофеев, Андрей Потайчук, Андрей Яковенко, Александр Прокопьев, Александр Чербаев, Андрей Галкин.

Александр Барков, Финляндия

Как оказался: финского этапа в карьере экс-спартаковца могло и не быть, окажись он чуть менее принципиальным. Дело было так. После сезона-1992/93, в котором тройка Ткачук – Барков – Селиванов стала самой результативной в России, хоккеистами заинтересовалась «Тампа-Бэй», нуждавшаяся в усилении атаки. Интерес, говорят, был довольно предметный, но россияне выдвинули клубу нелепейшее требование, заявив, что будут играть только вместе. «Лайтнинг» рисковать не стали, и в НХЛ, в итоге, заиграл только Селиванов, а его уже не молодым партнерам пришлось соглашаться на вариант в Италии. Там ни тот, ни другой пробыли там ровно год, после чего Ткачук вернулся в «Спартак», а Баркова взяла к себе «Таппара». Дебют получился шикарным. Прилетев в Финляндию в день игры, форвард организовал победный гол, после чего набирал очки в пяти первых матчах.

Чего добился: российские хоккеисты в отличие от тренеров в Финляндии приживались с трудом и больше чем на 2-3 года не задерживались. Причины самые разные – от невысокой заработной платы и желания попробовать себя где-то еще до лимита на легионеров и разногласий с личностями, вроде Йортикки и Раутакорпи. Барков – одно из немногих приятных исключений. При нем «Таппара» проделала путь от аутсайдера чемпионата, коим она была осенью 1994-го, до крепкой команды, которая в начале 2000-х стала сильнейшей в стране. В 518 матчах мощный центр набрал 416 очков, а по итогам сезона-2000/01 он вошел в символическую сборную SM-лиги. На полке для медалей также не пустовало: одно золото и два серебра.

Цитата: «Здесь «тихая гавань» только в одном смысле – в Финляндии ты уверен, что пьяный водитель не вылетит на тротуар. Ребенок сядет в автобус, доедет до школы – а вечером вернется обратно. Хоккей здесь – далеко не тихая гавань. Играют в Финляндии гораздо быстрее, чем в России» (Александр Барков, газета «Спорт-Экспресс», 2011).

Достойны упоминания: Николай Макаров (лучший защитник SM-лиги-1982/83), Андрей Потайчук, Юрий Кузнецов, Виктор Тюменев, Герман Титов, Александр Смирнов.

Сергей Фокин, Швеция

Как оказался: если Быков/Хомутов и Березин уезжали более-менее целенаправленно, то защитник «Спартак» оказался в ситуации, когда особого выбора не было. В 29 лет в НХЛ его бы никто не позвал, а в Европе им интересовался только скромный шведский «Вастерос», в котором тогда играли Мисхат Фахрутдинов и Алексей Саломатин. «В «Спартаке» мне предлагали остаться еще на год, поискать другие варианты, но я решил ехать. Хотя знал бы куда и на каких условиях – сто раз бы обдумал», – признавался потом Фокин. По своему первому контракту он получал около 2000 долларов – это еда и одежда по тамошним меркам. Столько же тогда платили игрокам из второго шведского дивизиона.

Чего добился: шведские газетчики сравнивали Сергея то с медведем, восхищаясь его мощью и неуступчивостью, то с гигантским осьминогом, указывая на длинные, словно щупальца, руки, которые позволяли ему выцарапывать шайбу у соперников в самых сложных ситуациях. Авторитетное издание Aftonbladet называло его одним из лучших оборонительных защитников элитной серии, а сам Фокин свой первый вызов в сборную получил, когда играл в Скандинавии. Выиграв чемпионат с «Вастеросом» в 1993-м, он еще трижды побеждал в плей-офф шведской лиги, но уже с «Фэрьестадом», которому в общей сложности отдал 8 лет. Статистика Фокина также заслуживает уважения – 524 матча, 51+95 и «плюс 71». Для защитника-домоседа, который уезжал из России «доигрывать», весьма впечатляюще.

Цитата: «И вот тут, когда и пересменка, и поздравлять друг друга игроки на лед высыпали, вдруг защитник «Лександа» Стефан Перссон с криком Give me the russians («Дайте мне русских») вылетает на лед и прямо на меня. Знаете, в Швеции не приняты драки, но я же прошел отличную школу нашего хоккея. Шучу. В общем, обидеть себя не дал» (Сергей Фокин, интервью «Хоккей», 1993).

Достойны упоминания: Евгений Давыдов, Мисхат Фахрутдинов, Алексей Саломатин, Олег Белов.