Интервью с региональным рук-лем «Всероссийской федерацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» Алёной Думлер
«Спорт — это интересно!»
Алёна, что мотивировало вас поступить в Красноярский государственный педагогический университет, чтобы стать социальным педагогом?
Желание учиться. Аттестат был хороший, без троек. Я подавала документы в два института и предпочла педагогический. Насколько помню, мечтой это не было, но не жалею ни капельки.
Какую помощь вы оказывали детям с инвалидностью в рамках практики в университете?
Это был классный опыт. С первого курса была практика, и нас сразу отправили в коррекционную школу (тогда они так назывались). Мы помогали педагогам проводить занятия, детям в выполнении задании. Но самым интересным стал дополнительный курс от реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. К нам пришёл психолог и рассказал о проекте «Индивидуальное сопровождение ребёнка с инвалидностью». Показывали фотографии детей, рассказывали об их увлечениях и особенностях. Мы выбрали тех, кто понравился, и начали ходить в семью. Моим первым подопечным стал Иван — мальчик с ДЦП, с которым мы учились рисовать, слушать сказки, смотреть мультики, играть. Параллельно изучали особенности таких детей на курсе в университете. Плюс нам давали практические знания специалисты «Радуги» Курсовая работа строилась по типу индивидуального сопровождения. Я написала диплом на тему социального патронажа семей, стала сотрудником центра и вела этот курс уже сама в университете и педагогическом колледже, планировала работу и содержание не только из запросов, но и из своего опыта.
Насколько уникален реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», и. о. директора которого вы являетесь?
Это единственное реабилитационное бюджетное учреждение в Красноярске. Чем уникально? Помимо основного, что должно быть в РЦ — психолог, педагог, массаж, ЛФК, есть много дополнительных программ, которые перешли из написанных и выигранных нами проектов. Например, усовершенствование учебно-тренировочной квартиры и программы для неё, мастерские, театр танца, типография и много других программ с партнёрами.
Мы постоянно обучаемся, стараемся быть в курсе. Наш специалист стал первым на всероссийском конкурсе, в рамках грантов учим специалистов новым навыкам, компетенциям. У нас работают психолого-педагогическое, социально-медицинское, социально-бытовое, социокультурное, профориентационное направления.
Есть ли в центре специализированный спортивно-игровой комплекс для детей с особенностями в развитии?
Есть сенсорно-динамический зал, зал ЛФК, АФК с разным оборудованием и тренажёрами.
Как организованы занятия адаптивной физкультурой и спортом в «Радуге»?
В рамках курсов реабилитации (30 дней) для детей согласно расписанию, индивидуально составленному графику, проводятся занятия с инструктором по адаптивной физической культуре.
У нас были (сейчас открыта вакансия) доп. направления для детей по АФК: настольный теннис, снегоступы, велоспорт. Летом с детьми занимаются на детской площадке, в том числе организуют спортивные мероприятия.
Как вы стали председателем Федерации спорта ЛИН в Красноярском крае?
Председателем была мой первый директор «Радуги». Когда она ушла в сферу образования, то по её рекомендации назначили меня.
Какие дисциплины спорта ЛИН сегодня наиболее популярны?
Лёгкая атлетика и настольный теннис. Сейчас запустили проект по пауэрлифтингу.
Сколько спортсменов в вашем региональном отделении?
Действующих более 50, общее количество — 500 человек.
Вы занимаетесь организацией и проведением спортивных мероприятий для детей с инвалидностью. Что, как правило, включает в себя программа подобных мероприятий?
Мы организуем чемпионаты и первенства Красноярского края. Они необходимы для понимания уровня спортсменов, их подготовки и возможностей для участия в соревнованиях высшего ранга и членства в сборной Красноярского края.
Также организуем мероприятия популяризационные — рассказываем о спорте, о том, что заниматься интересно, мотивируем к систематическим занятиям.
Привлекаете ли вы к этой деятельности партнёров, другие местные организации, волонтёров? И от чего в целом зависит успех спортивных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья?
Да, привлекаем. Сейчас идёт формирование, так сказать, реестра спортивных организаций и направлений для детей с ОВЗ.
Успех зависит от целей. Но главное — это не должно быть мероприятие ради мероприятия.
Какие инновационные методы реабилитации вы используете в работе с детьми с инвалидностью?
Если говорить о Федерации, то мы выиграли проект «ТрампЛИН вверх» — развитие двигательной активности через использование игрового оборудования. Цель — через игру показать возможности организма и что спорт — это интересно. Что касается «Радуги», то выше уже рассказала об этом.
Какие изменения в законодательстве или политике, на ваш взгляд, могли бы улучшить условия для развития спорта для детей с инвалидностью в нашей стране?
Главное — уменьшить документооборот, а больше уделять внимание главному.
Какими советами вы можете поделиться со своими коллегами?
Только вперёд, и всё получится. Добавлю, что я занимаюсь Федерацией только год, и уже получено три разных гранта. У нас множество идей, и мы верим в их реализацию!