«Инженерный подход»: что дальше?

Доброго времени суток, уважаемые любители футбольного инжиниринга!
Странная тяга к новому и неизведанному, дефицит таблеток от жадности энтузиазм на грани легкого безумия и ваш неизменный читательский интерес привели к тому, что в течение последних полутора лет спектр наших инженерно-футбольных изысканий постоянно расширяется, а уровень компетенции и глубина аналитических знаний неуклонно растет.
Благодаря практическому применению «Теории атакующей активности» за этот немалый срок мы доказали огромное количество различных теорем, вывели целый ряд неочевидных закономерностей, и останавливаться на этом лично у меня нет никакого желания.
О новых горизонтах
Все это время не прекращалась работа над оптимизацией расчетной модели, ее автоматизацией и графической интерпретацией, и мы с Дмитрием Бородецким (кстати, по слухам, подписавшись на его аналитический блог, Федор Смолов тут же сделал покер) существенно продвинулись сразу по нескольким ключевым направлениям.
Наконец-то сбылась мечта идиота общими усилиями нам удалось собрать статистическую базу по пяти ведущим российским клубам (а ведь есть еще и сборная!), которая бережно пополняется от тура к туру.

С ее помощью мы имеем широчайшие возможности для сравнения атакующего потенциала команд, качественных характеристик отдельных игроков, продуктивности внутриклубных связок, причем каждый из аспектов можно рассматривать под различными углами обзора и с учетом множества факторов.
Кроме того, с целью снижения уровня субъективизма при оценке тех или иных эпизодов на предмет голевой опасности постоянно модернизируется и сама методика. Так, например, выработан конкретный пошаговый алгоритм оценки эпизодов с ударами головой, который я бы хотел привести в качестве наглядного примера.
Для интересующихся
Вполне очевидно, что в силу своей специфики подобные эпизоды требуют особого подхода, хотя бы потому что ударная дистанция влияет на их голевую опасность в гораздо большей степени, чем в моментах с завершающим ударом ногой. Помимо ударной дистанции, во внимание принимается качество удара (соотношение силы и точности) и уровень сопротивления со стороны обороняющихся.
Для атак с воздуха введены три градации ударной дистанции:

…три уровня сопротивления:

… и три критерия качества:

В конечном итоге, момент считается голевым, если удар головой наносится:
с ближней дистанции, с нулевым или низким уровнем сопротивления - вне зависимости от качества удара;
с ближней дистанции, с высоким уровнем сопротивления - но тогда качество удара должно быть как минимум средним;
со средней дистанции с нулевым или низким уровнем сопротивления, тогда достаточный уровень качества - средний;
со средней дистанции с высоким уровнем сопротивления - только при высоком уровне качества;
с дальней дистанции при любом уровне сопротивления - только при высоком уровне качества.

Еще одним важным новшеством стал переход на поминутное исчисление игрового времени футболистов, благодаря которому существенно повысилась точность расчетов и появилась возможность проводить измерения «частотных характеристик» ударной активности, голевого соучастия и прочих атакующих параметров.
Разумеется, никакими виртуальными рулетками и динамометрами для измерений мы не пользуемся, так что в каждом конкретном случае вопрос «голевой принадлежности» и, соответственно, необходимости внесения рассматриваемого эпизода в базу решается индивидуально. Тем не менее, использование подобного рода алгоритмов обеспечивает соблюдение единой трактовки эпизодов и в 8 случаях из 10 позволяет принять решение в считанные секунды.
Проблемы и анонсы
Несмотря на повышение уровня автоматизации проводимых расчетов, заметно снизить трудоемкость процесса пока не удалось – из-за увеличения объема собираемой информации, а так же стремления к дальнейшему расширению расчетной модели и внедрению в нее новых прогрессивных решений. Еще одним проблемным вопросом постепенно становится то, что расчетная программа реализована в старом добром MS Excel, которому все труднее обсчитывать все эти необъятные текстовые и формульные массивы. Чтоб вы понимали «масштаб бедствия», вот так выглядит скрин небольшого кусочка базы по одной из команд.

В любом случае, наша работа по раскрытию особо секретных футбольных материалов из жизни «большой пятерки» будет продолжена. В ближайших планах – составление сравнительных тематических рейтингов, которые, возможно, позволят вам взглянуть по-новому на некоторые аспекты конструктивной игры традиционных лидеров российского футбола, а также произвести частичную (а может быть и полную) переоценку реальной ценности ведущих игроков нашего чемпионата.
Подключайтесь, будет интересно и познавательно!
Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!
Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.
Сдается, тебя вскоре ожидает трансфер из оф.сайта Зенита в Генштаб Минобороны.
да, есть и специальные несложные программы по созданию БД и их анализу
но, главное, все-таки, ваши выводы из цифры, ибо они сами по себе мертвы...
Но эта дорога - для хобби.