Машина времени. Почему сборная Бразилии ходит кругами
Бразилия снова провалила крупный турнир, на этот раз – Кубок Америки. Но для российского болельщика команда «селесао» всегда остается особенной. Выращенные в советской среде понятия о «кудесниках мяча», божестве Пеле и «бразильской системе» до сих пор формируют у нас стойкий образ чего-то праздничного и волшебного. Его силе скоро начнут удивляться даже бразильцы, которые все меньше надеются на свою потерявшуюся в пространстве сборную.
Вперед в прошлое
«Я возил его абсолютно везде, теперь возьмите вы на финальный матч», − сказал Кловис Акоста Фернандеш, обреченно передавая копию кубка мира немецкой болельщице. Кадры, на которых усатый фанат в чудаковатой шляпе безудержно рыдал, прижимая к себе муляж главного футбольного трофея, стали символом чемпионата мира-2014. Четверть века Фернандеш ездит за сборной Бразилии по всему свету и повидал всякое, но только те самые злосчастные 1:7 от Германии вынудили его расстаться со своим талисманом.
Два раза Бразилия принимала мировое первенство, и в обоих случаях это заканчивалось огромной бедой. Только если поражение от Уругвая на переполненной «Маракане» стало всенародной трагедией, то разгром годичной давности − лишь холодным душем. Такой общенациональный Ice Bucket Challenge, где участника заставили публично облиться водой против воли. Неприятно, стыдно, но не смертельно. Отчасти из-за того, что это был не финал, а в соперниках − главный фаворит. Но во многом потому, что бразильцы уже постепенно привыкают к разрушению амбиций и плачущих энтузиастов среди них все меньше.
Прямо сейчас в мире легко можно насчитать с десяток великих по своим масштабам команд, которые находятся в затяжном спаде. Но понять, что чувствуют поклонники «селесао», могут только в России. Здесь тоже есть одна народная команда, недавно отметившая очень своеобразную дату − 12 лет без трофеев. Увеличения этой цифры все очень боятся, а потому каждый сезон придумывают новый глобальный план возрождения. Примерно через раз он сводится к решению просто продублировать былые времена, воспользовавшись специальными людьми из прошлого, которые обладают одной важной силой − они носители некоего особого духа. Найдя такого человека, в народной команде успокаиваются и радостно предвкушают: «Вот сейчас точно попрет».
Сборная Бразилии, как любая топовая неевропейская сборная, по сути, живет четырехлетними циклами – от одного первенства планеты до другого. Все что между − суета, подготовка и возможность чем-то занять паузу. Поэтому замерять ее состояние нужно именно на мировых чемпионатах. Картина на трех последних из них выглядит следующим образом:
ЧМ-2006. Главный тренер – Карлос Алберто Паррейра, тренер «золотой» команды 1994 года. Результат − четвертьфинал.
ЧМ-2010. Главный тренер – Карлос Дунга, капитан золотой «команды» 1994 года. Результат − четвертьфинал.
ЧМ-2014. Главный тренер – Луис Фелипе Сколари, тренер «золотой» команды 2002 года. Результат − лучше не повторять.
Три попытки вернуться назад, и три провала. После второго пришествия Сколари казалось, что теперь бразильским чиновникам просто ничего не остается, кроме как найти наконец новое лицо для сборной. В качестве кандидатов пресса даже обсуждала двух чилийцев − Хорхе Сампаоли и Мануэля Пеллегрини и один очень смелый вариант в лице Пепа Гвардиолы. Но президент страны Дилма Русеф прямо заявила, что экономически сильной стране нужен отечественный тренер, а консервативное начальство местного футбольного союза с явными националистическими взглядами ее легко поддержала. Плюс вокруг сборной сложилась очень нехорошая аура, и многие местные специалисты предпочли бы отказаться от такой чести.
Так постепенно на вакантный пост остался только один возможный претендент. «Даже объедки напоминают банкет, когда вы голодаете», − описал ситуацию южноамериканский эксперт Мауро Сезар. Болельщики вздрогнули, журналисты тяжело вдохнули, и Карлос Дунга вошел в зал для пресс-конференций в качестве старого нового тренера сборной Бразилии.
Военное положение
Всю свою карьеру Карлос Дунга разрушает стереотипы о том, кто такие бразильцы. Никакого сходства с улыбчивым беззаботным парнем, для которого вся жизнь − это один долгий поход на пляж. Сдержанный стиль, стрижка ежиком, грозное выражение лица − кажется, что Дунга вышел из ролей Джека Николсона или был прислан в сборную прямо из рядов бразильской армии. Типичный полковник, которого отправили в запас и который не знает, как теперь жить в обычном мире. Подсознательно желая вернуться назад, он пытается применить к своей гражданской жизни всю суровую философию военного времени. Дунга привык везде видеть противника: в фанатах, прессе, критиках, иностранцах − и считается, что именно это дает ему импульс к движению.
Наиболее сильная ассоциация с именем Дунги − победный ЧМ-1994, где он забил решающий пенальти в финале. Это была самая странная Бразилия, которую когда-либо видели чемпионаты мира. Вместо техничного карнавала «Мы забьем, сколько захотим» прагматичный футбол, в котором гол − один из элементов игры, а не ее цель. Типичного опорника Дунгу до сих пор называют главным олицетворением той идеологии, поэтому логично, что, возглавив сборную (не имея, кстати, никакого тренерского опыта) в 2006-м, он учредил тут похожие порядки.
По результатам та команда выглядела очень достойно: Кубок Америки-2007, Кубок конфедераций-2009, первое место в отборочной группе, 1/4 финала. Но большая часть бразильцев все равно была против повторного назначения Дунги. После тактических фолов Луиса Фелипе Сколари им хотелось по-настоящему яркой игры, а теперь вновь придется смотреть, как команда штудирует стандарты на тренировках и оберегает счет 1:0 уже после получаса игры.
Говорят, Дунга не очень любит работать со звездами, так как они слишком своевольны и не готовы подчиняться его дисциплине. Проверить этот факт пока не представляется возможным: действительно звездной сборной в Бразилии не видели очень давно. Кризис личности и целого поколения − еще одна причина проблем последних лет.
Однако тренер все равно постоянно оставляет массу вопросов по формированию состава. Так было перед ЧМ-2010, так случилось и перед нынешним Кубком Америки. Пять лет назад все возмущались, почему на турнир не поехали Роналдиньо, Вагнер Лав, Пато и Марсело, но как-то попали на самолет до ЮАР люди вроде нападающего Графите, который до этого сыграл за сборную всего несколько минут. Сегодня есть вопросы по отсутствию Халка и Лукаса Моуры, но присутствию, например, «китайца» Диего Тарделли. На всю эту критику Дунга привычно щетинится, как его прическа, и говорит, что таково мнение тренера.
И тогда, и сейчас состав от Дунги строится по похожим принципам: защита по именам более раскручена, чем нападение, наличие двух игроков оборонительного плана в центре поля, сильный правый латераль, часто вытаскивающий на себя всю атаку.
Пятнадцатилетний капитан
Но есть как минимум одно основательное новшество. У сборной Бразилии-2015 появилась своя мегазвезда, и Дунга вопреки себе строит сборную вокруг нее. Ради повышения авторитета Неймара тренер даже забрал капитанскую повязку у Тиаго Силвы − человека, чей авторитет в «ПСЖ» признает сам Златан. Неймар, безусловно, лидер «селесао» и за два года в «Барселоне» заметно подрос, но в одиночку вести команду за собой до сих пор не готов. Он очень хочет показаться матерым волком, что часто выглядит искусственно, а порой вредит команде. Как если бы Джастин Бибер задумал подменить солиста AC/DC.
Дунга понимает, что его модели не хватает креатива, и хочет отделаться от проблемы, свалив ее решение на Неймара. И тот справляется с ней так, как это делают во дворе, − забирает мяч себе. В результате Бразилия часто страдает от предсказуемости атак, а ее капитан только лишний раз показывает пропасть между ним и своим старшим братом-конкурентом Месси.
Лишившись Неймара из-за дисквалификации уже после 2-го тура, «селесао» потеряли в классе, но приобрели в уверенности. Находившиеся под его давлением партнеры задышали легче и смогли одновременно показать себя. Команда сразу же заиграла более разнообразно, став куда сильнее походить на синхронный коллектив. Но этого оказалось мало даже для того, чтобы пройти Парагвай в четвертьфинале. Получилось еще хуже, чем в прошлом, которое Бразилия так хотела повторить.
Своя атмосфера. 5 звезд Кубка Америки, которые мало известны в Европе
Перец Чили. Александр Неценко – о Кубке Америки
Текст: Роман Абрамов
Фото: официальный сайт Конфедерации футбола Бразилии
Каждый год в России на бумагу перерабатывается около 10 млн тонн древесины. Каждый год у Фабио Капелло уменьшается количество кандидатов в национальную сборную России.
Скачай приложение еженедельника «Футбол» на планшет или смартфон. Спаси деревья. Помоги сборной России (иначе придется ужесточать лимит на легионеров).
Про двух опорников в центре и перекосов в развитии атак на фланговых защитников - здрасьте, так это сборная Бразилия последних 20-ти лет. У Сколари похожая история была. Правильно говорят, что последняя действительно традиционная Бразилия - это с Зико в 82-ом