Николас Ломбертс: «Господину Керимову должно быть стыдно»
Бельгийский защитник заглянул на «Радио Зенит» и за шестьдесят эфирных минут успел поведать об интеграции в российскую культуру, объяснить, почему не собирается регистрироваться в социальных сетях, а также дать прогноз на финал Лиги чемпионов.
– Как вы думаете, почему не получилось выиграть у «Анжи» столь же убедительно, как и в предыдущих матчах?
– Игра была непростой. «Анжи» может быть последней командой в таблице, но после Нового года они ощутимо прибавили. «Динамо» они вообще победили со счетом 4:0, и это вовсе не случайность. К тому же, у нас был перелет в день игры, такие вещи всегда накладывают отпечаток. Одним словом, я рад, что мы победили. Любой хотел бы выигрывать в каждом матче со счетом 5:0, но так же не бывает. Надеюсь, в эти выходные мы сможем порадовать болельщиков зрелищной игрой.
– Как встретилась команда со своими старыми знакомыми: Александром Бухаровым, Владимиром Быстровым, Ильей Максимовым, Михаилом Кержаковым? Перед матчем атмосфера была дружеской?
– Конечно, встреча с бывшими одноклубниками – это всегда приятно. Перед игрой мы подшучивали друг над другом, говорили что-то вроде «ну пожалуйста, позвольте нам выиграть!» Увидеть их было приятно, и я надеюсь, что у наших арендованных игроков будет возможность вернуться. Вы сами видели, Бухаров выложился на сто процентов. Вот только забить ему не удалось, чему я порадовался, ха-ха! Игра была очень сложной в том числе и из-за их усилий.
– За этот сезон у «Анжи» сменилось уже три разных состава. Сначала приехали звезды, потом команда стала послабее, сейчас вот набрали другой состав, куда вошли многие бывшие игроки сборной России. Хотели быть чемпионами, а в итоге оказались на дне турнирной таблицы. Как вы относитесь к этому проекту?
– Мне кажется, это довольно-таки стыдно для российского футбола. Никто не знал «Анжи», но они купили столько звезд за такие большие деньги, что заставили говорить о себе весь мир. Сначала все это казалось удивительным и невероятным, но потом им пришлось продать всех своих звезд, и это был просто позор. Мне кажется, господину Керимову должно быть стыдно. Жаль, что так вышло, но что поделаешь, в жизни бывает всякое.
– (вопрос слушателя) Какова вероятность того, что «Зенит» станет чемпионом в этом году? И кого бы вы хотели видеть в финале Лиги чемпионов?
– Оценивать вероятность таких вещей всегда очень тяжело, это ведь зависит от множества вещей, в том числе и мелких деталей. По состоянию на текущий момент, я бы сказал, 51% – скорее да, чем нет. Нам нужно полностью выкладываться в каждой игре, и тогда мы посмотрим. Впереди четыре сложнейших матча, хотя я надеюсь, что мы сможем оформить чемпионство и досрочно. Но говорить о таких вещах всегда очень сложно. Что касается финала – может быть, «Бавария» – «Атлетико». Тогда мы могли бы сказать, что уступили финалисту или победителю Лиги.
– А если встретятся две испанские команды, да еще и из одного города, – «Реал» и «Атлетико», – это обеднит финальный матч?
– Да, я тоже подумал об этом сейчас. Почему же, это тоже будет превосходная игра. Дерби.
– Наш тренер справедливо заметил, что у «Зенита» впереди четыре матча, каждый из которых – как финальный. Вы как-то разделяете для себя эти встречи, или они одинаково важны?
– Да, так и есть, четыре финала, первый из них уже в субботу. Хотелось бы надеяться, что будет не слишком сложно, но я боюсь, «Волга» запрется в своей штрафной, как и практически все команды, которые приезжают на «Петровский». Будет немного легче, если нам удастся забить быстрый гол. Конечно, хочется выиграть, а там уже можно готовиться к следующему финалу – с «Локомотивом». Думаю, у всех есть чувство, что это будет настоящий финал – схватка между первой и второй командами в таблице. Но в любом случае, сначала нам нужно обыграть «Волгу», а потом уже думать о следующем матче.
– Вы, наверное, знаете, что чемпионами России еще никогда не становились команды, менявшие по ходу сезона тренера. Как вы думаете, «Зенит» должен сломать эту традицию? И действительно ли так тяжело бороться за самые высокие места, когда по ходу сезона меняется наставник?
– Вообще это странно: ведь обычно, когда меняют тренера, дела начинают идти лучше. В любом случае, мы были далеко не на самом последнем месте, когда руководство приняло это решение – что много говорит об амбициях клуба. Если нам удастся завершить сезон на первом месте – в этом будет огромная заслуга Спаллетти, так же как и Виллаш-Боаша. Я со своей стороны могу сказать, что мы сделаем все для этого.
– (вопрос слушателя): Такое ощущение, что с Луишем Нету вам играть проще, чем с Бруну Алвешем, которому вы постоянно подсказывали. Так ли это?
– Часто приходится слышать такие вопросы: с кем вам лучше играется? Но об этих вещах тоже очень сложно говорить, ведь если назовешь кого-то одного, другой может расстроиться, и так далее. Мне нравится играть в футбол, и мне комфортно со всеми, будь то Бруну, Нету, Губочан или кто-то еще. Может быть, у некоторых футболистов есть свои игровые особенности, под которые я подстраиваюсь – а они, в свою очередь, подстраиваются под меня. Может, им больше нравится играть вместе без меня – такое ведь тоже возможно, ха-ха!
– Постоянные разговоры о том, что «Зениту» необходимо приобрести нового защитника, а еще лучше двух, как-то давят на вас?
– Об этом действительно постоянно говорят. Даже не знаю… Возможно, порой это действительно меня немного напрягает, но постоянная конкуренция существует в любой хорошей команде. В том случае, если в «Зенит» придет защитник лучше меня, мне придется как-то с этим жить. Что ж, надеюсь, что лучше меня никого не найдут, ха-ха! Мне нравится, какая у нас команда сейчас, и если вы спросите меня, нужен ли нам еще один центральный защитник, я без раздумий отвечу: конечно, нет. Хотя, возможно, его все же ищут.
– (вопрос слушателя) Спасибо вам за игру и за то, что всегда благодарите болельщиков после матча! Чем занимается в Петербурге ваша супруга? Вы очень давно играете за нашу команду. Не пора ли поменять имя на Николай?
– Спасибо за теплые слова. Мы действительно стараемся благодарить фанатов, они всегда поддерживают нас во время матчей. Даже, когда мы играем плохо, они все равно продолжают петь и гнать нас вперед. Это много значит как для меня, так и для всех остальных наших игроков. Что касается моей жены, то сейчас она дома в Бельгии. Однако у нее есть друзья и в Петербурге. Здесь живет достаточно бельгийцев, но у нее есть и русские приятели. Когда она здесь, то ждет меня после тренировок, занимается уборкой, готовит. Потом мы вместе что-то делаем, например, гуляем по центру города. Иногда она приглашает в гости родных, водит для них экскурсии по Петербургу. А по поводу моего имени… Вы знаете, у меня много имен: Нико, Николя, Коля, Николай. Так что ничего страшного, если кто-то будет называть меня Николай. Это будет означать, что я прижился здесь, интегрировался в русскую культуру.
– (вопрос слушателя) Какие эмоции испытывает защитник, когда забивает гол?
– Думаю, что это бо́льшая радость, чем испытывает в аналогичной ситуации нападающий. Это происходит не так часто, поэтому, думаю, абсолютно нормально, что эмоции в таких случаях зашкаливают. Я всегда надеюсь, что смогу забить, иногда я оказываюсь очень близко от этого. Всегда стараюсь сделать все возможное для того, чтобы забить важный мяч.
– Каков Андре Виллаш-Боаш за пределами футбольного поля, как человек и как тренер?
– Он достаточно спокоен, когда разговариваешь с ним один на один. Он старается придать тебе уверенности, и я думаю, что это правильно, она действительно необходима, это чувствуется на поле. Во время матчей он много кричит, старается передать свою энергетику игрокам. Старается, так сказать, разбудить некоторых футболистов, возможно, иногда и меня в том числе. Но вообще он спокойный человек.
– Андре Виллаш-Боаш знает множество языков и может спокойно разговаривать со всеми легионерами. С вами он говорит на французском, или общения на английском вполне достаточно?
– Он не говорит по-французски, зато прекрасно знает английский, так что никаких проблем в общении нет. Я понимаю все, что он говорит – это самое главное.
– (вопрос слушателя) У многих зенитовцев есть аккаунты в Instagram, и по фотографиям ясно, кто с кем общается. А у вас кто лучший друг в «Зените»? И какая сейчас атмосфера в команде?
– Атмосфера в команде сейчас отличная. Кроме прочего, она сильно зависит от результатов. Сейчас все прекрасно и, если все так пойдет и дальше, надеюсь, мы станем чемпионами. У меня нет аккаунта в Instagram, поэтому я не могу следить, что там делают мои партеры по команде, но я не стремлюсь выставлять всю свою жизнь напоказ. Порой приятно прогуляться по улицам Петербурга, когда тебя не узнают. Мне не очень понятно, зачем людям знать, иду ли я в туалет или обедаю. Сейчас меня нет ни в Instagram, ни в Twitter, хотя, возможно, в будущем я захочу сказать что-то миру и появлюсь там.
– Вы играете за «Зенит» дольше любого другого иностранца – семь лет. Сейчас можете представить себя где-то вне Петербурга?
– Сейчас для меня было бы очень странно куда-либо переезжать. Я достаточно консервативный человек и не люблю что-то менять. Здесь мне очень нравится, это мой второй дом, иногда даже первый. Я провожу больше времени здесь, нежели в Бельгии. Да, у меня нет возможности часто встречаться с моими школьными друзьями, видеть свою семью, но мне вполне комфортно в Петербурге, и я хотел бы остаться здесь до конца карьеры. Это было бы здорово.
– После таких проникновенных слов даже нечего добавить. Думаю, спрашивать вас о том, ощущаете ли вы себя клубным патриотом и беспокоитесь ли вы за будущее команды?
– Не знаю, можно ли меня назвать патриотом «Зенита», но я абсолютно точно большой фанат этой команды. Играть за «Зенит» для меня честь.
– (вопрос слушателя) Есть ли какие-то русские шутки, которые вы уже понимаете «не умом, а сердцем»?
– Я не знаю, если честно, особенных русских шуток. Я чувствую, что русские шутят хорошо, но что такое русский юмор или бельгийский юмор, я плохо представляю. Мне кажется, что в Бельгии какой-то более практичный юмор. А вот русских шуток я почти не знаю. Может, подскажете что-нибудь?
– Скажите, не надоедают ли порой одни и те же вопросы журналистов?
– Скажем так, давать комментарии до или после матча мне немного сложнее, чем раньше, потому что вопросы и правда одинаковые: какие ожидания от игры или какие впечатления об игре, что вы думаете о том или ином игроке, и тому подобное. Иногда действительно хочется сбежать, но это ведь часть работы, и я к этому, в общем-то, привык.
– На чемпионате мира в Бразилии сборные России и Бельгии будут играть в одной группе. Обсуждают ли внутри команды предстоящий мундиаль и матчи между этими сборными?
– Чем ближе чемпионат мира, тем больше мы обсуждаем это в команде. Подкалываем друг друга, мол, посмотрим, кто кого обыграет. Надеюсь, что смогу провести хотя бы одну игру за сборную, и, если бы я смог выбрать, в каком матче сыграть, то выбрал бы поединок со сборной России, конечно. Было бы здорово, если бы обе наши команды вышли из группы. Но пусть Бельгия с квалифицируется с первого места, а Россия – со второго. (улыбается)
– Находясь в этой студии, Олег Шатов пообещал «ушатать» сборную Бельгии. А что вы можете пообещать? Все-таки Россия ещё пока ни разу не выигрывала у Бельгии…
– Да, действительно. Мы встречались со сборной России на чемпионате мира-2002, а до этого был еще очень важный матч в 1986 году. Обе встречи бельгийцы выиграли, так что мы надеемся и в этот раз продолжить эту приятную для себя традицию.
– С каким настроением вы едете в Бразилию? Считается, что там неспокойно – у Александра Рязанцева там украли фотоаппарат, например. Не боитесь туда ехать?
– Будем надеяться, что таких неприятностей с нами не произойдет. Знаю, что в Бразилии есть некоторые сложности, потому что люди протестуют против мундиаля. Но, надеюсь, все пройдет гладко, и мы сможем потанцевать на пляже Копакабаны после игры со сборной России.
– (вопрос слушателя) Где вы смотрели матч Россия-Бельгия, в котором победный мяч забил нынешний тренер бельгийской команды Марк Вильмотс? Какие были эмоции?
– Не помню, где я смотрел этот матч, но точно помню, что смотрел, и болел, естественно, за сборную Бельгии. Был очень рад тому, что она выиграла. К тому же, тот чемпионат мира был последним, где участвовала наша сборная, поэтому ощущения от победы были особенными.
– Очень многие говорят, что именно с приходом Марка Вильмотса сборная Бельгии стала добиваться результатов и показывать качественную, зрелищную игру. Говорят, что он был, по сути, вторым тренером, еще когда сам выступал за сборную. Каков он в жизни?
– Да, я тоже считаю, что, будучи игроком, Вильмотс, по сути, был вторым тренером в сборной. Он старается быть требовательным, чтобы футболисты выкладывались на тренировках на сто процентов. И он всегда ожидает от нас большего – ведь мы профессионалы, футбол – это наша работа, мы получаем за нее деньги. Это нормальный, серьезный подход к делу.
– Недавно молодая звезда «МЮ» Аднан Янузай принял решение выступать за сборную Бельгии – страны, где он родился. Как вы относитесь к его выбору? Сомневались ли, что он выберет именно Бельгию?
– Да, у нас много молодых талантливых игроков в Бельгии, теперь вот с тало одним больше. Жаль, конечно, что Янузай так долго принимал решение, но главное, что теперь он к нам присоединится. Чем больше молодых и талантливых игроков будет выступать за Бельгию – тем лучше. Причем у нас очень много молодых футболистов небельгийского происхождения. Взять того же Акселя Витселя – он родом с Мартиники. Так что у нас многонациональная сборная, и это хорошо. В России, конечно, такого не увидишь, но у нас это встречается часто.
– Кстати, с Янузаем недавно приключился конфуз: девушка обиделась, что он повел ее на свидание в какую-то забегаловку, не так оделся, да еще и поехал на ее машине. С вами бывали такие случаи, чтобы кто-то обижался: мол, раз футболист, должен делать все с размахом?
– Не знаю, исполнилось ли Янузаю уже 18, но я слышал, что в его семье многое решает отец; может быть, ему просто не разрешили отправиться в дорогой ресторан! Хотя, конечно, нельзя забывать о влиянии прессы в Англии; некоторые девушки готовы на все, чтобы попасть на страницы таблоидов, они сами звонят в редакции, если у них есть хоть какая-нибудь история. Хорошо, что в России такого нет, и тебе дают жить спокойно. Если ты позволяешь себе что-то выпить после игры, на следующий день твоя пьяная физиономия не украшает обложки газет – конечно, я вовсе не хочу сказать, что сам выпиваю, ха-ха! Не знаю, со мной подобных историй не происходило, я не хожу на свидания с такими девушками. Я вообще женатый человек.
Фото: Татьяна Сухарева
Бл*ть, когда же я буду выходить в Питере, у себя около Никольского Сада, или в Балтийском или Парке Победы, на Невском, в конце концов, и буду видеть большинство таких же улыбающихся тру-европейцев, воспитанных, в нормальной одежде, нормальных людей, которые тебе рады, ни на кого не злы, которым ни надо нажираться, чтобы расслабиться?
Почему я вижу 70% людей - это злое русское быдло, четкие пацанчеги с пивасом и ягой, и с другой стороны - тупые, шумные, агрессивные и сбивающиеся в стада абреки-нохчи?
Обидно, город в последнее время вообще агрессивным стал, грустно смотреть. А Нико - пример того, что национальность человека не имеет значения, к нему у меня больше симпатии, чем к тому же Денисову, Кержу, полившего грязью Лучано и некоторым другим. Спасибо Нико за позитив, профессионализм и твое отношения к городу, команде и своем делу.
Может быть, мы в разных Санкт-Петербургах живем? Или может стоит начать с себя и самому начать ходить с добрым и улыбающимся лицом, а там глядишь и люди к вам потянутся ;)