Песня - ожидание
"Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало.
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, - вместе с тем и так достойно
Он умер. Да.
- И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно..."
(Н. Михалков Памяти Высоцкого)
В день рождения Владимира Семёновича Высоцкого, мне бы хотелось рассказать гостям "Колокола" об одной из его песен, которая произвела, и до сих пор производит, на меня очень сильное впечатление. Надеюсь не оставит она равнодушными и Вас.
Думаю никого не удивит, что эта песня на военную тематику. Для русского народа это особая грань его менталитета. Уже целое тысячелетие существует Русь, и все эти десять веков её народу, приходиться отстаивать интересы своей Родины с оружием в руках. Трудно найти другую страну, которая страдала от войн в равной степени с нашей.
Высоцкий часто говорил о своём поколении - "Мы дети войны". Судьбе было угодно провести этих детей через такие испытания, которые тревожат память всю жизнь.
Ему не исполнилось и четырёх лет, когда отец ушёл на фронт. Маленький Володя дежурил с мамой на московских крышах и, как мог, помогал ей тушить немецкие "зажигалки", читал в бомбоубежище военные стихи для укрывшихся там москвичей. В самом начале войны, в Белоруссии погиб его дядя по материнской линии. Другой дядя, Алексей Владимирович Высоцкий, уже в июле 1941 года был награждён орденом "Боевого красного знамени" за мужество и стойкость проявленные при обороне Одессы.
Стихи и песни о войне составляют значительную часть творческого наследия поэта. Стихотворение "Так случилось - мужчины ушли" было написано в 1971 году. В следующем году оно уже прозвучало песней на одном из концертов. По своей сути, это женская песня. Неудивительно поэтому, что два года спустя её спела Марина Влади, но уже в оркестровой обработке. Этот вариант получил широкую известность, прозвучав саундтреком в популярном фильме про десантников "Точка отсчёта".
Я предлагаю послушать авторское исполнение песни.
Теперь постараемся абстрагироваться от музыки, прочитать и переосмыслить строки стихотворения. Я не литературный критик, и тем более не знаток поэзии. Поэтому просто попытаюсь рассказать о собственных мыслях и впечатлениях.
Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон -
Растворились в дорожной пыли.
Каждая из строчек первого четверостишия проста и незатейлива. Но собранные вместе, они многократно усиливают друг друга. Почти физически ощущаешь слёзы жены, провожающей своего мужа на войну; стон матери, машущей рукой вслед уходящему сыну; испуг девочки, лишь в последний момент расставания понимающей, что может быть не увидит своего отца уже никогда.
Вытекают из колоса зёрна -
Это слёзы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
А дальше, уже плачет сама природа. Ведь она тоже очень не любит, когда ломается уже устоявшийся уклад её жизни. Символическая метафора "зёрна - слёзы", становится ярким украшением стихотворения.
Мы вас ждём - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бъют, а ласкают вам спины
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Но в припеве настроение сразу меняется. Легко угадывается аллегорическое представление женщины в виде живого дерева. Вместо слова ивы, просится на язык другое, - девы. Вера и надежда на лучшее берут верх и мысленно торопят возвращающихся воинов.
Мы в высоких живём теремах,
Входа нет никому в эти здания -
Одиночество и ожидание
Вместо нас поселились в домах.
В этих строках отражается доминирующая черта духовности русских женщин, а именно - стремление к верности своим мужчинам, защищающим родной кров от жестокого врага.
Потеряла и свежесть и прелесть
Белизна ненадетых рубах
Даже старые песни приелись
И навязли в зубах.
Ещё одна удивительная по красоте аллегория. И следом очередное подтверждение отказа от привычек мирной жизни в суровое военное время.
Мы вас ждём - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
И опять припев поднимает настроение. Русская женщина даже ветер способна сделать своим союзником, таким образом помогая солдатам быстрее вернуться к родным очагам.
Всё единою болью болит,
И звучит с каждым днём непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.
В этом четверостишии напряжение стихотворного нерва достигает максимальной величины. Ты явственно чувствуешь последнюю, отчаянную надежду на чудо. Причём эта надежда неизменна из века в век, что у супруги ратника дружины Александра Невского, что у жены бойца маршала Георгия Жукова.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, нецелых, - любых.
Только б не пустота похоронных
И предчувствие их.
И уже в самом конце стихотворения озвучивается самый главный, подсознательный, генетический страх русской женщины, - "только б не пустота похоронных и предчувствие их!"
Мы вас ждём - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Но жизнь побеждает, поэтому песня заканчивается припевом. И мы уже полны уверенности, что "ивы" и "рябины" дождуться своих мужчин домой.
Я думаю, что талант художника заключается не только в искусном владении формой, не только в приближении к полному самовыражению, но и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его произведениях частицу самих себя.
Поклонники творчества Владимира Высоцкого, и я в том числе, не любят когда его песни исполняют другие. Но как я уже говорил песня - ожидание, это женская песня. Её замечательно исполнила талантливая актриса театра и кино Екатерина Гусева.
На мой взгляд, ваше переосмысление этой песни получилось.
За личное мнение, вам отдельное спасибо.
Не ошибешься, спасибо и тебя поздравляю, временно лидируем :-)
В черно-белом, особенно круто получилось.
Характерное такое фото.
Робертс, спасибо за пост. Я, как одну из версий этой песни, предложу в исполнении Марины.
http://www.youtube.com/watch?v=eV8WFZX0QWw&feature=player_detailpage
Что касается самого Владимира Семеновича, то не буду кривить душой: никогда не понимала всеобщего восхищения его творчеством. Хорошая лирика, хорошие песни, голос, харизма есть... но иконой никогда не был. И не будет. Аналогично у меня и с Цоем сложилось...
Спасибо Лене и Бартоломью Робертсу за два поста в один день!
Ну а блог поздравляю с 100-ым постом. Ну и 101-ый вот уже вышел :)
-Дай рубля, прибью а то!
Я добытчик или кто?
А не дашь, тады пропью долото!))
А Канатчикова дача?!!
Из песен в исполнении Влади мне очень понравилась про "Две красивые машины". Или "Автомобильная любовь".
А вообще, она самая популярная его женщина, но умер он не с ней. Не в любви к ней. Она просто самая знаковая...француженка!