9 мин.

Величие Эмилии. Почему «Парма» никогда не станет прежней

1

В Парме трудно удержаться от соблазна хорошо поесть. Стоит только выйти из железнодорожного вокзала и свернуть на первую попавшуюся улицу, как моментально чувствуется запах чего-то невообразимо вкусного. Так пахнут тортеллини – блюдо, воспетое Карло Анчелотти, чье имя неразрывно связано с Пармой. Но настоящее испытание ждет любого, кого занесет в магазинчик, торгующий салями, прошутто крудо, коппой и мортаделлой – не купить всего понемногу практически невозможно. Вот и мы не устояли. Там же нам предложили на пробу по кусочку короля сыров – Parmigiano Reggiano, стоящего всего ничего – 13,90 евро за килограмм (в Турине, к примеру, его цена начинается от 19 евро). По соседству расположена овощная лавка, где наше внимание привлекают сицилийские красные апельсины, грозди ярко-красных помидорок-черри и дыни в тонкую зеленую полоску, по размеру похожие на мячи для игры в гандбол. Сами того не подозревая, мы готовы приобрести все это великолепие прямо сейчас. Все покупки хозяин аккуратно упаковывает, а нас провожает лучезарной улыбкой, приглашая заходить еще. Разумеется, мы придем, а пока нам предстоит путешествие до «Эннио Тардини» за билетами на матч «Парма» – «Лацио».

Идти не так уж и далеко – стадион расположен в каких-то 15 минутах ходьбы от исторического центра. Этим второй по величине город цветущей провинции Эмилия, которую по недоразумению объединили с бедной Романьей, выгодно отличается от того же Турина, где требуется воистину ангельское терпение, чтобы добраться на транспорте до окраины города, где построен «Ювентус Стэдиум».

Представительницам прекрасного пола, лицам до 18 лет и старше 65, а также инвалидам билеты обойдутся лишь в половину стоимости

За три с половиной часа до начала матча только по нескольким палаткам с футбольной атрибутикой можно понять, что «крестоносцам» сегодня предстоит игра. Естественно, что в ассортименте преобладают желто-синие цвета, но тут можно также купить футболки и шарфы «Фиорентины», «Наполи» и даже «Палермо». «Лацио» представлен брелками, ручками и вымпелами. Из ювентийской тематики увидели лишь единственную футболку с фамилией Пирло. А что же билеты? В отличие от Рима, где ближайшая касса расположена на значительном удалении от «Стадио Олимпико», в Парме возобладал деловой подход – сооружение находится в ста метрах от главного входа на стадион. Внешне оно похоже на длинный ржавый ангар без всяких вывесок, и если не знать заранее, то легко можно пройти мимо. Несмотря на то, что приезжает «Лацио», аншлага не наблюдается. Публика самая разная – родители с детьми, группа французских туристов, пожилая пара. Все ждут 12:00 – времени, когда открываются кассы. Мы решили взять билеты на восточную трибуну (Tribuna centrale Est) за 40 евро. Для сравнения, билеты в фанатский сектор стоят 15 евро, а на противоположную нам западную трибуну – от 50 до 100 евро. Некоторым категориям болельщиков предусмотрена скидка. В частности, представительницам прекрасного пола, лицам до 18 лет и старше 65, а также инвалидам билеты обойдутся лишь в половину стоимости. У всех в обязательном порядке требуют удостоверения личности, даже у маленьких детей.

Непосредственно перед игрой все улицы, ведущие к рiazza Risorgimento – площади перед стадионом, постепенно заполняются болельщиками. Их можно отличить по сине-желтому шарфу или по специальной подушке клубных цветов, которую подкладывают под пятую точку на скамейку. В отличие от многих других итальянских городов аллеи вокруг стадиона не изуродованы надписями на футбольную тематику. Также не слышно ни одной кричалки, и если бы не воскресенье и 3 часа дня, то можно было бы подумать, что все эти люди неторопливо направляются на работу. Полиция обнаруживает свое присутствие лишь в трехстах метрах от стадиона – пара полицейских выборочно проверяет документы у проезжающих мимо машин, которых, к слову, не так уж и много.

2

Салями, прошутто крудо, коппа – устоять невозможно

Нет проблем с проходом на стадион. Если вы случайно подошли не к своему входу, вам любезно помогут, указав нужное направление. Поражает большое количество инвалидов – их везут на колясках волонтеры. Никаких обысков – служащие лишь просят предъявить документы, поскольку все билеты именные. Достаточно пары минут, чтобы подняться по лестнице и усесться на свое место.

Наш сосед – мужчина лет шестидесяти, видя, что мы зарылись в La Gazzetta dello Sport, тут же предлагает программку с именами и номерами футболистов. «Они про нашу «Парму» так мало пишут, а знают еще меньше», – говорит синьор Серджио и оказывается прав: горе-журналисты миланского издания угадывают состав хозяев лишь наполовину. «А вы откуда? Туристы?» – живо интересуется итальянец и лишь только после упоминания имен Массимо Криппы, Пьетро Страды и Лоренцо Минотти признает нас за равных. Сидящий сзади синьор гораздо менее общителен, но зато его возгласы навсегда обогатили наш словарь эмилианскими ругательствами. Особенно достается Вальдесу – «десятке» хозяев, который часто теряет мяч и тормозит атаки команды. Не меньшей любовью пользуется и Марко Пароло, который еще несколько лет назад считался едва ли не вторым Стефано Фьоре. А вот Алессандро Лукарелли, центральный защитник и брат бывшего футболиста «Шахтера», раз за разом срывает аплодисменты.

1

Марко Пароло, который еще несколько лет назад считался едва ли не вторым Стефано Фьоре, нынче не пользуется любовью тифози

С трибуны все воспринимается несколько иначе, чем по телевизору. Особенно радует отсутствие комментаторов. У «Лацио» главный футболист на поле – реджиста Кристиан Ледесма. Но не меньшее значение для командных построений имеет Антонио Кандрева. Именно его активность на правом фланге чаще всего приводит хоть к какой-то остроте. У «Пармы» же расстановка 4-3-3 вообще не предполагает диспетчера в средней линии, но почему-то в его роли выступает центральный защитник Лукарелли. Кажется, где-то я это уже все видел. Ну, разумеется: Тюрам – плеймейкер у Фабио Капелло. На этой глубокой мысли синьор Серджио радостно хлопает меня по плечу, показывая на табло: «Палермо» только что забил «Интеру». Мы в ответ говорим, что хорошо бы еще выиграла «Виола».

Незадолго до перерыва оживляются тифози на гостевой трибуне – небольшая группа болельщиков «Лацио» скандирует что-то обидное. В ответ хозяйский сектор, наполненный более чем наполовину, отвечает стандартными речевками, главная фраза в которых звучит как «Pezzo di merda». Между тем, на поле не происходит ничего интересного, словно футболистам передалась сонная послеобеденная атмосфера. Амаури старается больше других, но единственное, что он может сделать – лишь технично остановить мяч. «Дзола бы сыграл лучше», – шучу я, а синьор Серджио улыбается и кивает мне в ответ, и тут же радостно восклицает: «Ваша «Фиорентина» только что забила!» И правда, на табло горит уже 0:2.

Под вялые попытки хозяев создать хоть что-нибудь у ворот Федерико Маркетти как-то незаметно завершается первый тайм. В перерыве курва вывешивает очередной баннер, а на поле проходит любопытный конкурс: метров с двадцати пяти нужно попасть по пустым воротам, и тех, кому это удается, награждают футболкой «Пармы». Несмотря на очевидную легкость задачи, с ней справляются далеко не все. В то же время круг почета совершают воспитанники местной детской футбольной школы.

1

Юные воспитанники детской футбольной школы – будущее «Пармы»

Второй тайм, как и первый, начинается с опасного удара Амаури. Вновь активен Кандрева – каждый его проход таит угрозу. Петкович пытается играть активнее и выпускает Флоккари. Стадион встречает бывшего любимца громкими аплодисментами. Затем Владо меняет и Мирослава Клозе, но вышедший вместо него Козак упускает отличный момент – выручает Миранте. Высок процент брака в передачах, особенно у хозяев этим грешит Вальдес. Тренер «Пармы» Роберто Донадони делает замену за заменой, но матч неотвратимо катится к ничьей. Лишь на последних минутах уже в компенсированное время «Эннио Тардини» взрывается от восторга – после стандарта мяч все-таки очутился в воротах Маркетти. Но арбитр Кальварезе неумолимо показывает, что было положение вне игры. Буквально через несколько секунд ситуация повторяется с зеркальной точностью уже у противоположных ворот. Скамейка «Лацио» вскакивает и обнимается, но вновь вне игры. В результате ничья, 0:0. Через  секунду неодобрительным гулом было встречено сообщение о голе Артуро Видаля в Туринском дерби – «Ювентус» здесь не сильно жалуют.

«Когда «Парма» выиграет скудетто?» – спрашиваю я на прощанье у Серджио. «Лет через сто, наверное», – отвечает он, и я готов с ним согласиться. Прошло более десяти лет после первой волны финансового кризиса, накрывшего кальчо, и с тех пор из бывших грандов, ставших вдруг банкротами, лишь «Парма» так ни разу не показала зубы. Почти сгинули, но смогли вернуться в Лигу чемпионов «Наполи» и «Фиорентина», выстояла «Рома», постоянно пытается прорваться в элиту «Лацио». У «Пармы» же нет ни намека на прежние амбиции.

На «Эннио Тардини» действительно уютно, но катастрофически не достает неаполитанской или римской страстности

Проект Томмазо Гирарди заслуживает уважения, но вплоть до сегодняшнего вечера я толком не мог понять, что же меня в нем так смущает. И только при виде уходящих со стадиона тифози я осознал, что именно. Его стерильность. И дело тут вовсе не в деньгах. «Тардини» – одно из лучших мест в Италии для посещения футбола всей семьей. Там действительно уютно, но катастрофически не достает неаполитанской или римской страстности. Той самой отчаянной, на грани безумия, которая покорила Аурелио Де Лаурентиса, когда он почти со слезами на глазах дал обещание болельщикам, что вернет «Наполи» былую славу. Говорят, что именно по этой причине Маурицио Дзампарини в свое время отказался от идеи возрождения «Венеции», так как не смог пережить холодного отношения горожан к команде. Другое дело Сицилия! Парме, конечно, далеко до венецианцев, но трудно себе представить, что эти сытые, респектабельные синьоры будут устраивать демонстрации у рiazza Risorgimento. Они, скорее, просто пойдут ужинать. Эти люди не живут футболом, который для многих заканчивается с финальным свистком. А значит, они пока не заслуживают того, чтобы призраки Креспо, Дзолы и Дино Баджо ожили и вернулись на «Эннио Тардини».

1

Мы же, проникнувшись духом Пармы, направились в тратторию, дабы достойно завершить воскресенье. И даже странный игристый напиток, который кто-то по ошибке окрестил вином, раскрылся нам с другой стороны. Пусть до былого футбольного величия «Парме» еще далеко, но кухня Эмилии была и остается великой, совсем как команда времен Невио Скалы.

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!

Фоторепортаж: «Фиорентина» – «Торино»

Черно-белое кино. Как «Ювентус» победил «Милан»

Андреа Пирло. Мыслю, следовательно, играю