От солдата королевского полка Британии – в тренеры «Боруссии». Приключения одного англичанина в Германии
«Боруссия» М (U13) – «Боруссия» Д (U13) – 3:0. Лидер лиги бит, и в раздевалке проигравших тренер Дортмунда выражает своё «Enttauschung» – разочарование.
Некоторые из этих ребят 2000-го года рождения смотрят в пол, некоторые – в потолок. Другие поглядывают на тренера, говорящего спокойным тоном 52-летнего англичанина, бывшего солдата британской армии, который занимается воспитанием молодых игроков в «Боруссии» на протяжении почти что двух десятилетий. Его имя – Гари Гордон.
- Конечно, радоваться было нечему, однако я сохранял спокойствие, – сказал бы Гордон в тот день немного погодя. – Напоследок я всего-навсего пожелал им насладиться отдыхом в ближайшие выходные.
Клубный микроавтобус был в 8:30 утра в субботу уже был в пути. Гордон продолжал размышлять о матче с Мёнхенгладбахом до 6 вечера, когда покидал «Вестфаленштадион» после лёгкой победы первой команды «Боруссии» над «Фрайбургом», позволившей сохранить за собой второе место в Бундеслиге.
Туда, в Мёнхенгладбах, приехали только несколько отчаянных родителей, не испугавшихся снега. Там, конечно, и близко не было тех 80 тысяч, что поддерживали главную команду.
Из 16 человек пять прошли через юношескую систему, частью которой Гордон является начиная с 1992 года. Он работал там самых разных уровня, а теперь помогает координировать систему, которую возглавляет ещё один воспитанник «Боруссии» – Ларс Риккен.
Из этой пятёрки бывших игроков юношеской команды трое были найдены скауты в пределах Дортмунда: Марио Гётце, Марко Ройс и Кевин Гросскройц. Все трое – немцы.
Гордон и клуб гордятся тем, что более 20 игроков этого возраста выросли непосредственно в Дортмунде. И что касается этого трио, Гордон особенно выделяет Гётце, плеймейкера, которому по силам украсить любой матч. Он уже – а-ля Месси в «Барселоне» – к 20 годам сыграл за сборную Германии на позиции центрального нападающего и недавно отличился в обоих матчах против Казахстана.
На клубном уровне Гётце, чьи баланс и манера передвигаться, по словам Гордона, напоминают ему Брюса Ли, играет десятого номера в молодой команде Юргена Клопа, которая будоражит своей игрой в Лиге чемпионов.
Стиль, в котором «Боруссия» действовала в гостях у «Манчестер Сити» в октябре, заставила английских фанатов обратить взоры в сторону Дортмунда. В среду действующие чемпионы Германии встретятся с «Малагой», и Гордон полагает, что «Боруссии» по силам победить.
Если это случится, дружина Клоппа пройдёт в полуфинал. Оттуда будет совсем близко до финала на «Уэмбли». И это будет много значить для Гари Гордона. Как объясняет он сам:
- Я вырос на «Уэмбли». Тогда там ещё был старый стадион, и эта арена была великолепна! Ребёнком я ходил туда на самые разные виды спорта. Посещать это место было сродни мечте. Но в последний раз, думаю, я был там, когда «Уиган» выиграл регбийный чемпионат.
По силам ли «Боруссии» добраться до финала в этом сезоне?
- О, да! Команда добилась заметного прогресса по сравнению с прошлым годом, игроки серьёзно выросли.
Сам Гордон рос на окраине северного Лондона в 60-70-е. Он играл в футбол на местном уровне, но не имел возможности пробиться в профессионалы, поэтому в 16 лет вступил в 1-й Королевский полк. Гари по-прежнему надеется стать номером девять.
- Я играл за юниоров в армии в Олдершоте (городок, известный как «Дом британской армии» – прим.). Но потом всё как-то перепуталось, смешалось. Я был плохим ребёнком и никогда не отличался особой пунктуальностью. Но я продолжал служить на протяжении четырёх с половиной лет. Мы переехали в Дортмунд. Это было с 1978 по 1982 год. Здесь у меня появилось много друзей, да и любительский футбол тут на приличном уровне. К тому же платят хорошие деньги. Определённо стоило остаться. Некоторые из моих приятелей остались в армии и добились неплохих успехов в любительском боксе, в лёгкой атлетике. Мы все прекрасно понимали, что таким шансом обязательно нужно воспользоваться.
Я стал достаточно известным в Дортмунде на уровне любителей, - продолжает Гордон. Выступал за «OSG Виктория» и понравился местным. Они всегда вели себя дружелюбно, открыто. В Германии я никогда не замечал каких-либо проявлений расизма.
Я вижу, как футбол меняет культуру. Возможно, я был единственным чернокожим футболистом во всём Дортмунде – городе с 600 тысячами населения. Мне удавалось быть лучшим бомбардиром среди любителей, поэтому я рискнул пройти отбор в «Боруссии» в 22-23 года. Но тренер хотел видеть в команде игроков помоложе.
Затем я познакомился со своей будущей женой, Петрой. Наш первый ребёнок, Андре, родился примерно в то время, когда я пробовался в «Боруссии», и мне пришлось усердно работать, чтобы кормить семью. Конечно, было бы здорово заиграть на профессиональном уровне, но что поделать… Дортмунд же тогда обретался на дне таблицы и боролся за выживание.
Гордон брался за любую работу – если требовалось, устраивался даже на строительную площадку. Его доход дополняла зарплата от выступлений за любителей. Подучив немецкий, Гари решил возобновить своё обучение и поступил в немецкий аналог Национальной службы здравоохранения, где работает и поныне, совмещая службу с воспитанием юных игроков «Боруссии».
У него три сына. Средний, Дэниэл, раньше играл за «Боруссию», сейчас выступает за «Карлсруэ». Андре уже 30 лет, он работает тренером, а 20-летний Робин играет в пятом немецком дивизионе и в данный момент восстанавливается после травмы колена.
Двадцать лет назад, когда тренер наблюдая за тем, как тренер поучает Андре, Гари не выдержал и вмешался.
- Я наблюдал за тем, как тренер пытался показать нападающему, как тот должен двигаться в штрафную и забивать. Я сразу же подумал: «Это не сработает». Тот тренер был отличным человеком, но он не понимал футбол. Я подошёл и сказал: «Могу я продемонстрировать?» После чего он сразу же предложил мне стать его ассистентом.
Мне было легче прогрессировать, поскольку я успел сделать себе в Дортмунде имя и репутацию. Год за годом я развивался, но в то же время я никогда не подписывал никаких контрактов. После получения квалификации мне предложили работать полный день, но эти 2-3-летние соглашения не внушали мне чувства безопасности.
С годами, впрочем, моя должность менялась. Старший ассистент, тренер. Теперь я имею в своём распоряжении семь человек и я говорю им, что мне хотелось бы видеть на тренировках. При этом у меня нет никакого титула, остальные зовут меня просто «тренер/коуч». Я абсолютно такой же, как и все. Просто Гари.
Гордон является свидетелем трёх периодов истории «Боруссии». С 1992, когда он впервые вмешался в тренировочное занятие, по 1997, когда Дортмунд с Полом Ламбертом в составе взял Лигу чемпионов; с 97 по 2005, когда клуб влез в долги и почти обанкротился – «у нас было так мало денег, что мы даже не могли отправить машину, дабы отвезти юного Нури Шахина».
И с 2005 по сегодняшний день. Клуб выровнял положение, вернулся к воспитанию собственных талантов и назначил Клоппа.
- Клопп из формации современных тренеров, умный, «любимец домохозяек». У него молодой коллектив, отличные люди вокруг него, а также собственная динамика развития. Команда очень голодна до побед. Он заряжается этим огнём, этим пламенем, и в результате мы наблюдаем за его экспрессией на бровке. Клопп очень популярен. В нём определённо что-то есть.
Но пребывание Гордона в клубе можно разделить на периоды и иначе.
- Всё изменилось 8 лет назад, когда сюда впервые приехал Гётце. Марио отличался от всех остальных. Клуб похвалил меня за работу, и из главного тренера я превратился в скаута, который ищет таланты. Я могу экспериментировать, у меня есть свобода и авторитет в клубе.
Мы хотим, чтобы наши игроки имели индивидуальность. Я смотрю на 14-летнего парнишку и прогнозирую, в кого он вырастет к 19 годам, а не хватаю его в команду сверстников, чтобы выиграть следующую игру.
К примеру, если нам требуется защитник, мы интересуемся, чем он может помочь команде в атаке. Может ли он играть в середине поля или на фланге? Это современный метод, но, я думаю, он получит своё развитие и в дальнейшем. Мне кажется, что вскоре мы перестанем ориентироваться на классических защитников с высоким ростом. В обороне нам нужны полноценные и разносторонние футболисты.
В нашем клубе нет строгих правил, как надо тренировать. Это зависит конкретно от каждого специалиста. Таким образом, ребёнок обучается в различных системах, мы не цепляем его к определённой позиции в той тактической схеме, по которой играет взрослый состав. «Аякс»? Мои команды не проигрывали им в течение шести лет.
Мы ставим гибкость во главу угла. Поэтому до конца, через все юношеские команды проходит больше игроков. Если вы постоянно заставляете правого защитника играть на этой позиции, то когда-нибудь обязательно появится игрок, который на этом месте будет лучше. И первый футболист в итоге не будет играть совсем, поскольку он не приучен к другим позициям.
Дортмундский подход далёк от эпитета «уникальный», но отрадно слышать, когда тренеры молодёжи говорят: «Дети понимают то, что им не обязательно понимать. Теперь мы не контролируем их, как мы привыкли».
Однако они обязаны хорошо проявлять себя не только на тренировках, но и в школе. Мы постоянно просматриваем отчёты из школы. Я не могу дать слабину и позволить им завалить учёбу.
Я прошу ребят относиться к этому серьёзно. Не чересчур, конечно, но так, чтобы они не становились клоунами из хвоста класса. Мы хотим видеть на первых партах с поднятыми руками, и я постоянно объясняю это родителям. У нас никогда не будет глупых футболистов.
Всё ещё находясь в дороге, Гордон рассказывает, что всё меньше детей питаются нормальной домашней едой.
- Иногда смотришь на английские команды и складывается впечатление, будто некоторые недоедают. Задаёшься вопросами: как развивается их скелет? Будет ли он достаточно крепок для будущих единоборств, коих с возрастом в игре становится всё больше? Питание чрезвычайно важно для молодого организма – нужно есть супы. Если один из моих ребят не ест овощей, он попросту не попадает в состав.
В 12 лет мы измеряем запястья у наших голкиперов и благодаря этому знаем, каким будет их рост. Если они не дорастут до 6 футов (182 см– прим.), им не суждено стать профессиональными вратарями. Надежды рушатся, а вы, получается, впустую потратили несколько лет.
Хотя иногда нужно выждать время. Вспомните Дидье Дрогба: в 18 лет он играл правого защитника. Поэтому трудно всё знать наперёд. Нужно обращать внимание и на другие факторы: на характер игрока, на то, какие у него привычки в питании, ест ли он достаточно полезных продуктов. Потому что с возрастом, когда борьба станет более жёсткой, с хрупкой костной структурой долго не протянешь.
Использование ДНК для измерения будущих габаритов у 12-летних ребят – не единственное новшество, появившееся за годы работы Гордона. Он стал замечать, что ажиотаж вокруг молодых дарований порой доходит до безумных пределов.
- Недавно мы играли против «Барселоны» на юношеском турнире в Польше для игроков до 11 лет. И «Барса» привезла с собой 10-летнего нападающего из Франкфурта!
Теперь Германию с «Барселоной» связывает и кое-что ещё. Гордон согласен, что Бундеслига наращивает своё влияние в Европе, и эта мысль подкрепляется фактом приглашения Пепа Гвардиолы в «Баварию».
- С одной стороны, я был потрясён этой новостью. Но с другой, приятно обрадовался. Гвардиола может привнести что-то новое в тренерскую профессию в Германию, потому что здесь не будет второй «Барселоны». Ему придётся работать с различными игроками, и в результате Бундеслига может выйти на новый международный уровень.
Даже ещё до того, как разговор зашёл о Гвардиоле, Гордон отметил:
- Первый, второй и третий дивизионы Германии – лучшие в мире. Это касается и структуры лиг, и финансов, и развития доморощённых футболистов. Множество игроков проходят через клубные академии. Это Англия имеет только одного вратаря, тогда как у Германии с голкиперами проблем не было никогда. Даже «Алемания» из третьей лиги имеет прекрасного вратаря – ему 19 лет.
Посмотрите на Испанию. В финансовом плане там всё очень плохо, поэтому есть только две конкурентоспособных команды. «Барселона» может прошерстить страну сверху донизу и собрать всех лучших игроков. Их академии разбросаны повсюду – как «Сельта» или кто-нибудь ещё может конкурировать с ними?
Аналогичная ситуация в Италии. Часто ли стадион «Ромы» заполняется болельщиками до отказа? Матч между «Унион Берлин» и «Гертой» собрал 75 тысяч, причём матч выдался на загляденье. И это во второй Бундеслиге!
В Англии клубы покупаются самыми разными людьми и становятся собственностью одного человека. У них нет основания под собой, владелец может попросту в любой момент отойти от дел. Здесь очень гордятся этой моделью, каждый поддерживает свой местный клуб.
Если взглянуть на четвертьфинал текущей Лиги чемпионов, то сейчас счёт в пользу Германии – 2:0.
Само собой, сейчас это может быть сиюминутным явлением, а не моментом смены власти в европейский футбол. Зато работа самого Гордона должен иметь долгосрочный эффект. Он был несказанно рад, после того как на прошлой неделе клуб согласился, что 15 ребятишек из его команды U-13 попали в следующую возрастную группу – U14.
Гордон отдаёт должное академиям «Барселоны» и «Манчестер Юнайтед», однако сам, несомненно, сосредоточен на дортмундской «Боруссии».
- Есть огромная разница между нынешним моментом и 1992 годом, – заключает он. Она заключается в том, что теперь клуб известен не только в Германии, но и на международном уровне. А это уже серьёзно.