12 мин.

Шведский бриллиант в тени «Энфилда». История Александера Исака. Часть 1: «Ранние годы и первые шаги в футболе»

Александер Исак — все еще один из главных нападающих планеты. Успех шведа в «Ливерпуле» — вопрос времени.

Небольшое предисловие: ввиду того, что общий материал получился очень объемным и тяжелым для переваривания в один подход, а также учитывая печальное стечение обстоятельств в виде тяжелой травмы, которую Александер Исак получил практически сразу после выхода этой, как иронично подмечали в комментариях, мини-книги, хочу дать истории шведско-эритрейского короля вторую жизнь. А именно: выпустить эту, рискну предположить, самую объемную биографию Исака в нескольких частях — для тех, кому интересен путь «нового Златана»; для тех, кто любит «Ливерпуль»; для всех и каждого.

Let's Get It Started! 

Вся история в одном месте: Шведский бриллиант в тени «Энфилда». История Александера Исака


Переход Александера Исака в «Ливерпуль» стал самым обсуждаемым трансфером минувшего лета во всем футбольном мире. Забастовка в «Ньюкасле», поставившая крест на адекватной предсезонной подготовке. Тонны слухов и инсайдов. Твердые заявления «сорок» о том, что швед не будет продан ни при каких обстоятельствах. И наконец — финал саги в виде все-таки состоявшегося переезда на «Энфилд».

Как известно, любой конец — это новое начало. История, которая пишется прямо сейчас, пока что трудна и терниста, как для самого форварда, так и для клуба. Но, как бы парадоксально это ни звучало, погружение в жизненный путь Алекса лишь укрепляет уверенность в том, что его будущее в «Ливерпуле» — светлое и многообещающее. 


В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой вкладывает в уста фельдмаршала Кутузова следующие слова: «Нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те все одолеют».
Мерсисайдская общественность — от руководства и тренерского штаба до партнеров по команде и большинства болельщиков — дарит шведскому форварду Александеру Исаку обоих упомянутых соратников. Теперь ход за ним. 

Предисловие. «Александр Великий»: режим ожидания

Сезоны, проведенные Исаком в «Ньюкасле», поступательно превратили его в местную легенду и главного любимца публики одноименного города на северо-востоке Англии. Шведский форвард прошел путь от дорогостоящего новичка без опыта игры в топ-клубе до главного голеадора и местного Гатса, способного сокрушить любую, даже самую крепкую и именитую, оборону. Впрочем, между персонажем культового аниме на определенном этапе сюжета и Александером Исаком теперь существует и еще одна четкая параллель в глазах болельщиков «Ньюкасла». Оба — одинокие наемники. 

Но, прежде чем окунуться в текущее положение дел и порассуждать о настоящем и будущем звездного форварда, вернемся в прошлое, чтобы понять, откуда взялся Исак, какие испытания преодолел и почему уже несколько лет именно он считается одним из главных представителей позиции центрального нападающего. 

Глава 1. «Ранние годы и первые шаги в футболе»

Александер Исак родился 21 сентября 1999 года в Сольне — коммуне, ныне входящей в агломерацию Стокгольма. Его родители — беженцы из Эритреи, которые переехали в Швецию в 80-е годы, во время обострения гражданской войны за независимость между Эфиопией и Эритреей. На родине отец Алекса преподавал местный язык, а мать вела домашнее хозяйство.

Квартира, которая стала новым домом для семьи, располагалась в пешей доступности от «Френдс Арены» (с 2024 года — «Строберри Арена») – главного стадиона Швеции. К шести годам Алекс уже влюбился в футбол, часто бывал на стадионе и разжигал в детском сердце мечту стать профессиональным игроком. Вскоре Исак сделал первый шаг к осуществлению своих грез. 

По настоянию матери старший брат Алекса привел его на футбольное поле — на этот раз не как зрителя. По счастливому совпадению на том матче присутствовали скауты местного «АИКа». Им хватило считанных минут, чтобы разглядеть в совсем юном Исаке рвение к игре и необходимые задатки. Приглашение в академию не заставило себя долго ждать. 

Родителей Александера воодушевила эта возможность, и они отдали сына в клубную систему. Немалую роль сыграл и конкретной пример для подражания в контексте спорта для большинства эритрейцев — нападающий Хенок Гойтом, который выступал в шведском чемпионате и тоже был мигрантом из Эритреи. Спустя годы Исак расскажет, что в детстве, вместе с родителями и братом, смотрел все матчи с участием Хенока и равнялся на него, а их семьи связывали дружеские отношения. Впоследствии Алекс пересечется с вдохновителем в своем первом клубе, и старший коллега по цеху, в каком-то смысле, станет его наставником. 


Воспитанный в уважении к своим корням и под влиянием отца-преподавателя, Алекс старательно изучал историю Эритреи, ответственно относился к учебе в школе и даже посещал лекции отца в университете. Однако в подростковом возрасте он едва не попал под плохое влияние некоторых сверстников. Возможно, свернуть на скользкую дорожку не дал футбол — ради игр с друзьями Алекс пропускал школьные занятия.

В 12 лет у Исака начались первые трудности в академии «АИКа». По словам его бывшего тренера Андреаса Альма, у юного парня были серьезные проблемы с выносливостью, из-за которых он не мог закрепиться в стартовом составе команды своего возраста. Родители принимали активное участие в футбольной жизни сына и заставляли его усердно тренироваться.

«Эти тренировки иногда были безумными и напоминали новую часть «Матрицы». Но после этого он стал сильнее и осознал трудности на пути к славе», — вспоминал Альм. 

Однако изнурительные тренировки привели к обратному эффекту: Исак стал стремительно разочаровываться в футболе. В его глазах игра стала терять былую легкость и больше не приносила удовольствие. Это вылилось в нарушения рациона и систематические пропуски занятий. Расхлябанность едва не стоила ему места в академии — в 14 лет Исака хотели отчислить. Тогда отец назвал Алекса главным разочарованием семьи, и это стало переломным моментом для юноши.

После тяжелого разговора с папой, Исак больше не пропускал ни одной тренировки и стал дополнительно работать над собой вне футбольного поля. Позже частью этого самосовершенствования стало увлечение стоицизмом, и, как следствие, кардинальная смена круга общения. Всесторонняя встряска запустила внутри Алекса процессы фундаментальных изменений, как личностных, так и профессиональных. 

Работа Исака над собой не осталась незамеченной — тренеры были поражены метаморфозой вчерашнего кандидата на отчисление. А больше всех восхищался Андреас Альм. Он стал аккуратно подводить 14-летнего Алекса к тренировкам с основной командой «АИКа» и много беседовал с ним. А для персональной опеки — в прямом, а не тактическом смысле — над «зеленым» Исаком тренер назначил того самого Хенока Гойтома. Александер выделялся, и это отмечали его опытные партнеры. Причем говорили они не только о футбольной составляющей, но и о зрелом мышлении юного форварда — видимо, помогало увлечение философией.

Спустя два года планомерной интеграции Алекса в основную обойму клуба, Альм впервые выпустил воспитанника в официальном матче — 16-летний Исак дебютировал в профессиональном футболе. На 71-ой минуте игры с «Тенхультсом» нападающий вышел на замену. Для первого гола на высшем уровне ему потребовалось 15 минут. 


После того матча (к слову, проходившего в манеже и на искусственном покрытии, а у дебютанта, в отличие от партнеров, даже не было фамилии на спине) Александера впервые сравнили со Златаном. «У него невероятный потенциал. Если все пойдет как надо, он станет новым Ибрагимовичем», – заявил партнер по команде Чинеду Обаси.