4 мин.

В «Наполи» танки грохотали

Катализатором активности стал, без преувеличения, отец нового «Наполи» и, по совместительству, президент клуба, Аурелио де Лаурентис. Пять лет назад неаполитанский клуб, идол сотен тысяч болельщиков по всей Италии, попал в финансовую передрягу. Кризис 2004 года стал кульминацией многих лет неразумного менеджмента, тянувшегося, фактически, еще со славных времен Диего Марадоны и Чиро Феррары. Одних долгов клуб накопил, по некоторым оценкам, около 70 млн евро. И тогда именно де Лаурентис, кинопродюсер, принял банкрота под свое крыло. Не будь его, пожелавшего вложить десятки миллионов евро в это обедневшее дворянское гнездо, то где скитался бы сейчас «Наполи» — неизвестно. Внизу неаполитанцы не задержались, параллельно продолжая собирать многотысячные трибуны домашнего «Сан-Паоло». Пятилетку выполнили действительно за три года, и недавно Неаполь после почти 15-летнего перерыва вспомнил сладкий вкус еврокубка.

Но амбиции города, болельщиков и самого руководства простираются значительно дальше. В тамошнем морском воздухе витают чемпионские, или хотя бы лигочемпионские, настроения. Деньги на последнее нашлись, а реализация подкачала. И де Лаурентис после долгого затишья решил действовать — в полном соответствии с архетипом итальянского владельца-самодура.

Первым большим шагом стало еще весеннее увольнение главного тренера Эдоардо Рейи. Его умений хватило, чтобы совладать с двумя нижними сериями, но с элитной лигой он не управился. Здесь без особых вопросов: результата нет, и зарплаты, соответственно, тоже. Но вот с преемником продюсер «Наполи» поторопился. Де Лаурентис необдуманно рискнул, ткнув пальцем в свободного и известного коуча. Результаты, как на презентации, наглядно показали, что количество очков, примерно равное количеству проведенных матчей, — не лучший способ штурмовать когорту лучших команд Италии. Это результат клуба из нижней половины таблицы, а качество игры вышло еще хуже. Дошло до того, что даже в победных матчах этого сезона «Наполи» вытягивал себя за волосы с помощью отдельных личностей — как правило, рукой Марека Гамшика. Сквозь облака местами сквозила интересная игра, но ее было мало. Донадони относился к этому философски, обстоятельно указывая на проблемы с психологией у футболистов, но, судя по результату, мало чего делая, словно над этим вопросом должен был поработать кто-то другой. И правда: теперь этим займется другой.

Но между двумя тренерскими увольнениями было еще одно — стратегическое, масштабное, глобальное. Своего места лишился Пьерпаоло Марино, как и Рейя, соратник де Лаурентиса по выводу «Наполи» из кризисных дебрей. Это был классический управляющий фабрикой века так из XIX, отвечавший за все сразу. Де Лаурентис же, грубо говоря, бывал на предприятии наездами, подписывая чеки, мало вникая в суть и всецело полагаясь на ум своего ставленника. Во многом поэтому отставка получилась резкой и даже циничной, без должного уважения в адрес человека, который за ручку провел клуб из третьего дивизиона в Кубок УЕФА. Владелец, обвиняя Марино, сопоставил десятки миллионов евро из летней трансферной кампании с мизерным количеством очков. Претензии справедливые, но здесь больше вина тренера, который не сумел толком приладить прошлогодних лидеров своих клубов, например, Фабио Куальяреллу и Луку Чигарини, к и без того крепкому составу «Наполи».

Как бы то ни было, заслуги Марино перед «Наполи» колоссальны, а в его пользу говорит и тот факт, что сейчас одного его планируют заменить сразу тремя (!) работниками: гендиректором, спортивным директором и администратором. С другой стороны, разделение труда всегда было одним из признаков эволюции, а совмещение таких крупных должностей в течение пяти лет — массивный камень в огород взбалмошного владельца. Провал Марино был лишь в трансферных делах. Как подсчитал колумнист Guardian Паоло Бандини, Марино пригласил в «Наполи» 77 футболистов, а отбить деньги удалось лишь за Дьердя Гарича, ныне игрока «Аталанты». Правда, среди новичков были и Гамшик с Эзекиелем Лавесси, но результаты работы Марино как спортивного директора не впечатлили.

Вальтер Маццари, принявший сейчас команду, — тренер опытный, умелый. Для него в Неаполе состоится момент истины: готов ли он, наконец, возглавить клуб с претензиями, выходящими за рамки выживания или середины таблицы? После кальчиополи он соорудил большое чудо, сохранив для серии А «Реджину», перед сезоном получившую в минус 11 очков наказания. В «Сампдории» Маццари наладил игру и привел «блючеркьяти» сначала к Кубку УЕФА, а затем — к финалу Кубка Италии. Его подопечные почти всегда играют лучше, чем можно ожидать, — в создании команды он действительно хорош. Настораживает лишь тот факт, что патрон клуба уже учуял запах тренерской и функционерской крови, поэтому Маццари времени может не хватить. Так, в перерыве игры с «Сиеной» де Лаурентис рванул в раздевалку, где, перебив Донадони, устроил свой разбор полетов и пожелал, чтобы Чигарини больше рассылал передачи по флангам. На фоне этого высказывания итальянских патронов в прессе насчет тактической схемы выглядят детскими шалостями. Не укрепляет позиций Маццари и мнение Gazzetta dello Sport, которая предположила, что сам де Лаурентис мечтал о Роберто Манчини в роли тренера и Габриэле Ориали в ипостаси спортивного директора, но пошел по пути наименьшего финансового сопротивления. Ведь Манчини и Ориали на богатом контракте у «Интера», а Маццари — свободный агент. И тут уже выбор де Лаурентиса сильно смахивает на его предыдущие недальновидные решения…