«Челси»– «Барселона». Жизненные аналогии
Роман КРАСНОВСКИЙ
Шестого мая 2009 года на лондонском стадионе «Стемфорд Бридж» состоялся, один из самых неоднозначных матчей в истории мирового футбола – гвардиоловская «Барселона», успевшая менее чем за год своего существования восхитить весь мир, была по всем статьям переиграна хозяевами в лигочемпионском полуфинале. Отстояв нулевую ничью в Каталонии, «Челси» буквально подавил соперника дома, забил потрясающий гол в дебюте, не реализовал несколько стопроцентных моментов, получил численное преимущество и, имея все основания для крупной победы, умудрился пропустить в добавленное время после единственного (!) за весь матч удара в створ своих ворот. С учетом результата первой игры сине-гранатовые вышли в финал за счет большего количества мячей, забитых на выезде.
Все, что написано выше могло бы быть идеальной иллюстрацией к тезису о том, что в футболе, как и в жизни, везет сильнейшим, если бы не безобразное судейство норвежца Эвребэ. «Арбитр» (без кавычек в данном случае писать невозможно), имя которого впоследствии станет нарицательным, поддался барселонской магии и поставил принятие вопиюще ошибочных решений на поток (к примеру, не назначил в ворота Вальдеса четыре стопроцентных пенальти), что в итоге и определило исход противостояния.
Я вспоминаю тот матч не потому, что это обязательно нужно сделать перед его грядущим ремейком, и, тем более, не потому, что хочу добавить свои пять копеек в модный тренд «судейской помощи «Барсе» – ее (помощи), на самом деле, ни в одной игре после упомянутой выше, не было – просто так исторически сложилось, что именно описанные события трехлетней давности стали обязательным условием для существования величайшего футбольного чуда современности – «Барселоны» эпохи Гвардиолы. Действительно, завершись тот матч справедливо, вместо умопомрачительных шести трофеев в 2009 году «сине-гранатовые» выиграли бы (максимум) три (причем исключительно национальных), и этого явно не хватило бы для прыжка в Величие, которое они блюдут по сей день.
Я много думал о жизненных параллелях с этой ситуацией (причем с каждым годом мое мнение о ней модифицировалось) и нашел следующую, кажущуюся оптимальной, аналогию.
«Барселона» – это талантливый студент, который в течение своего обучения поражал всех работоспособностью, успехами в изучении предметов, обширными знаниями, участием в серьезных научных исследованиях. Так вот, этот обожаемый всеми персонаж, блестяще сдает сессионные экзамены (если не получает их автоматом), но на предпоследний (читай, матч с «Челси»), по какой-то причине, приходит в неадекватном состоянии, допустим, перепив во время какого-то студенческого сабантуя (аналогом является имевшая место за три дня до лондонских событий игра Примеры в Мадриде, где «Барса» забила «Реалу» шесть мячей). И вот преподаватель вызывает студента отвечать и с огромным удивлением выясняет, что его любимый ученик не вяжет лыка. Препод задает дополнительные вопросы, но студент, растерянно моргая, молчит, а если и пытается ответить, то несет откровенную чушь. Не верящий своим глазам и ушам преподаватель задает все новые и новые вопросы (не назначаются пенальти), поскольку ставить «неуд» – рука не поднимается, но студент из ступора не выходит. И вот, когда надежды уже нет, студенту дается последняя и при этом сложная задача, которую тот вдруг блестяще (нереальный удар Иньесты) решает – то ли что-то прояснилось в мозгах, то ли решение именно таких задач было доведено до автоматизма. Преподаватель на радостях (есть за что зацепиться) с учетом работы в течение семестра и уверенности в истинных знаниях студента, рисует ему в зачетке «отл» и, прочитав напоследок лекцию о том, что оценка поставлена в виде исключения и что в следующий раз при таком раскладе будет «двойка», довольный собой отпускает нашего героя восвояси. Студенту стыдно, он идет домой, отсыпается и берется за дело с удвоенной энергией. Он блестяще сдает последний экзамен (победа в финале над МЮ) и последующие сессии, заканчивает вуз с красным дипломом, затем защищает диссертацию (выигрывает все, что только возможно, причем по нескольку раз)… В общем, в полной мере реализует свой талант. Как бы дело пошло окажись преподаватель несентиментальным человеком, действующим в строгом соответствии с правилами, уже никто не узнает…
Во всем этом идеализме, укладывающим начальную ситуацию в некое гармоническое подобие, есть только одна нестыковка и имя ей – «Челси». Примерно за год до описываемых в начале статьи событий «синие» были в одном ударе с точки от завоевания «ушастого кубка», но оказались у разбитого корыта, причем Терри еще и с персональной драмой. Однако тот блестящий московский финал, проигранный «манкунианцам» в честной и равной борьбе, оставил куда меньшее «шрамов на сердце», нежели лондонский «сплав» с участием «Барселоны».
Тот матч стал своеобразным разделителем клубной истории для обеих команд.
Сегодня намного проще назвать, что не смогла выиграть «Барса» за прошедшие три года, чем перечислить все ею завоеванные титулы. В основной состав органично влились (и вливаются) как родные кантеристы, так и «за дорого» купленные звезды (за исключением абсолютно неуместного Ибрагимовича). За эти годы команда прибавила в стабильности, стала практически неуязвимой, ее футболисты добились выдающихся успехов как на уровне национальных сборных, так и на фоне, казалось бы, несокрушимых исторических рекордов, а тренерский штаб клуба готовы купить за любые деньги, все европейские гранды (возможно, кроме «Реала»). Игра сине-гранатовых является эталонной, неудачный пас на любую дистанцию – сенсация, процент владения мячом практически в каждой игре переваливает за семьдесят, каждый второй матч заканчивается разгромом соперника, только в текущем сезоне в официальных турнирах уже забито 165 (!) голов (при том, что еще предстоит сыграть, как минимум, девять матчей). Команда при Гвардиоле ни разу не останавливалась в главном еврокубке ниже полуфинальной отметки, а бренд «Барселона» стал одним из самых узнаваемых в мире, со всеми вытекающими отсюда преференциями.
«Челси» ничем подобным похвастать не может. За годы «пеп-тим»-доминации клуб бывшего губернатора Чукотки дважды выигрывал Кубок Англии и один раз Премьерлигу, однако мечты Р.А. Абрамовича включают господство в Европе, от которого в двух прошедших сезонах «синие» были далеки. Именно поэтому в клубе продолжается тренерская чехарда (сейчас, после увольнения не прижившегося Вилаша Боаша, бразды правления передали малоопытному Ди Маттео). В команде тяжело идет процесс омоложения состава, который, вызвав ряд конфликтных ситуаций, сказался не только на карьере португальца, но и, полностью дестабилизировал игру и результаты. Сейчас лондонцы занимают в Премьерлиге непривычно низкое – шестое место и рискуют не попасть в главный еврокубок в следующем сезоне. Выход «Челси» в лигочемпионский полуфинал, по сути, осуществлен вопреки логике этого сезона, являющегося худшим, с момента приобретения клуба олигархом.
Зато здесь есть логика более высокого порядка. Несмотря на тектонические процессы в составе, в «Челси» все еще достаточно футболистов, которые были призваны для победы в главном еврокубке еще при Моуринью, боролись за нее при Гранте и Хиддинке. Скорее всего, эта Лига Чемпионов дает им последний шанс восстановить историческую справедливость и выиграть трофей, ставший для них и их работодателя идеей-фикс. По совокупности заслуг и разочарований даже не сам «Челси», а они, победу в турнире определенно заслужили. Согласитесь, концовка клубного сезона будет исключительной, если у них получится расплатиться по всем долгам, и, заодно, решить задачу попадания в следующую Лигу Чемпионов наиболее эффектным образом. Да, для этого придется в сверхсжатые сроки наладить далеко неидеальные игровые связи, да каждому нужно будет вывернуться наизнанку и выдать лучшие матчи в жизни, но оно того стоит.
Не будем ханжами и признаем, что этот «Челси» заметно слабее, а эта «Барселона» сильнее себя трехлетней давности, букмекеры в этом уверены – если сейчас поставить деньги на лондонцев, то в случае выигрыша будешь весьма состоятельным человеком. Но если приглядеться к предматчевому антуражу, то можно заметить, что история мистически повторяется – между играми с «Челси» «блюгране» снова придется сыграть сверх- важный, принципиальный и энергозатратный матч с «Реалом», и в каком она будет физическом и эмоциональном состоянии после этого предсказать тяжело. Впрочем, у «синих» в это же время ожидается непростая игра с «Арсеналом» (при условии, что «Барса» не решит все вопросы в первом матче, я на месте Ди Маттео выставил бы против «канониров» второй состав).
P.S. Я никогда не был поклонником «Челси», более того, во всех упомянутых в этой статье матчах я изначально болел против «синих».
Все четыре года, что Гвардиола является главным тренером, я с нетерпением жду каждого матча «Барселоны», не как болельщик, а как футбольный эстет.
Не так давно поймал себя на мысли, что именно эта «Барселона» (и не что другое) ассоциируется у меня с Футболом (хотя до нее я видел достаточно много). Футбол придуман ради этой «Барселоны».
P.P.S. «Барса» задолжала не только «синим», она задолжала Футболу. Победа «Челси», причем неважно какая (пусть, хоть судьи отменят все шесть, семь, восемь… голов, забитых по правилам в ворота Чеха), будет актом высшей справедливости к истории Футбола, только она способна вывести «душок» имени Эвребе. Как ни странно, в каком-то смысле «Барса» в этом тоже заинтересована. Но в любом случае, победа англичан будет иметь смысл, только если они затем выиграют в финале. Круг замкнется, и можно будет написать еще одну жизненную аналогию.
Впервые опубликовано на krasnovskiy.ru
Все остальное - от «на усмотрение арбитра» до «ну, иногда такие ставят».Но сначала истерика игроков и тренера «Челси», а потом и медийная да болельщитская шумиха доводили количество этих самых «стопроцентных» до шести-семи. Хорошо, что автор по скромничал и ограничился четырьмя.Занятно, что при этом крайне редко вспоминают, что Абидаля удалили откровенно ни за что. Что Алвес получил свою желтую (из-за которой потом пропустил финал) тоже в довольно неоднозначной ситуации.То есть, если без лишних эмоций смотреть на этот матч и не думать, что четыре необязательных момента должны складываться в один обязательный пенальти, то получается, что судья совершил по одной крупной ошибке в каждую сторону. И по несколько мелких.Теперь ответьте себе: как часто бывает так, что судья совершает две серьезных ошибки за матч? И, если вы будете честны с собой, то скажете - да, в каждой второй игре.А «Эвребе» - как имя нарицательное говорит больше не о самом арбитре или его судействе в том матче, а о процессе мифотворчества в медийном мире. Так создаются легенды и штампы, которые теперь уже воспринимаются, как непреложная истина.
Про засуживание того матча против Барсы разговоры появятся вряд ли. А вот то, что команда выстояла и дождалась своего единственного момента и реализовала его - имеет место быть. Или вы не согласны с этим?
Опять двадцать пять... «не назначил в ворота Вальдеса четыре стопроцентных пенальти».Ну, пересмотрите вы игру! «Стопроцентных» там был, один - за игру рукой Пике. Все остальное - от «на усмотрение арбитра» до «ну, иногда такие ставят».Р.К. Я перед тем как написать статью еще раз просмотрел все спорные моменты. Как минимум 4 пенальти ставить судья был обязан. Да, возможно, сам по себе термин «стопроцентный пенальти» - это как «стопроцентная беременность» - либо он/она есть, либо нет. Так вот, в своей штрафной футболисты «Барселоны» в том матче нарушили правила 4 раза, а потому, в их ворота судья должен был назанчать такое же количество одинадцатиметровых. А ваша градация пенальти, у меня вообще вызывает недоумение, поскольку вообще противоречит футбольным правилам.Цитата
Но сначала истерика игроков и тренера «Челси», а потом и медийная да болельщитская шумиха доводили количество этих самых «стопроцентных» до шести-семи. Хорошо, что автор по скромничал и ограничился четырьмя.
Занятно, что при этом крайне редко вспоминают, что Абидаля удалили откровенно ни за что. Р.К. И вообще, историю с пенальти я привел как пример судейской лажи (перечитайте еще раз то что в статье написано). История с Абидалем также показывает, что Эвребе еще тот судья.То есть, если без лишних эмоций смотреть на этот матч и не думать, что четыре необязательных момента должны складываться в один обязательный пенальти, то получается, что судья совершил по одной крупной ошибке в каждую сторону. И по несколько мелких.Теперь ответьте себе: как часто бывает так, что судья совершает две серьезных ошибки за матч? И, если вы будете честны с собой, то скажете - да, в каждой второй игре.А «Эвребе» - как имя нарицательное говорит больше не о самом арбитре или его судействе в том матче, а о процессе мифотворчества в медийном мире. Так создаются легенды и штампы, которые теперь уже воспринимаются, как непреложная истина.
Р.К. Еще раз, моменты эти «обязательные» и грубых ошибок в том матче норвежец сделал на много больше, причем 80 процентов из них получились в пользу «Барсы». Кроме того, имя Эвребе стало нарицателеьным не только из-за этого матча, он феерил и после (к примеру, в матче «Бавария» - «Фиорнетина») и как неприложную истину здесь можно подчеркнуть только его катастрофически низкую квалификацию (как Вы потом в одном из коментов и написали).