15 мин.

Локателли принес Аллегри две победы в лиге. Он – шанс на ренессанс «Юве», но требует особых условий

Клещенок – о полузащитнике, призванном решить проблемы туринцев.

Текст был опубликован в сентябре 2021-го. Дополнен и обновлен после голов Локателли «Сампдории» и «Торино».

В августе закончился самый долгий сериал итальянского лета: Мануэль Локателли перешел из «Сассуоло» в «Ювентус». Туринцы потратили год переговоров, миллиард нервов и 37,5 миллиона евро с учетом бонусов, чтобы привезти полузащитника, о котором просил Аллегри и умолял Пирло.

Восемь лет назад именно Макс поднял 15-летнего парня из примаверы «Милана». Алессандро Матри вспоминал: «Уже тогда было видно, что у него прекрасное будущее. Локателли и Погба – самые большие таланты, с которыми я играл». Но взлет оказался недолгим. Ману вылетел из основы и следом вовсе из «Милана», полгода грел скамью «Сассуоло» и попрощался с ярлыком вундеркинда.

Теперь он – чемпион Европы и фактически самый дорогой полузащитник «Юве» со времен Недведа. Локателли быстро адаптировался и забил победные голы в двух матчах Серии А подряд – «Сампдории» и «Торино». Ювентини в восторге. Но настоящего Ману они почти и не видели: он исполняет роль, которая скрадывает часть его качеств.

Локателли – добавленная ценность для команд с владением. Он мастер контроля мяча и уничтожения прессинга

В стоимости Локателли нет ничего удивительного: он лучший плеймейкер Серии А последних двух лет.

В итальянском футболе хватает стилистически разных опорников топ-уровня. Есть неисчерпаемый реактор Брозович. Есть утонченный разыгрывающий Беннасер, умный качок Кессье и цепкий волнорез Лукас. Есть Фройлер, умеющий все понемногу.

Локателли не похож ни на одного из них, хотя и совместил большинство из их лучших качеств, но точнее всех отражает семантику роли. Мануэль был опорой «Сассуоло». В четкой позиционной игре Де Дзерби каждой фишке отводились место и зона в зависимости от положения мяча и фазы владения. Игроки менялись местами, если хотели, но с появлением на чужой позиции перенимали соответствующие задачи – и двигались так, как необходимо в этой роли. Локателли делал структуру рабочей.

Ману играл балансира и надзирателя. Когда кто-то ошибался с выбором позиции и ломал структуру, полузащитник подсказывал и передвигал партнера в нужную зону. Если модуль слишком отдалялся от идеала, Локателли сам менял позицию и возвращал баланс. Он был глазами и голосом Де Дзерби на поле, оказывался в центре защиты, чужой штрафной, слева и справа, между линиями – везде, где необходимо, лишь бы перепас не прерывался из-за позиционных ошибок. Игроки «Сассуоло» пасовали не поднимая глаз, потому что знали, что в конкретный момент напарник должен занять определенную позицию – а Локателли обеспечивал соответствие реальности тренерским установкам.

Ниже – пример подобной подсказки. Бога оказался слишком близко к Локателли (это упрощает отбор), и Ману показывает, какую позицию тот должен занять.

«В юности он был чистым игроком центра, хорошо его помню, но вырос и превратился в современного полузащитника, играющего везде, – восхищался Деметрио Альбертини в интервью Gazzetta dello Sport. – Он знает, как действовать и перед защитой, и в роли восьмерки, он силен и техничен. Локателли – игрок мирового уровня. По мне, его ролевая модель – Тони Кроос: полузащитник, который умеет все».

Гиковая глубина разбавляется превосходной статистикой. Локателли закончил сезон лидером Серии А по частоте касаний и передач, вторым по продвигающим пасам и отборам в среднем за матч. Он не просто конструктор атак. Ману сочетает качества плеймейкера, разрушителя и диверсанта – и каждое развил до высочайшего уровня.

Вот почему рекордная стоимость со времен Недведа – это еще не очень дорого. Локателли отбирает почти как Бакайоко (второй после француза по успешности отборов – 75%), управляет игрой на уровне Луиса Альберто и входит в семерку лучших в топ-лигах по продвижению мяча. И его очень сложно застать врасплох. Локателли оглядывается перед каждым приемом, контролируя пространство в стиле Пирло и Пьянича, защищает мяч еще до приема и потому почти неуязвим для прессинга. Если его атакуют, страдает соперник. Агрессивный отбор предполагает дисбаланс тела – Лока чувствует его и мгновенно расправляется с атакующим.

Так, например, он разобрался с двумя голландцами в дебютном матче за сборную. Его накрыли с двух сторон, но Локателли перебросил их ярким финтом и легко вышел из-под давления. Потом Де Дзерби сказал, что Мануэль весь матч доминировал над Вейналдумом.

Ни у кого в «Юве» и близко нет такого разнообразия плюсов. Отдельные полузащитники поднимаются до Локателли в своих лучших качествах, но то, что для них – стилеобразующий козырь, для него лишь одно из множества достоинств. Раньери не зря называл его совершенным полузащитником. В сборной Мануэль моментально адаптировался к разным тактическим поворотам: обычно играл ту же роль распасовщика, что и в клубе, но едва итальянцы лишались мяча – исполнял диверсанта, атакующего пространство.

«Ювентус» сделал большой подарок болельщикам. Мануэль – один из лучших полузащитников Европы, – уверен бывший директор «Милана» Массимилиано Мирабелли. – Такая физическая сила, видение игры, инициативность и техника присущи очень немногим. Клуб купил топа».

Впрочем, индивидуальное превосходство вовсе не обещает обязательного успеха. В той же мере, в какой «Сассуоло» зависел от Мануэля, он и его игра определялись правильно подобранной системой и ролью. Талант Локателли не безграничен. У него есть условия и пределы, вне которых он тускнеет. Опыт в «Милане» доказал это. 

Локателли очень специфичен и требователен к настройкам. «Милан» списал его, потому что не понял, как использовать

Общепринятая версия расставания «Милана» и Мануэля отсылает к чисто экономическим обстоятельствам. Летом 2018-го клуб перешел от сомнительных китайцев к хедж-фонду Elliott, и новый владелец начал с раздачи долгов. Локателли был единственным из трех опорников, за которым не ходили с совком. Только за него давали приличную сумму. Так опорник попал в «Сассуоло» – за 14 миллионов евро с ярлыком очередного несостоявшегося Пирло.

Эта версия очень точно описывает произошедшее и в принципе хорошо схватывает хаос в «Милане», но упускает главное – причину. Дело было не только в ликвидности. Локателли проиграл конкуренцию переломанным старикам Монтоливо и Биглии. Продажа, которую теперь называют ошибкой, летом 2018-го выглядела вполне разумно. Фанаты «Милана» не возражали: подавляющее большинство считало, что воспитанник регрессирует.

На самом деле деградации не было. Локателли был все тем же одаренным плеймейкером, что и годом ранее, но попал в неудобную тактическую среду. Формально Гаттузо использовал его в профильной роли реджисты, но формализм мало что значит, когда игра выходит за пределы симуляторов и фишек на доске. Фактически тренер неправильно интерпретировал качества главного таланта команды – и поставил в условия, невыгодно затенившие дарование.

В этой интерпретации, в разнице между тенью в «Милане» и сиянием в «Сассуоло» – ключ к игре Локателли.

Есть два типа реджист. Статичные застывают позади полузащиты и дирижируют из укрытия в стиле Пирло и Бускетса. Их положение меняется относительно пространства, но не структуры, а движение в фазе владения почти целиком направлено на то, чтобы оставаться открытыми: они – инструмент перезапуска атак и всегда должны быть доступны для отыгрыша. Пас для них – ключевой элемент управления. С его помощью они расшатывают защиту и переключают ритм, не покидая режиссерской позиции позади средней линии.

Локателли принадлежит к относительно новому типу динамичных плеймейкеров (Верратти, Кроос). Он не ограничивается зоной перед защитой, перемещается по всему полю и использует движение не просто как вспомогательный инструмент, а как полноценный элемент управления. С его помощью Ману организовывает игру: сужает и расширяет пространство, открывает неожиданные коридоры передач и манипулирует прессингом. А пас применяет не столько для монотонного расшатывания защиты, сколько для мгновенного вспарывания.

Как это работает, видно на примере ниже. Локателли попал под персональный прессинг и подсказал партнеру отдать назад.

Следом Ману увел опекуна из зоны и открыл коридор для вертикального паса. «Сассуоло» в две передачи прошел две линии прессинга благодаря незаметному движению Локателли.

Гаттузо такой игрок не понадобился. Ему нужен был классический статичный плеймейкер, выматывающий противника тысячей горизонтальных пасов, и Локателли плотно присел в запас. Футбол Рино лишил полузащитника ключевой фишки – интеллектуальной динамики. Он провалился, как провалился бы любой игрок, вынужденный исполнять неудобные функции.

Первые полгода в «Сассуоло» стали продолжением миланского сезона. Де Дзерби не сразу нашел подход к талантливому опорнику. В то время Роберто использовал 4-3-3 с классическим распасовщиком, Локателли прозябал в роли восьмерки и наверняка превратился бы в очередное нераскрывшееся дарование, если б тренер не перешел на 4-2-3-1.

Все последовавшее: вызов в сборную, титул чемпиона Европы и статистика топового плеймейкера, отчасти даже симпатичное преображение «Сассуоло» – результат того дня, когда Де Дзерби поверил, что талант Локателли компенсирует любую тактическую перестройку. Роль второго опорника в 4-2-3-1 освободила его и позволила влиять на игру на всех этажах, ситуативно примеривая разные роли. Мануэль оказывался между защитниками, начиная атаки, застывал позади полузащиты, когда нужно было, поднимался в трекварти или атаковал штрафную – придавал стройность командной игре постоянным движением.

Вот пример движения Локателли. Он начал атаку пасом справа в центр (Ману часто зависает позади средней линии, но не на классической позиции в середине, а на полуфланге – привлекает прессинг на край, чтобы вскрыть игру по центру).

Слева атака увязла, и Локателли тут же пришел туда: стянул соперников и отдал за линию прессинга.

Прочитав, что атака увязает из-за нехватки адресатов для вертикального паса, Локателли бросил место опорника и расположился между линиями.

Появление дополнительного игрока между линиями заставило соперника слишком стянуться в центр (к Локателли) и раскрыть фланг.

Через несколько секунд атака продвинулась вертикальным пасом на Локателли. Ману отыгрался и закрепил команду на новом этаже, а потом увидел смещение форварда и занял его позицию в центре штрафной. Так Лока создавал сбалансированную и четкую структуру на всех этапах владения.

Это важный сигнал для «Юве». Локателли требует особых условий, но полностью преображает команду, если их предоставить.

Новичок уже решил часть проблем «Юве» и приносит победы. Но другие полузащитники плохо сочетаются с ним

В правильной роли Мануэль – шанс на ренессанс «Юве».

Полузащита туринцев не так плоха, как кажется. Рабьо великолепно тащит мяч на дриблинге. Бентанкур классно играет от штрафной до штрафной и обладает редким по скорости прорезающим пасом. Артур, пожалуй, второй после Верратти в защите мяча под прессингом. Рэмзи – король в атаке свободных зон.

Почти все полузащитники «Юве» входят в число лучших в мире в отдельных компонентах. Проблема в том, что они не всегда проявляют свои способности. Непоследовательные трансферы сформировали стилистически разнородную команду, из которой обязательно выпадают отдельные элементы. Рэмзи и Бентанкуру сложно в игре, которая раскрывает Артура, и наоборот.

Еще важнее, что «Юве» так и не заменил Пьянича. Миралем играл ключевую роль в продвижении, управлении и созидании, освобождал остальных полузащитников от ответственности за мяч и тем самым позволял им играть в удобный футбол. С его уходом команда лишилась качественного первого паса в начале атак и осмысленной остроты в позиционном владении – компонентов, без которых невозможно создать стабильную атакующую систему. Попытки замены привели к фатальным косякам, неизбежным, когда опорника играют Бентанкур (классно продвигающий мяч, но не способный выйти из-под прессинга) и Артур (шикарно расправляющийся с давлением, но непригодный к продвижению). В прошлом сезоне в «Юве» не было ни одного полузащитника, который постоянно играл в подходящей роли.

Локателли решает большинство проблем. Он сочетает лучшие качества Артура и Бентанкура, но при этом лишен их недостатков. Мануэль обеспечит продвижение за линии прессинга и регулярную доставку к штрафной из любой точки поля – как в матче с Австрией на Евро. Итальянцы 95 минут разбивались о хорошо организованную броню, а опорник решил все одной передачей: прервал очередной перепас и мгновенно разрезал сразу две линии обороны. Героем стал Кьеза, но создал гол Локателли.

«Мануэль играет вертикальнее, чем другие полузащитники «Юве», – анализировал Алессандро Матри. – Он хороший дриблер, силен в обеих фазах и способен играть в полузащите из двух и трех исполнителей. У него есть все, чтобы стать совершенным игроком, и я уверен, что с Аллегри, хорошо раскрывающим полузащитников, он сделает решающий скачок в развитии».

Локателли достаточно одарен, чтобы стать ключевой добавочной ценностью к общему командному качеству. Вопрос в том, как он раскроется. «Юве» так и не купил классического статичного опорника и пока закрывает позицию Мануэлем. Это не его стиль. Чтобы Ману дал максимум, нужна роль динамичного плеймейкера, но тогда потребуется страхующий осевой игрок позади полузащиты – а его нет. Следовательно, один из полузащитников по-прежнему обречен на непрофильный функционал.

В первых матчах так и случилось. Аллегри использовал модель с двумя полузащитниками, но за динамику обычно отвечал партнер Локи – Бентанкур или Маккенни. Сам Локателли большую часть матча служил осью и поднимался выше, только если напарник застывал на одной линии. Случалось это относительно редко. Неудобный функционал спровоцировал падение всех ключевых цифр: Ману пасует, обводит и обостряет в несколько раз реже, чем в «Сассуоло».

На его счастье, «Юве» пока небезупречен и почти всегда вынужден решать исход по ходу второго тайма. Аллегри приходится атаковать – и Мануэль раскрывается. Массированное давление и длительный контроль мяча создают естественное прикрытие из высоко расположенных центрбеков, и Локателли активнее перемещается вертикально.

Из этого движения и родились оба победных гола. В матче с «Сампдорией» Ману поднялся к штрафной и обострил черпачком, а когда Кьезу накрыли – рванул к вратарской и заставил защитника ошибиться мгновенным прессингом. С «Торино» сам Аллегри освободил Локателли, перейдя на гибридную схему. В итоге владение «Юве» увеличилось с 40,8% в первом тайме до 67,1 во втором; сам Локателли сделал в три раза больше пасов, а решающую атаку организовал от начала до конца: сначала вернул мяч, выиграв воздух, потом умным выбором позиции продвинул игру за линию прессинга и в конце забил. 

Вот это 100-процентный Лока. К сожалению, в связке с Рабьо и Бентанкуром такие ситуации будут нечастыми. Они зависят от динамики не меньше итальянца, и как бы хорошо Мануэль и Родриго ни выглядели в паре, один из них жертвует собой. Возможно, все изменится с возвращением Артура – его характеристики напоминают Максима Лопеса, с которым Ману играл в «Сассуоло».

Даже если Макс найдет подходящего исполнителя, останется еще десяток сложностей. В обычных схемах Локателли несовместим ни с Рабьо (который сейчас играет на фланге), ни с Бентанкуром. Кто-то всегда будет жертвой. Чтобы сочетать их, нужны глубокая кастомизация и новый замороченный гибрид, эксплуатирующий сильные стороны каждого игрока. Потребуется время и нервы, ведь эксперименты никогда не проходят без потерь. Но оно того стоит. Локателли превращает игру в золото, если ему помочь.

***

«Ювентус» не мог удержать Роналду. Клуб начинает новый цикл – со ставкой на молодежь

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Giorgio Perottino; globallookpress.com/Fabio Ferrari/LaPresse, LiveMedia/Emmanuele Mastrodonato, Maurizio Borsari, Gabriele Maricchiolo/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Massimo Pinca