Гюндоган – новый Лэмпард. Система Пепа сделала его самым результативным полузащитником Европы
Лучший сезон в карьере.
Еще месяц назад дерби Манчестера воспринималось бы как ключевая игра в гонке за титулом. Сейчас команды разделяет 14 очков. «Сити» не так близок к чемпионству, как перед дерби в сезоне-2017/18 (тогда могли досрочно выиграть АПЛ в случае домашней победы над «Юнайтед»), но ситуация плюс-минус схожая: даже в случае поражения команда Гвардиолы – однозначный фаворит на чемпионство. По подсчетам аналитического сайта Five Thirty Eight, перед дерби шансы преследователей на титул (не только «Юнайтед», а всех) составляют меньше 1%.
Из-за отсутствия глобальных интриг Оле-Гуннар Сульшер перед матчем придумал альтернативную. Как минимум одна долгосрочная серия двух клубов прервется. Это будет либо победная для «Сити» (21 матч во всех турнирах и 15 конкретно в АПЛ), либо беспроигрышная для «МЮ» в выездных играх Премьер-лиги – тоже из 21 игры.
Главный интерес в тактическом плане – Бруну Фернандеш против Илкая Гюндогана. Они взяли последние награды лучшему игроку месяца в АПЛ: португалец – по итогам ноября и декабря, немец – по итогам января. Еще более серьезное достижение: они – лучшие бомбардиры европейских топ-лиг среди полузащитников (считаем игроков, для которых основная позиция – шестерка, восьмерка или десятка). У Фернандеша – 15 мячей, у Гюндогана – 11.
Результативность Бруну удивляет меньше. Во-первых, Фернандеш уже выдавал космический сезон – за «Спортинг» португалец забил 20 мячей в кампании-2018/19. Во-вторых, почти половину голов за «МЮ» в этом сезоне Бруну положил с пенальти (7 из 15). Это не обесценивает его достижение, тем более что по вовлеченности в голевые атаки он прямо уделывает Гюндогана. Если Фернандеш сделал 10 ассистов, то Илкай до сих пор только 1.
Уникальность сезона Гюндогана в том, что он хорош именно как завершитель. Его предыдущий рекорд по голам в чемпионате – 6 мячей в сезоне-2016/17. Учитывая, что до конца кампании осталось еще 11 туров, у Гюндогана есть шансы перебить его в два или даже три раза. Вероятность, что Илкай останется лучшим бомбардиром «Сити», тоже очень высокая.
Форма немца – чуть ли не главный индикатор прогресса «Сити» в этом сезоне. Пеп считает поворотной точкой домашний матч против «Вест Бромвича» – не только для Гюндогана, а вообще для команды. До него Илкай не забил ни одного мяча в Премьер-лиге (только два в Лиге чемпионов). После – все 11. Давайте разберемся, почему так произошло.
Гвардиола считает, что у Гюндогана есть чутье на голы. Но раньше его сдерживала позиция
Самый удивительный момент в результативности Илкая – его форма не стала большим сюрпризом внутри команды. Гвардиола и в предыдущих сезонах подчеркивал, что у Гюндогана обостренный нюх на голы – он чувствует, когда можно и нужно атаковать. Это качество даже сделало Илкая одним из претендентов на роль ложной девятки в прошлом сезоне – когда «Сити» из-за травм лишился всех нападающих.
Уже по ходу текущей серии Пеп припомнил это замечание журналистам: «Я же говорил, что он может сыграть нападающего в стиле ложной девятки – и люди смеялись надо мной. Он готов подключаться в штрафную – у него подходящий ритм движения. Плюс он хорошо чувствует момент для рывка».
Причина, по которой Гюндоган не мог проявить себя в раньше (необязательно как ложная девятка, а в целом в более смелой роли) – важность для «Сити» при розыгрыше мяча. Пеп видел в нем полузащитника, который поможет команде либо пасовать в правильном ритме, либо перегружать центр поля численно. Самих возможностей для подключения в атаку у него было меньше (плюс сам по себе играл мало – из-за конкуренции и травм).
«Илкай может играть в разных ролях, но он всегда думает, что лучше для команды. Он один из самых бескорыстных игроков, которые были в моих командах. Думаю, вы можете представить, насколько важно для меня иметь такого игрока. Он очень умен, прекрасно понимает игру и знает, что требуется от него в каждом эпизоде», – объяснял Пеп.
Качества Гюндогана как пасующего полузащитника Гвардиола использовал, когда требовалась осторожность. Фанаты «Сити» в какой-то момент даже опасались появления Илкая в топовых играх – без претензий к самому игроку, а к стилю, в котором команда реже обостряет. Опасения, как правило, подтверждал плей-офф ЛЧ и знаменитый синдром Гвардиолы. Вот тезисно как это было:
• Четвертьфинал-2017/18, первый матч с «Ливерпулем». Вместо привычных 4-3-3 Пеп выбирает 4-2-3-1, выпускает Гюндогана правым вингером, но с заданием смещаться в полузащиту и создавать там перевес. «Сити» проигрывает 0:3.
• Четвертьфинал-2018/19, первый матч с «Тоттенхэмом». Вместо привычных 4-3-3 Пеп снова выбирает 4-2-3-1. Пара опорников – Фернандиньо и Гюндоган. «Сити» проигрывает 0:1.
• Четвертьфинал-2019/20 с «Лионом». Вместо привычных 4-3-3 Пеп выбирает 3-4-2-1. Пара опорников в них – Родри и Гюндоган. «Сити» проигрывает 1:3.
Сам по себе Гюндоган не был виновником. При определенном везении даже сдержанный стиль Пепа с Илкаем в составе мог принести результат: «Ливерпуль» забил один гол дальним ударом и еще один – после ошибки Кайла Уокера (не какая-то абстрактная, а официальная по версии Opta); против «Тоттенхэма» пенальти не забил Серхио Агуэро; против «Лиона» по пустым воротам промазал Рахим Стерлинг. Но в каждом матче «Сити» изменял привычному рисунку – и, пожалуй, появление Гюндогана действительно иллюстрировало это.
При этом сам Илкай считает, что лучшую форму в Англии набрал чуть ли не в самой глубокой роли – когда играл единственного опорника в схеме 4-3-3, пока Сити шел к титулу в сезоне-2018/19. С этим согласен и Пеп:
«Илкай прав. В тот год, когда мы выиграли вторую Премьер-лигу и выдали серию из 14 побед, он играл именно как опорный. Он был невероятен там. Думаю, без его таланта, интеллекта и видения поля мы не смогли бы выиграть титул. С другой стороны, я следил за ним еще в «Дортмунде», где он играл у Клоппа – там он действовал близко к штрафной. Нелегко найти игрока, который может сыграть опорника и десятку без потери в передачах, движении и голах».
Все эти наблюдения фиксируют ключевые впечатления от Гюндогана до начала этого сезона. В рамках обычной системы Пепа Илкай приносил пользу. В экспериментальной его незаслуженно делали козлом отпущения. При этом первопричина проблем – именно эксперименты Пепа, а не перфомансы Гюндогана. В любом случае составить четкое мнение по нему было слишком тяжело.
Этот сезон Гюндоган тоже начинал опорником. Потом Пеп поменял (или просто вернул?) стиль «Сити» – Илкая перевели в атаку
Старт этого сезона – чуть ли не худший в тренерской карьере Гвардиолы. Объяснение упиралось опять же в тактику: если в предыдущих кампаниях Пеп отходил от 4-3-3 только в больших матчах Лиги чемпионов (провалы были громкими, но все же эпизодическими), то тут отказался от нее на долгий срок (провалы отразились на позиции в АПЛ).
Основной схемой «Сити» на этом отрезке были 4-2-3-1. Пеп объяснял этот шаг проблемами с составом – тогда было много травмированных и заболевших. Возможно, на выбор повлиял и приход нового ассистента Хуанмы Лильо – в Испании его считают чуть ли не отцом 4-2-3-1. Гюндоган в этой схеме был одним из двух опорников – как правило, в связке с Родри.
Связывать прямо все проблемы только со схемой неправильно. Но она и правда била по стилю «Сити»: команда никогда так плохо не атаковала при Гвардиоле. Роль Гюндогана не менялась, даже когда Пеп корректировал розыгрыши и добивался неплохих результатов относительно стартовых матчей. «Сити» начинал атаки ромбом, Илкай располагался в нем ближе к левому флангу:
Скриншоты сделаны в InStat Scout
Подключаться в штрафную из такой позиции тяжело хотя бы из-за расстояния до чужих ворот. Дополнительный фактор – задача страховать крайнего защитника (на скриншоте выше в этой роли Бенжамен Менди). Ширину в атаке обеспечивал именно фулбек, смещения в центр давал вингер (Фил Фоден или Ферран Торрес). Соответственно, глубже всех был именно Гюндоган.
Изменения наступили только после матча с «Вест Бромвичем». На днях Гвардиола рассказал, что его довело: «Мы могли победить в той игре, но после матча я признался себе, друзьям и тренерскому штабу, что мне не нравится, как мы играем. Результат не важен – я не узнаю стиль. Мы слишком много бегали, но не занимали правильные позиции. Много рывков без понимания, что делать с мячом».
Преобразования пошагово изменили позицию Гюндогана.
1. Формально «Сити» вернулся к 4-3-3 – Илкай больше не играет опорника. Теперь его номинальная позиция – восьмерка. Уже выше к воротам.
2. В стадии розыгрыша (разумеется, самая популярная стадия для «Сити») команда перестраивается на 3-2-2-3. Тройку сзади образует Александр Зинченко, двойку опорников – Родри (альтернатива – Фернандиньо) и Жоау Канселу. Гюндоган поднимается еще выше – в следующую двойку:
3. Ширину в атаке обеспечивают вингеры (а не крайние защитники как раньше). Их задача – растягивать оборону соперника. Задача Гюндогана – занимать зоны, которые растянули вингеры. Другой полузащитник перегружает фланг (удобно для Бернарду Силвы или Кевина де Брюйне):
Ключевые принципы системы отлично знакомы Гюндогану. В сезоне-2016/17 Илкай приходил в студию американского NBC Sport (тогда немец был травмирован и восстанавливался в Нью-Йорке) и рассказал о них:
«В начале атак у нас три защитника, два опорника, а затем два атакующих полузащитника. Эта система облегчает нам игру. Мы можем быстро доставлять мяч друг другу – между нами короткая дистанция. Самое главное – создать пространство для двух атакующих полузащитников, чтобы они могли развернуться и отдать фланговым игрокам. А уже эти ребята будут в идеальной позиции, чтобы ассистировать Серхио Агуэро».
Характер изменений идеально подчеркивают матчи с «Вест Бромвичем».
Ниже карта усредненных позиций из домашней игры (до изменений). Ширину обеспечивают крайний защитник (22-й номер – Менди), в центр смещается вингер (47-й – Фоден), а Гюндоган (8-й) страхует их:
Источник: Opta
А это уже карта гостевого матча (после изменений). За ширину здесь отвечает вингер (снова Фоден – 47-й), крайний защитник страхует (11-й – Зинченко), а Гюндоган (8-й) получает возможность для рывков в штрафную:
Источник: Opta
Если говорить совсем упрощенно, то на старте сезона Гюндоган не мог атаковать из-за того, что ему приходилось страховать крайнего защитника. Сейчас все наоборот – крайний защитник страхует его. Вингер тоже сменил позицию: раньше он преграждал Гюндогану путь к воротам (см. первую карту), сейчас – специально открывается широко и наоборот создает ему пространство.
Важнейшая роль в трансформации Илкая – у Канселу. Перемещаясь в опорную зону, он как бы подменяет там Гюндогана – немец может спокойно подключаться в атаку. «Теперь мы используем крайнего защитника в центре поля, создаем за счет него перегруз. У нас ушло какое-то время на адаптацию, но теперь мы понимаем, что от нас хочет тренер. У Жоау хорошая техника, поэтому он сохраняет владение в центре поля и пасует туда, куда нужно. Меня не удивило, что он так здорово справляется с этим. Плюс он очень быстр, поэтому может всегда вернуться на фланг в защиту», – рассказал Илкай.
У Гюндогана отличное взаимопонимание с вингерами – они помогают друг другу
Более смелая роль Илкая уже отразилась в статистике. Гюндоган не только перекрыл собственный рекорд по голам – сейчас у него лучшие за карьеру показатели по ударам, ударам из штрафной и доле ударов из штрафной. Это в свою очередь неизбежно повлияло на остроту. Гюндоган не только чаще обостряет, но и получает более убойные шансы забить.
Чуть ли не самый показательный элемент – количество явных моментов. За четыре предыдущих сезона Гюндоган получил 15 таких моментов, в одном этом – уже 12. Острота ударов – тоже на рекордном максимуме. Гола от Гюндогана можно ожидать примерно в каждой третьей полной игре:
Пеп считает, что дело в умении оценить обстановку: «У него исключительное чувство гола. Он не просто знает, когда нужно оказаться в штрафной, он знает конкретную секунду. Это самое сложное — ни моментом раньше, ни моментом позже, а ровно тогда, когда надо».
В этом плане Илкай – современная версия Фрэнка Лэмпарда. Рывками ставит неудобные условия перед соперниками. В теории его могут прикрыть крайний защитник, центральный или опорник. Проблема в том, что в момент рывка все трое теряются. Часть моментов Гюндогана – эпизоды, когда опорник не передал его защитникам. Часть – когда опорник просто потерял концентрацию. При этом пользу Илкай приносит, даже если соперник играет с ним очень дисциплинированно.
Вот два противоположных примера. Первый – из февральского матча с «Тоттенхэмом». По Гюндогану играет Пьер-Эмиль Хейбьерг. В последний момент датчанин упускает его из виду. Когда он только оглядывается через плечо, Илкай уже начинает рывок в штрафную. Эпизод закончится фолом Хейбьерга и пенальти:
А это эпизод из игры с «Астон Виллой». Тут аналогичный рывок Гюндогана – опорник Дуглас Луис следит за ним, зато оголяет зону по центру. Туда сместится Фил Фоден:
Если говорить о прочных комбинациях с партнерами, а не об индивидуальных качествах, то особая связь у Гюндогана с вингерами. Особенно – со Стерлингом и Фоденом. Рахим сделал уже три результативных паса на Илкая плюс получил от него единственный ассист.
Чаще всего они комбинируют через примагничивание соперников. Грубо говоря, Стерлинг стягивает на себя несколько игроков, а Гюндоган занимает пустые зоны в штрафной. Моменты провоцирует сама система «Сити» – в ней вингеры открываются максимально широко, чтобы по умолчанию получить пространство для прохода. Соперник Гюндогана выдвигается в подстраховку – Илкай остается без опеки:
Эти примеры касаются только закрытых соперников – с такими «Сити» играет чаще всего. В последних матчах Гюндоган эволюционировал и начал наказывать даже команды, которые либо пытаются играть смело в целом, либо в конкретных эпизодах, если того требует счет. В любом случае оставляют пространство за спинами защитников – Гюндоган его тоже оголяет:
В результате мы получаем редкое сочетание качеств для полузащитника – только за счет рывков Гюндоган может обострять и в штрафной, и за ее пределами. Задача по подбору тактики против него тоже усложняется – Илкай может блистать и против низкой защиты, и против высокой. При этом у Гюндогана нет даже суперскорости – просто грамотный выбор рывка.
Гюндоган забивает больше ожидаемого, но польза от него не ограничена голами
Последние три матча Илкая в старте – 0 голов. Не повод для критики, но такой продолжительной засухи после изменений от Пепа еще не было. С одной стороны, это напрашивалось. Гюндоган и так забивал бешеными темпами. Вдобавок прибавлял к голам после подключений в штрафную бонусные мячи из сложных позиций.
Пока нельзя сказать, что Илкай прошел горячую полосу, но небольшое везение – тоже одна из причин его формы. Если учитывать только голы с игры, то Илкай забил на 3-4 мяча больше ожидаемого. Справедливости ради, в последних матчах его неплохо закрывали соперники – против «Арсенала», «Боруссии» и «Вест Хэма» немец нанес в общей сложности два удара.
Тот факт, что Гюндоган получает больше внимания, легко проследить по манере противников. Например, «Арсенал» перестроился на персональную опеку – по Гюндогану играл Мохамед Эль-Ненни. «Гладбах» выпустил сразу трех опорников (обычный вариант – два), один их них (Денис Закария) – внимательно отслеживал рывки Илкая в штрафную.
При этом даже против таких соперников Гюндоган приносит пользу – просто не прямую, а косвенную. «Сити» легче сдерживать контратаки, если противник дезорганизован (следствие персональной опеки) или оставил мало игроков в атаке (итог плотной игры в центре поля). Проще и вступать в отбор после потери мяча. Об этом Гюндоган рассказывал в том же интервью NBC:
«Если мы располагаемся высоко, то нужно сразу давить на соперника и пытаться вернуть мяч как можно скорее. Лучше отнять мяч там, чем на своей половине. Так проще организовать момент и забить. Если у нас есть такая возможность, мы пользуемся этим».
Один из голов Гюндогана (второй – в гостевом матче с «Вест Бромвичем») – как раз результат контрпрессинга. Илкай принимает в нем прямое участие – как раз потому что поднимается в атаку и располагается выше, чем в номинальной расстановке. В этом есть и прагматичная сторона: если «Сити» откатится в оборону, Гюндогану придется спуститься по схеме назад.
Косвенная польза от Илкая в атакующем плане – свобода для вингеров. Если опорники не ограничивают подключения Гюндогана в штрафную, на него вынуждены переключаться защитники. Им приходится оставлять своих игроков. В итоге без опеки остаются партнеры Илкая. В матче с «Челси» – это Фоден, в матче с «Арсеналом» – Стерлинг:
Итог – снова суровый сценарий для соперника. Если команда стягивает большие силы под Гюндогана – остается без контригры (вдобавок «Сити» может обострить благодаря контрпрессингу). Если команда играет в обычном стиле – Гюндоган обостряет либо напрямую, либо косвенно. Если смело накрывает – тоже рискует получить. На выходе у «Сити» либо просто полный контроль, либо контроль с кучей моментов.
Универсальность Гюндогана в атаке – одна из причин, почему соперник в принципе сталкивается с такой дилеммой. Похвала Пепу – чуть ли не впервые в «Сити» он построил систему, в которой блистает и команда, и сам Илкай. Гюндоган это уже оценил: «Я всегда учусь у него, нынешний сезон – как пример этого. Раньше моим рекордом были 5-6 голов за сезон. Сейчас у меня их уже 11. Оказалось, я способен на большее».
Фото: Gettyimages.ru/Rui Vieira – Pool; globallookpress.com/DeFodi.eu, via imago-images.de; REUTERS/Jon Super, Rui Vieira, Shaun Botterill
Плюс то, что у Гюндогана получается пару месяцев - он делал десяток лет.