Тренер «Зальцбурга» комплексовал из-за того, что он американец. И придумал игровой стиль, наблюдая за гребцами из Принстона
Сегодня «Локомотив» играет с «Зальцбургом» – важным элементом экосистемы «Ред Булл» и одной из главных команд Австрии. Про ее главного тренера – 46-летнего американца Джесси Марша – вы наверняка слышали год назад. Именно он взорвал соцсети зажигательной речью в духе Аль Пачино в «Каждом воскресенье», после которой игроки «Зальцбурга» едва не прихлопнули «Ливерпуль».
Для многих Джесси ассоциируется только с этой речью, а зря – его биография переполнена яркими сюжетами.
В детстве Марш мечтал смотреть Лигу чемпионов вечером (как в Европе) и взял на память немного земли с «Энфилда»
Марш – американец. Он родился и прожил почти всю жизнь в США, но мысленно всегда был ближе к Европе.
В детстве он залипал на матчах Кубка чемпионов и очень расстраивался, что не смотрит их вечером, вместе со всей Европой. Вместо увлечения традиционным футболом он записался в секцию европейского. В 15 лет Джесси поехал в Великобританию на турнир для юношеских команд. Его команду пригласили на экскурсию на «Энфилд». После игра он спустился к газону и зачерпнул рукой немного земли на память. Наверняка в этот момент он мечтал вернуться сюда в качестве игрока. Но этого не случилось.
Марш провел весьма среднюю карьеру: да, 300 матчей в МЛС, но он никогда не считался крутым даже на уровне американцев. Показательный факт – всего два матча за сборную США. В 37 лет Марш закончил и сфокусировался на тренерской работе.
В 2010-м Марш устроился ассистентом главного тренера сборной США. Там он пересекся с легендарным Бобом Брэдли. Этот тренер никогда не играл в футбол, но уже в 22 года начал работать в университетской команде. Спойлер: Брэдли несколько раз круто повлияет на карьеру Марша. «Меня всегда вдохновлял пример Брэдли, – рассказывал позже Джесси. – Он один из самых успешных американских тренеров. Он показал, что для работы тренером не нужна выдающаяся игровая карьера».
В 2012-м Марш расстался с кумиром ради первой самостоятельной работы. Канадский «Монреаль Импакт» вышел в МЛС и нанял Джесси главным. Это единственный провал в карьере Марша: команда заняла 12-е место и не вышла в плей-офф, а тренера уволили в конце сезона. «Он не разделял нашу философию», – объяснил владелец «Монреаля» Джоу Сапуто.
Марш делал полугодичную паузу ради путешествий, а потом наблюдал за гребцами – и нашел свой стиль
Для начинающего тренера, который только-только ощутил вкус большого футбола, логично сразу искать новую работу. Что сделал Марш? Устроил дауншифтинг.
Марш подхватил жену Ким, троих детей (11, 9 и 5 лет) и поехал в шестимесячное кругосветное путешествие. Они бороздили Гималаи, сплавлялись по Ганге, таращились на Тадж-Махал. По пути семья останавливалась в недорогих хостелах, палатках или у обычных людей. И дело не в экономии – так Марш изучал жизнь. «Мы не хотели путешествовать от Marriott к Marriott. Я считаю, что страны – это уникальные люди, которые живут там».
Во время путешествия Марш осознал, почему провалился в «Монреале»: он пытался подражать своему кумиру Бобу Брэдли вместо поиска собственного тренерского стиля.
В 2013-м Марш вернулся в Принстон, где учился и играл в футбол, и устроился тренером-волонтером местной футбольной команды. Подумать и набраться сил. Однажды он наблюдал за командными соревнованиями гребцов в восьмерках. Его поразило, что они всю гонку (еще и синхронно) выкладывались так, что после нее просто обмякли в лодках. Тогда он и задался вопросом: а что будет, если перенести все это на футбол?
По сути, Марш самостоятельно пришел к идеям, которые уже практиковал Клопп в «Дортмунде». После той сцены в Принстоне Марш строил свои команды на приверженности гегенпрессингу.
Всю карьеру Марш стесняется стереотипов об американских тренерах. Из-за этого он начал карьеру в Европе с позиции ассистента
В январе 2015-го (после двухгодичной паузы) Марш возглавил «Нью-Йорк Ред Буллс». Он заменил легенду клуба Майка Петке – его внезапно уволили. Фанаты предсказуемо взбунтовались, и менеджмент «Нью-Йорка» провел встречу с болельщиками в ратуше. Получилось так себе – болельщики наседали и требовали объяснить отставку Петке.
В какой-то момент слово взял Марш: «Вы не должны любить меня. Это путь тренера, и я к этому готов. Для меня важно не это, а команда. Если мы проиграем, вы меня возненавидите. Если выиграем, возможно, вы будете меня терпеть. Но прежде всего – дайте нам шанс выйти на поле и проявить себя».
Фанаты поверили и не ошиблись. С новой философией Марш сходу привел нью-йоркцев к победе в регулярке с клубным рекордом в 18 побед и 60 очков. Команда дошла до финала Восточной конференции, а Джесси признали тренером года в МЛС.
Учитывая молодость и амбиции Марша, логично искать работу в Европе. Но Джесси кое-что останавливало.
В 2016-м Боб Брэдли возглавил «Суонси» и стал первым главным тренером-американцем в истории АПЛ. В итоге Брэдли продержался всего 85 дней (за это время валлийцы проиграли 7 матчей из 11) и запомнился только странным американским акцентом, над которым смеялись журналисты. С тех пор в Европе (и особенно в Англии) появился стереотип о том, что американские тренеры не пригодны для европейского футбола.
С одной стороны, Марша очень вдохновила попытка Брэдли. С другой – он убедился, что американским тренерам в Европе вдвойне сложнее.
Марш решил не повторять ошибок Брэдли и развивать карьеру поступательно: «Возможно, Бобу стоило начать с лиги попроще. Он бросился в самое пекло и предсказуемо обжегся».
В 2017-м «Зальцбург» искал нового тренера и провел собеседования с несколькими кандидатами. Среди них был Марш – он впечатлил руководство, но честно признался, что не уверен в своей готовности к Европе. «Зальцбург» выбрал Марко Розе.
О Марше вспомнили через год, когда в «Лейпциге» начались перестановки. Ральф Хазенхюттль ушел, пригласили Нагельсманна, но он попросил отсрочку, и на год клуб возглавил спортдир Ральф Рангник. Джесси пригласили ассистировать Рангнику – и американец решил, что такая позиция идеальна для старта в Европе.
Чтобы избежать сравнений с Брэдли и быстрее адаптироваться к Европе, Марш много времени уделял изучению немецкого.
«Моей целью было ассимилироваться, – объяснял Джесси уже в статусе тренера «Зальцбурга». – Оставаться собой, но уважать культуру и язык места, где я работаю. Три года назад я вообще не говорил по-немецки. Ноль. Теперь я бегло болтаю. Три года я изо всех сил старался освоить язык. Можно сказать, был одержим этим».
Сработало: в 2019-м Марша пригласили возглавить «Зальцбург» – он смело согласился и уже на первой пресс-конференции говорил на австрийско-немецком языке.
Сначала фанаты «Зальцбурга» были против Марша. Но с ним клуб выдает исторические результаты, а еще едва не прихлопнул «Ливерпуль» в ЛЧ
Теперь перейдем к футболу. В «Зальцбурге» Марш щеголял немецким, но фанатов это не очень впечатлило – они были против ноунейма-американца. На первом матче Джесси болельщики вывесили плакат «Nein zu Marsch» («Нет Маршу»).
Летом клуб заработал на пятерых лидерах: Моанеса Даббура продали в «Севилью», Ксавера Шлагера – в «Вольфсбург», Штефана Лайнера – в Гладбах, Диадье Самассеку – в «Хоффенхайм», Ханнеса Вольфа – в «Лейпциг». Но Марш оперативно пересобрал команду и пронесся ураганом по австрийской Бундеслиге – «Зальцбург» победил с космической разницей мячей «+76» (110:34). Так Марш сломал еще немного стереотипов и стал первым тренером-американцев, завоевавшим европейский трофей. Но еще мощнее было выступление в Лиге чемпионов.
Осенью 2019-го «Зальцбург» впервые пробился в групповой этап ЛЧ (тут нет заслуги Марша – Австрия поднялась в рейтинге УЕФА и чемпион попал в группу автоматически). В первом же туре «Зальцбург» разгромил «Генк» (6:2), и Марш стал первым американским тренером с победой в Лиге чемпионов. «Зальцбург» занял только третье место, но стал одним из главных открытий группового этапа: 16 голов (больше всех в группе с «Наполи» и «Ливерпулем»), ничья с «Наполи» и потрепанные нервы Юргена Клоппа.
Персональный бонус для Марша – благодарность болельщиков «Зальцбурга», которые после победы над «Генком» скандировали «США!».
Марш – король мотивации. У него есть папка с мотивационными сюжетами из голливудских фильмов
Второй элемент стиля Марша – мотивация. Возвращаемся к той сцене с гребцами из Принстона. Помните же, что Джесси впечатлила не только их слаженная работа, но и то, что спортсмены выложились на максимум и сразу после финиша обмякли в лодках.
«Думаю, строительство команды состоит из двух элементов, – рассказал американец The Athletic. – Чисто футбольные дела (тактика и все такое) и ментальные – формирование среды, менталитета и идентичности. Я думаю, что трачу больше времени на ментальность, чем тактику. Именно это мне нравится больше всего: быть лидером и наставником для каждого игрока».
По мнению Марша, ментальность складывается из двух элементов.
Во-первых, команда должна ощущать себя единым организмом.
«Когда я объявляю состав, 11 человек счастливы и готовы выложиться, – рассказал тренер в интервью The Athletic. – Но 17 парней остаются разочарованными. И я обнаружил, что трачу 70 процентов своего времени на этих 17. Я хожу вокруг них, разговариваю с каждым парнем в раздевалке, убеждаю, что их момент вот-вот придет. Они должны помнить, что являются важной частью команды».
Помимо личного внимания Марш придумал несколько ритуалов. Каждая тренировка «Зальцбурга» начинается с того, что игроки стоят в кругу, обнимая друг друга. Точно так же заканчиваются лигочемпионские матчи – все (даже запасные) становятся в круг.
Второе – через мотивацию Марш стремится раскрыть потенциал каждого игрока.
На рабочем столе Марша лежит толстенькая черная папка. В нее тренер собирает цитаты, сюжеты из кинофильмов и спорта и любые другие осколки массовой культуры, способные взбудоражить человека. Когда предстоит важный матч, Джесси заглядывает в папку и выбирает что-то уместное. Раз в месяц американец просит ассистентов пополнить каталог крутыми сюжетами. А вот как работает содержимое папки.
В «Зальцбурге» капитанит опытный защитник Андреас Ульмер. Он в команде с 2009-го и выиграл уже 17 титулов. Однажды Ульмер пришел в кабинет к Маршу и признался, что ему не хватает мотивации. Джесси как обычно потянулся к своей папочке и откопал там подходящий сюжет – Ульмер будет австрийским Мухаммедом Али. Джесси написал эссе, в котором объяснил Ульмеру его роль в команде: «Ты всего добился. Но ты остаешься примером для игроков, которым еще предстоит пройти этот путь. Стань для них ориентиром. Представь, что ты Мухаммед Али, и каждое твое движение происходит для того, чтобы вдохновлять молодых игроков».
Самый яркий пример мотивации Марша – осень 2019-го в матче против «Ливерпуля». К перерыву «Зальцбург» горел 0:3 и только перед свистком отыграл один мяч. В раздевалке Марш выдал огненную речь на смеси английского и немецкого (вот и пригодились уроки языка):
«Это что, сраный товарищеский матч? Это Лига чемпионов! Парни, они должны ощущать нас! Они должны понять, что мы, черт возьми, приехали сюда биться! Мы должны не просто пытаться соответствовать своему стилю, мы, #####, приехали, чтобы играть!».
Окрыленные игроки отыграли еще два мяча, и только гол Салаха спас «Ливерпуль».
«Я понимаю, что это видео сделало меня известнее, – размышлял Марш. – Но цель была в другом, не в создании яркого ролика. Я всегда стараюсь максимизировать потенциал игроков. На этом я сфокусирован ежедневно».
Летом Маршем интересовался «Дортмунд». В Германии считают, что он создан для немецкого топ-клуба
Получается, что Марш – идеальный продукт системы «Ред Булл». Стартовал в нью-йоркском филиале, набрался опыта у Рангника в «Лейпциге», а затем вывел «Зальцбург» на новый уровень.
Вероятнее всего, следующим местом работы Марша станет Бундеслига. Это согласуется с его философией поступательно развития, ну и не зря же он учил немецкий?
Самым логичным сценарием кажется переход в «Лейпциг», но там кресло на долгие годы зацементировал Юлиан Нагельсманн. Вторым в голову приходит «Дортмунд». И не только нам – по версии немецких медиа, летом 2020-го боссы «Боруссии» подумывали сменить Фавра на Марша. Летом трансфера не случилось, но американца все еще ждут в Бундеслиге.
«Я думаю, «Дортмунду» нужен новый тренер, с другим мировоззрением. – сказал немецкий футбольный эксперт Крис Уильямс в подкасте Gegenpressing. – Все видели речь в перерыве, которой Марш вдохновил команду. Я думаю, он мог бы замечательно выступить в Бундеслиге с правильным клубом».
Джесси не скрывает, что для него и Бундеслига станет ступенькой к главной цели. Он мечтает стать вторым тренером-американцем в АПЛ (конечно же, после Брэдли).
Осталось только зажечь еще в одной Лиге чемпионов.
Фото: Gettyimages.ru/Matthias Hangst/Bongarts, Kevork Djansezian, Andreas Schaad/Bongarts; globallookpress.com/Jan Huebner/Scheiber, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Arne Dedert/dpa, firo Sportphoto/Ralf ibing, Garig Bartram/ZUMAPRESS.com; marschmadness.com