Главный трансфер осени – Неймар ушел от Nike к Puma. 7 лет назад компанию возглавил экс-футболист – и она вернулась от лайфстайла в спорт
Неймару не нравилось отношение Nike.
Nike спонсировал бразильца с 13 лет, в 2011-м они подписали 11-летний контракт на 105 млн долларов, который расторгли этим летом досрочно.
Puma пошла на дорогой шаг и намекнула, что хочет править на футбольном рынке: у Nike – Криштиану, у adidas – Месси, а у Puma теперь Ней.
Официальных данных о сроках и сумме контракта нет. The Sun, ссылаясь на Forbes, пишет, что Неймар будет зарабатывать около 25 млн евро в год, что больше, чем Роналду и Месси. В первоисточнике такой информации нет.
Интересно, что в сентябре Forbes опубликовал рейтинг самых высокооплачиваемых футболистов, все спонсорские контракты Неймара оценили в 18 млн долларов, а тут только от Puma больше 25 млн евро. L’Équipe не раскрыл сумм, но намекнул, что речь о солидных деньгах, adidas был не готов столько платить, не говоря про New Balance и Under Armour.
Почему Неймар вообще ушел? Коротко: у бразильца и Nike были взаимные претензии, а Puma вряд ли бы совершила сделку, если в 2013-м боссом компании не стал бывший футболист Бьорн Гульден. А теперь детали.
Nike не хотел переплачивать, Неймар чувствовал себя в тени
Неизвестно, кто стал инициатором развода, официальные версии отсутствуют.
L’Équipe пишет, что Неймар и Nike не согласовали бы условия при пересмотре контракта. Обычное дело, когда долгосрочные сделки пересматривают.
«В последнее время Nike избегает переплаты по определенным контрактам», – говорит футбольный имидж-агент Франк Хоквемиллер, который работает с Уго Льорисом и другими игроками.
Один из примеров – теннисист Роджер Федерер. В 2018 году Nike не предложил ему новый долгосрочный контракт, поэтому он ушел к Uniqlo. Роджер подписал с японским брендом 10-летний контракт на 100 млн долларов, Nike предлагал всего пять в год и только до конца карьеры.
Косвенную роль могли сыграть прошлогодние обвинения Неймара в изнасиловании, которые в итоге сняли. Nike выражал «глубокую обеспокоенность» ситуацией в разгар истории.
«Nike желает заниматься социальными вопросами: окружающая среда, проблемы расизма или гендерного неравенства. И, следовательно, выбирает себе послов, которые будут нести [эти] идеи», – считает Пьер-Мари Блуа из Sportfive, одного из главных спортивных агентств мира.
Неймару не нравилось отношение со стороны Nike. Бразильца не пригласили на последнюю крупную кампанию бренда этим летом, хотя Мбаппе и Роналду позвали.
Неймар почувствовал, что Nike не ценит его. «В прошлом году Мбаппе гастролировал по США и Японии с Nike. Килиан должен был поехать в США и в Бразилию. Можете представить, насколько Неймар оскорбился?» – сказал источник.
Puma стала единственным брендом на рынке, кто потянул запросы Неймара. Но еще несколько лет назад сделка была невозможной, потому что Puma вылезала из ямы.
Puma была в кризисе, пока главным не стал экс-футболист
В 2013 году у Puma падали продажи и прибыль, обувь продавали с большими скидками. Бренд почти исчез.
В апреле генеральным директором компании стал Бьорн Гульден (третий гендир за два года), ради Puma прервавший контракт с датским ювелирным домом Pandora.
Гульден – бывший футболист. В Норвегии он поиграл за «Стремсгодсет» и «Брюне». В 1984-1986 годах выступал за «Нюрнберг», где провел четыре матча и забил гол. Карьеру Бьорну разрушила травма колена, из-за нее он почти не играл в Германии и завязал с футболом в 23 года.
После завершения карьеры Гульден увлекся бизнесом, изучал деловое администрирование в Норвегии, а потом получил степень MBA в бизнес-школе Бэбсона в Бостоне. До 2000 года занимал руководящие должности в компании по производству верхней одежды Helly Hansen и в adidas, где был вице-президентом по одежде и аксессуарам.
С 2000 по 2011 год Бьорн был управляющим директором обувного ритейлера Deichmann, в 2012-м перешел в Pandora, а оттуда в Puma.
За шесть лет при Гульдене годовой объем продаж Puma увеличился почти вдвое, операционная прибыль выросла в семь раз, стоимость акций приблизилась к историческому максимуму.
«Puma игнорировала инвестиции в спорт и потеряла связь со своими ценностями». Как Гульден возвращал компанию на вершину
«У Puma не было ни привлекательного бренда, ни хороших продуктов, плюс неправильная дистрибуция», – говорил Бьорн в интервью Financial Times в ноябре прошлого года.
Дело в том, что в какой-то момент Puma сконцентрировалась на лайфстайл-сегменте и моде, практически забыв о спорте.
«Puma игнорировала инвестиции в спорт и потеряла связь со своими основными ценностями. Спортивное [спонсирование] стоит дорого. Сокращение этого показателя увеличит прибыль в краткосрочной перспективе. Но если попытаешься доить корову вечно, в какой-то момент она сломается», – объясняет Гульден.
Новый директор переориентировал стратегию Puma на спорт. Изменения начались внутри фирмы. Сотрудникам (многие из них были молодые) начали пересказывать историю компании, рассказывали о спортсменах, спонсируемых Puma – о победе Бориса Беккера на Уимблдоне в 1985 году или выступлении Диего Марадоны на чемпионате мира год спустя.
Гульден пригласил бывших сотрудников и спортсменов в штаб-квартиру Puma в Херцогенаурахе, чтобы те рассказали свои истории. «Когда на сцене Марадона и мужчина, который заключил с ним первый контракт, и у обоих на глазах слезы, это намного сильнее, чем что-либо еще», – говорит Бьорн.
Главное решение Гульдена – направить 70 процентов маркетингового бюджета на спорт, до этого на него тратилась малая доля. По его словам, самой большой проблемой было убедить тогдашнего мажоритарного акционера Puma, французскую группу Kering, поддержать его подход. Kering купил бренд, чтобы интегрировать его в свою модную империю, но смешать Gucci и Puma не получилось.
После перераспределения маркетингового бюджета Puma подписала спонсорские соглашения с «Арсеналом», «Миланом», сборной Италии и «Манчестер Сити». Пришли Лукаку, Суарес (ушел от adidas), Ян Облак (перешел от Nike). При этом у компании уже были Гризманн, Агуэро и Ройс.
Кажется, Puma тотально изменила подход к делу. Появились стильные промо.
Стало больше дополнительных проектов – коллекция «Ман Сити» к 125-летию клуба, бутсы для Агуэро с короной к рекордному хет-трику, коллаборация с девушкой, которая вышила цветочки на форме сборной Италии.
А формы? Какие же они крутые. У «Ман Сити» манчестерская мозаика, у «Марселя» отсылки к местной архитектуре, у «Боруссии» черные молнии, а третья форма «Валенсии» вдохновлена работами художника-импрессиониста Хоакином Сорольей.
***
При Гульдене Puma капитально вложилась в футбол (10-летний контракт с «Ман Сити» оценивается более чем в 100 млн фунтов). Но это того стоит. Операционная прибыль компании стабильно растет: в 2016-м она составляла 128 млн евро, в 2019 году – уже 440 млн.
Трансфер Неймара – лишь часть революции, которую семь лет назад запустил Бьорн.
Больше крутых историй – в телеграм-канале автора
Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, FrankHoermann/SVEN SIMON; instagram.com/puma; instagram.com/bjoern_gulden; instagram.com/nikefootball
Пума -- ничем не хуже ни найка, ни абибаса , а бутсу и пумы даже лучше
Таким образом, спустя многие годы, судьба вернулась к адидасу бумерангом, когда один из братьев, пока один ушёл на войну, продал свой зад нацистам (ну а типа что ему оставалось), так после войны появилась Puma, которую как раз создал второй «кинутый» брат! Теперь puma окончательно адидас умыла, как умывает по дизайну футбольной одежды и Nike!