11 мин.

Витязь чехов

Полтора года назад это был улыбчивый, тихий чешский пенсионер. Вуйтек прилетел в столицу дня на три – добрать нужных дней нахождения в России для налоговой инспекции. Сидел на лавке в «Лужниках», щурился от солнца, рассказывал, как живет в деревне, и поругивал чешских депутатов.

Самый титулованный иностранный тренер в истории российского хоккея, Вуйтек был тверд в том, что никогда не будет тренировать. Как его ни уговаривали в «Динамо».

Зима 2011-го. Морозно-солнечный, нечищенный, сосулистый, тысячелетний Ярославль тоскует без хоккея неделю. Местному «Локомотиву» этот перерыв некстати: он только разогнался до первого места в Западной конференции. А разогнал его Вуйтек, назначенный сюда тренером осенью 2010-го – спустя семь лет после того, как завоевал для города два подряд золота.

– Я слышал историю про ваше назначение. Говорят, вы прилетели на юбилей «Локомотива» в октябре с обратным билетом в кармане. Потом поговорили с президентом «Локомотива» Юрием Яковлевым и выбросили этот билет.

– Красивая история, – кивает Владимир. – Только было по-другому. На юбилей я прилетел просто как гость. Все было замечательно, но в этот момент мне не сказали и полслова о возможности тренировать «Локомотив». Я и сам не допускал такой мысли, потому что у команды все было вроде бы неплохо, она шла второй в Западной конференции, и у нее был тренер. Мы попраздновали, я улетел обратно на пенсию – и дней через 10 телефон вдруг зазвонил.

– Кто это был?

– Яковлев.

В 2001 году Владимиру Вуйтеку потребовалось два дня на то, чтобы согласиться работать в «Локомотиве». В 2010-м – 10 минут.

– 10 минут по телефону, да. И я уже был согласен, – смеется Вуйтек. – Я недолго думал, потому что это клуб, который я знаю. И я хотел еще поработать. Из «Динамо» я ушел, потому что здоровья не хватало. Сахар поднялся, то, другое. Обследование показало, что продолжать я не могу. Поэтому в тот момент решил совсем закончить. Год поправлялся, восстановил здоровье – и понял, что скучаю по хоккею, что мне очень не хватает этой работы.

– Что такое чешская пенсия?

– Я спортивный человек. Два-три раза в неделю хожу играть в большой теннис. Люблю смотреть футбол – ходил на «Баник» (Острава) и на команду из родного Клинковице. А потом хоккей начался, я стал ходить на «Витковице». Это забрало почти все время. А вы говорите – пенсия.

– Там вам предлагали тренировать?

– Предлагали. Но я давно уже решил, что в Чехии работать не буду.

– Пенсия в Чехии маленькая?

– Немножко побольше, чем здесь. $500-600.

***

– Помню, вы так увлеченно рассказывали о своей жизни в деревне…

– Потому что я деревенский человек. Я вырос в деревне. У нас раньше и хозяйство было. Куры, свиньи, козы, гуси. Потом эти еще, такие похожие на гусей… Как их там… Надо же, а! Забыл… Все это у нас было. И я помогал по хозяйству, конечно. А когда мне было 12 лет, пришел колхоз. У нас все это отобрали. Я ничего не понимал и радовался, что теперь обо всем этом будут заботиться другие, а не я. А у отца слезы в глазах стояли. Когда стал играть в «Витковице», жил в квартире, но как только закончил карьеру – с большим облегчением вернулся домой. Кто дышал чистым воздухом, тому в городе всегда будет его не хватать. В деревне дышишь досыта. 20 лет живу в деревне. Когда есть возможность, я всегда возвращаюсь. Никаких фабрик, лес рядом… 10 минут на машине до города.

– И это всегда одна и та же деревня?

– Да, Клинковице. Свой дом я построил на земле своего отца. Через забор от меня отстроился сын.

В Ярославле Вуйтек с женой живут в квартире.

– Я ведь приехал на работу. Можно жить и в квартире.

– Домой во время паузы в чемпионате не летали?

– Супруга полетела, а я не стал. Мне во время сезона не надо быть дома: выбьет из ритма.

***

– Сложно брать команду по ходу сезона?

– Зависит от того, кто работал до тебя. Я два раза приходил по ходу сезона – в «Динамо» после Крикунова и сюда после Суйкканена. Оба раза мне повезло: до меня была сделана хорошая работа. Сложнее всего настроить людей делать ежедневную работу хорошо. Регулярный чемпионат – это и есть такая работа. Тренер, капитан, опытные игроки – от них зависит настрой, поэтому должен быть контакт.

– С сентября 2001-го и до января 2003-го вы после каждого матча приходили к президенту, объясняли свои действия и действия команды. Сейчас это есть?

– Это традиция в Ярославле, это было здесь всегда.

– Ярославль – самый консервативный клуб КХЛ. В лучшем смысле слова «консервативный».

– Из той команды в этой осталось пять иг­ро­ков: Ткаченко, Руденко, Жуков, Васильев, Гуськов. Это большая редкость, когда в команде сохраняется столько игроков за девять лет. Это специфика клуба. Здесь всегда держат костяк, в этом сила «Локомотива».

– И персонал ведь тот же.

– Абсолютно! Все как было. Что я уходил, что вернулся – знакомые люди точат коньки, знакомые массажисты. Поэтому я пришел и сразу включился в работу.

– Когда сидели на пенсии, чувствовали, что закисаете?

– У меня есть преимущество: я уже не должен работать. Так для себя и решил: возьмусь за ту работу, которая будет приносить мне удовольствие. Я могу себе это позволить. Мне не 45 и не 50, я не берусь за что угодно, лишь бы оставаться при деле. Я могу закончить в любой момент. Но если я работаю, то работаю честно и с полной выкладкой, я не обманщик. Труд в Ярославле для меня большое счастье. Мне нравится, когда есть сложная задача. Работать в команде, задача которой – бороться за восьмое место в конференции, не так интересно.

***

– Пока не работали, часто принимали звонки из России?

– Тренеры звонили постоянно: как дела? чем занят? здоров ли? Мне повезло – я, иностранец, конкурент, нашел здесь много друзей среди тренеров. Очень хорошо приняли, после игры звали пообщаться. Крикунов, Михалев, Котов, Петр Ильич, Валерка Белоусов, Николаев, Цыгуров. Остановите меня, потому что я начинаю перечислять всех тренеров лиги!

– Котов был серьезен, когда, возглавив «Динамо», сказал: «Если Вуйтек захочет вернуться, я уступлю ему место главного тре­нера»?

– Серьезен. Сергей – мой близкий друг. Дружим домами. Перед прошлым сезоном мы ездили отдыхать в Дубай вместе, семьями. Были там 12 дней – и каждый день он меня уговаривал работать главным тренером «Динамо».

– Странная ситуация для вас?

– Да! Так не бывает. Но мы с Сергеем работали вместе два года, он был моим помощником и хотел, чтобы я продолжал быть главным тренером. Я это очень ценю.

– А вы потом – до его добровольной отставки – допускали возможность позвонить ему и сказать: «Сергей, я хочу быть главным»?

– Нет, в тот момент я был уверен, что завязал с тренерством.

– Вас еще в «Сибирь» звали.

– Да.

– Говорят, не получилось из-за вулкана: самолеты не летали, вы не могли прилететь в Новосибирск, и они как-то резко отказались от идеи вас приглашать.

– Было не так. Приглашение поступило серьезное – весной 2010-го. Супруга не хотела ехать далеко. И я отказался. И был еще один вариант. Какой – не скажу.

И не надо. Это был СКА.

***

Как известно, нет людей приветливее и слово­охотливее, чем безработные тренеры. Вуйтеку из России звонили постоянно. Наконец вышло его интервью, в котором он сказал: знаю, мол, что Евгений Набоков в СКА отказывается раздеваться на матчи запасным вратарем. Набоков, конечно, возмутился и назвал слова Вуйтека чушью, добавив, что знает, кто ему может давать такую информацию. А так совпало, что агентом главного конкурента Набокова – Якуба Штепанека – работает сын Вуйтека, Владимир-младший.

– Вы зачем так расстроили Набокова?

– Это мое заявление было придумано кор­респондентом, я с ним не говорил на эту тему. Два раза в жизни обжигался на этом – и оба раза это был один и тот же человек.

– А зачем тогда говорили второй раз?

– Потому что забыл, что однажды он меня уже подставил.

– Я в прошлом номере написал, что вы должны волноваться из-за вратарей. Я вас не подставил?

– Я бы очень хотел, чтобы до конца плей-офф пресса поменьше писала о наших вратарях. Тогда у вратарей все будет нормально и никто не будет волноваться. Вообще я всегда готов говорить с прессой. Когда был без работы, корреспонденты звонили мне в Чехию раз в две недели, спрашивали, смотрю я КХЛ или нет, что думаю.

– А вы смотрели?

– Так конечно! У нас сейчас уже два-три матча в неделю показывают по чешскому телевидению. Правда, показывают в основном две команды – «Авангард» и «Спартак». Надо объяснять, почему? Ягр и Гашек.

– Кого ваш сын привез в Россию?

– Я всех игроков не знаю. Но его клиенты – Вашичек, Брендл, Госса, Новак, Штепанек.

– Чехия давно уже ориентирована на КХЛ?

– Можно так сказать. Сейчас мечта чешских ребят, которые не могут играть в НХЛ, – пробиться в российскую лигу. Но у нас там не так уж много осталось игроков, которые могут выбраться на ведущие роли в русских клубах. Все либо уже здесь, либо в НХЛ.

***

10 лет назад «Локомотив» Вуйтека проводил предсезонку в Словакии. И как-то неудачно проводил – проигрывал эти летние турниры, что, конечно, ничего не значит, но поводов веселиться не дает. И вот команда собралась выпить пива. Сидят, пьют. В дверях появляется Вуйтек. «Паника была, как будто корабль тонет, – рассказывает Вадим Шахрайчук, нападающий того «Локомотива». – Некоторые спрятали свои бокалы под стол. Кто-то отошел в сторону. Кто-то попытался скрыться за углом – а там уже пять человек. В общем, звенящая была секунда. А Вуйтек улыбнулся и прошел мимо. Он, конечно, был новый тренер для России – с игроками вдруг перестали разговаривать матом, попрекать размером зарплаты и прекратили увязывать послабления в режиме с результатами».

Если Вуйтека спросить сейчас, почему он тогда никого не наказал, у него будет готов ответ: потому что игроки не продолжали застолье, а все сами поняли и ушли по номерам. Так он приучал к профессионализму.

– Русский игрок-2011 чем отличается от русского игрока-2001?

– Уверенностью и ответственностью. Раньше ведь все понимали только работу по приказу. Сейчас они сами знают, что им надо тяжело работать. И посвободнее играют. Они все уже профессионалы. Знают, когда и что могут себе позволить.

– Два года подряд вашему «Локомотиву» не было равных в регулярке, а в плей-офф у вас смогли выиграть только однажды – как так получалось?

– Нам тогда удалось сделать четыре пятерки, каждая из которых играла в своем неповторимом стиле. Этому очень трудно противостоять. Никто не знал, как играть с нами, как сдерживать, потому что придумывать надо было, как играть не против «Локомотива» целиком, а против каждой нашей пятерки. И поэтому нам не было ровни. В Ярославле не забывают эти два года и ко мне очень хорошо относятся.

– Не боитесь смазать это впечатление?

– Из-за этого я много лет работал в других российских клубах. Но прошло уже восемь лет. Нельзя два раза выиграть золото и не тренировать из боязни, что уже не выиграешь. Я хочу попробовать снова.

Владимир Вуйтек

Родился 17 мая 1947 года в Клинковице (Чехословакия).

Работал с рядом чешских клубов (3 серебра, 2 бронзы) и молодежной сборной страны (бронза МЧМ). С «Локомотивом» выиграл два чемпионата России – в 2002 и 2003 годах, из 19 матчей плей-офф проиграв только один. После этого с Вуйтеком не продлили контракт. В 2004-м завоевал бронзу с казанским «Ак Барсом». С декабря 2007-го по апрель 2009-го – главный тренер московского «Динамо». 4 ноября 2010 года назначен главным тренером «Локомотива» вместо финна Кая Суйкканена. При нем «Локомотив» провел 31 матч, в которых одержал 22 победы в основное время, 1 по буллитам, потерпел 6 поражений в основное время, 2 по буллитам и одно в овертайме.

Саша на шоссе

Нападающий «Зенита» Александр Кержаков готовится к новому сезону и говорит о новых амплуа – актера, бейсболиста, строителя и заводящего фан-сектор.

Мороз рекордс

Чемпионат событий российской футбольной зимы, в котором побеждает махачкалинский карнавал, «Рубин» приобретает пару сотен охлажденных московских болельщиков, с «Зенита» требуют деньги за имя, а «Спартак» раздает гостям синие бахилы для прогулок в красно-белых интерьерах.

Милош в форме

Сербский любимец Турина глазами местного журналиста.

Бегущие вместе

Помимо Милоша Красича российский чемпионат за последний год покинули еще несколько футболистов. PROспорт вспомнил о семи игроках, которых мы запомним – хоть и по разным причинам.

Ивановна и детство

Биатлонистка Анна Богалий-Титовец о своих мужчинах, машинах и встречах с избирателями.

Кубик Гагарина

Перед вторым раундом плей-офф PROспорт проводит главных героев КХЛ через испытания, скандалы, ошибки, чудеса и победы, пытаясь предусмотреть все.

Холодный дом

Несколько лет Сергей Новиков подбирал для PROспорт лучшие кадры, снятые другими фотографами, а потом понял, что снимать самому гораздо интереснее. Он вышел из теплой редакции и отправился в замерзшее Подмосковье снимать хоккей с мячом.

Максим Вылегжанин: «Нет у нас с Легковым никакого конфликта»

Серебряный призер чемпионата мира в Норвегии – о страшненьких талисманчиках, о ненужности коллективных писем и что хорошо бы иметь домик в деревне.

Петрарка и вратарь

Корреспондент PROспорт съездил на чемпионат Италии по хоккею и понял, что поедет еще.

Некто Юлаев

На чемпионате мира по скоростному спуску на коньках корреспондент PROспорт еле удержался на ногах.

«Если на спине висит ружье, оно обязательно выстрелит»

Мифы о стрельбе в биатлоне комментирует трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова.

«Титаник» плывет

Чемпионат России по футболу стартует, не решив ни одной проблемы (колонка Василия Уткина).

Обмани меня

Как Бо Белински стал суперзвездой, выиграв всего четыре игры (колонка Михаила Калашникова).