3 мин.

Маслаченко: матч славы и всё остальное

 

В тени Яшина

Я, как и большинство здесь присутствующих, не видел в игре Маслаченко-вратаря. Немногочисленные отрывки из матчей с его участием не в счёт. И только по послужному списку, по воспоминаниям современников, могу судить, насколько классным вратарём был Владимир Никитович.

Заслуженный мастер спорта, лучший вратарь 1961 года, чемпион СССР, голкипер, проведший свыше 100 "сухих" матчей... В другую эпоху он мог стать легендой, но судьбой предначертано было играть Маслаченко во времена Яшина.

Сияние славы великого Яшина не может не затмевать его современников. Такая доля досталась и Маслаченко, хотя это, наверное, довольно несправедливо по отношению к Владимиру Никитовичу.

Но спорт вообще, и футбол в частности, не обязан быть всегда справедливым.

Комментатор-лектор

Я с детства знаю Маслаченко в другом качестве: в качестве телекомментатора. И вот что интересно - здесь он в моих глазах никогда не был "номером один". Не было у Маслаченко артистизма Николая Озерова, колорита Котэ Махарадзе, а позже - народности Василия Уткина.

А вот что у него всегда есть - это глубокое знание предмета и непреодолимое желание этим знанием поделиться.

И иногда это Маслаченко мешает. Он порой уходит в такие глубокие дебри профессиональных рассуждений, что волей-неволей, нить слушатель теряет, и начинает засыпать потихоньку, как нерадивый студент на лекции по философии.

Однако такие уходы у Маслаченко случаются только в весьма скучных матчах, когда говорить об игре нечего.

А если игра высекает искры, то Маслаченко весь в ней, словно и не было десятилетий, словно и не заканчивал карьеру футболиста. Кажется, на одном из матчей "Спартака" с "Реалом" после неудачного действия кого-то из красно-белых Маслаченко так швырнул ручку в комментаторской кабине, что громыхание от богатырского броска услышала вся страна.

Матч, который выиграл Маслаченко

Каждый человек имеет право на 15 минут славы.

А каждый комментатор имеет право на "время славы". Сколько его будет - не так уж важно. Нина Ерёмина вошла в историю в течение трёх секунд вместе с баскетбольной сборной СССР.

Вадим Синявский неотделим от легендарного турне московского "Динамо" в Англию. Николай Озеров - это голос "золотого века" советского хоккея.

У Маслаченко есть свой "матч славы", сделавший его легендой. Это финал футбольного турнира Олимпиады-1988 в Сеуле, матч СССР - Бразилия.

Когда я вспоминаю тот репортаж Маслаченко, то не могу отделаться от мысли, что победой сборная обязана в том числе и ему. Владимир Никитович не уходил с поля все 90 минут основного и 30 минут дополнительного времени.

Сегодня, когда прошло больше 20 лет, кажется, что эмоции не так остры, и сегодняшние комментаторы гол "Терека" в ворота "Анжи" озвучивают куда эмоциональнее. Но тогда, от крика Маслаченко: "Савичев, убегай, забивай, я тебя умоляю!" мороз по коже пробирал

 

Ту золотую медаль Сеула Маслаченко выиграл вместе со сборной, словно добирая то, что не успел совершить в собственной вратарской карьере.

Мистер Позитив

У Маслаченко-комментатора есть ещё две уникальные черты.

Во-первых, он, пожалуй, единственный комментатор, который, несмотря на собственные всем известные клубные пристрастия, умеет вести взвешенный репортаж. То есть, в отличие от того же Геннадия Орлова, Маслаченко не превращает комментарий в исполнение бесконечной оды любимой команде.

Болеть в репортажах Владимир Никитович позволяет себе исключительно в международных матчах, что только добавляет им красок.

Во-вторых, Маслаченко потрясающе позитивен. Я не могу вспомнить комментатора Маслаченко злым, негативно настроенным, депрессивным. С экрана он приветствует всех улыбкой, а в глазах блестит лукавство, словно знает Маслаченко какой-то секрет, которого мы ещё не знаем, и с которым он с нами, так уж и быть, поделится.

Маслаченко не подстраивается под эпоху, сохраняя свой, неповторимый стиль. Подражать ему бессмысленно, повторить - невозможно.

Дай Бог, чтобы оставался он с нами как можно дольше.