6 мин.

Коллина-лайт

В воскресенье, 11 июля, Говард Уэбб имеет все шансы стать великим, оказавшись в одном ряду с такими людьми, как, например, Шандор Пуль и Пьерлуиджи Коллина. Говард войдет в историю как третий судья, отработавший на финалах Лиги чемпионов и Кубка мира. Причем, в отличие от Пуля и Коллины, Уэбб сделает это на протяжении одного сезона.

Если Говард Мелтон Уэбб, полицейский из Йоркшира (сейчас проживает в Лондоне), не станет главным героем финала, отсудив качественно и не привлекая к себе лишнего внимания, то со спокойной совестью 14 июля, через три дня после самого значимого события в карьере, отпразднует свой 39-й день рождения.

Уэбб только в последнее время стал восприниматься болельщиками как элитный арбитр – в европейском судейском корпусе образовался недостаток авторитетных судей после того, как завершили карьеру Коллина, Мерк и Михел. Таким образом, УЕФА и ФИФА вынуждены делать ставку на судью с противоречивой репутацией, которого у себя на родине не все считают достойным такого доверия. Как и у любого арбитра, у Говарда есть пара скелетов в шкафу, но самым громким скандалом с его участием был матч Евро-2008 Австрия-Польша. Тогда англичанин назначил очень сомнительный пенальти в ворота поляков на последних минутах матча за то, что Левандовски якобы дернул за футболку Прёдля. Прибить Уэбба тогда грозился премьер-министр Польши Ярослав Качинский (брат погибшего под Смоленском президента), а болельщики «кадры» объявили за его голову вознаграждение в 25 тысяч долларов. Сам Говард признал свою ошибку, но не в том, что назначил пенальти, а в том, что засчитал гол поляков, забитый из положения «вне игры».

Судейскую карьеру сержант полиции Говард Уэбб начинал в 1989 году, работая ассистентом арбитра в футбольной лиге родного Ротерхэма, небольшого йоркширского городка. Отец Говарда тоже был судьей, правда, до таких высот, как его сын, не добирался. В 1998-м Уэбб стал работать в премьер-лиге судьей на линии, параллельно обслуживая матчи Конференции в качестве главного арбитра. В 2000 году он вошел в число судей, обслуживающих матчи футбольной Лиги, спустя три года был приглашен для работы в элитном дивизионе, а в 2005-м стал арбитром ФИФА, отсудив товарищеский матч между Северной Ирландией и Португалией.

В августе того же года Говард получил назначение на свой первый финальный матч в Англии, став главным арбитром Суперкубка («Коммьюнити Шилд») между «Челси» и «Арсеналом». И лишь в 2006 году Уэбб начал работать в Лиге чемпионов, оказавшись пассивным участником погрома, учиненного «Лионом» румынскому «Стяуа».

Вообще говоря, к судье Уэббу трудно применять эпитет «пассивный» – бывший полисмэн всегда старается общаться с игроками, мимикой и жестами давая понять, кто на футбольном поле главный, да и спорить с качком 188-сантиметрового роста решаются не все. Прозвище Уэбба – «Пьерлуиджи Коллина-лайт» связано, естественно, с отсутствием растительности на голове, что дает повод для выдвижения гипотезы о том, что хороший арбитр может быть только лысым. Гипотезы спорной, потому что подслеповатый судья Мартин Ханссон, судивший приснопамятную игру Франция – Ирландия, тоже не был особо волосат.

Говард Уэбб не считается большим любителем удалений и предупреждений. Он, как истинный английский судья, дает играть в меру жестко и относится к противникам всякого рода симуляций. Однако в финале Кубка Лиги 2007 года между «Челси» и «Арсеналом» он здорово порезвился, выгнав с поля Оби Микела, Адебайора и Туре и показав еще семь желтых карточек. В премьер-лиге предупреждения он выносит в среднем трижды за игру, удаляя игроков не чаще, чем 2 раза за 10 матчей.

Противоречивость Уэбба можно оценить по тому, как сэр Алекс Фергюсон в разные годы называл его «убийцей «Манчестер Юнайтед» и «довольно неплохим и перспективным рефери» – естественно, в зависимости от того, как играла его команда в обслуживаемых Говардом матчах. Жозе Моуриньо в бытность менеджером «Челси» удостаивал Уэбба скупой похвалы, что можно расценивать, как очень серьезный комплимент из уст Особенного, крайне редко отзывающегося положительно о ком-то кроме своих игроков. Зато на экс-копа жаловались Бенитес и Венгер, что, впрочем, можно расценивать как интершум – в АПЛ нет таких арбитров, которыми были бы полностью довольны мсье Арсен и дон Рафаэль.

В Англии были очень удивлены тем, что УЕФА назначила Уэбба главным арбитром финала Лиги чемпионов, отметив, что это связано с редким в последнее время случаем – отсутствием английских команд в финале. Что уж говорить теперь, когда Говард станет вторым английским судьей в истории финалов чемпионата мира. Интересно, что первый, Джек Тейлор, являющийся сейчас послом футбольной Лиги, оказался нефартовым для голландцев, проигравших финал ЧМ-1974 немцам. И это несмотря на то, что Тейлор принял смелое решение поставить пенальти в ворота хозяев чемпионата на первых минутах матча.

Не очень довольны назначением Уэбба и испанцы, которые считают, что англичанин свистел сугубо в одну сторону в первом матче чемпионов Европы на ЧМ против швейцарцев. Да и вообще, любой английский арбитр для испанских болельщиков – изначальное зло. Все же стиль игры испанских клубных команд и сборной страны не очень располагает к либеральному судейству англичан, закрывающих глаза на жесткую борьбу и мелкий фол, которые обычно являются оружием соперников испанцев. Несмотря на то, что голландская команда славится техничными игроками, испанцы переживают, как бы Уэбб не стал позволять слишком многое «оранжевым терминаторам» Де Йонгу и ван Боммелю, от успешной игры которых будет зависеть судьба золотых медалей.

Говард Уэбб отсудил на нынешнем ЧМ три матча (Испания-Швейцария и Италия – Словакия в групповом раунде и Бразилия – Чили в плей-офф) сумев избежать громких скандалов. Как считают скептики, во многом потому, что ему повезло с матчами – бразильцы устроили одностороннее движение, где было трудно навредить арбитражем, отвратительная игра чемпионов мира заставила забыть о спорных моментах, возникавших по ходу матча, а недовольство испанцев было не совсем обоснованным. Из увиденного стоит отметить показательный момент с падением Лусио в штрафной чилийцев, когда фол на защитнике «Интера» имел место быть, но бразилец взлетел в небо так картинно, что Уэбб был ближе к тому, чтобы показать желтую карточку за симуляцию, чем к назначению довольно очевидного пенальти.

В общем, большим любителям картинных падений, которые есть в составе обеих команд (Пике, Бускетс, Роббен – это только те, кто поймался на «рисовке» в последнее время) нужно немного умерить пыл. Уэбб считает симуляции одной из самых больших бед современного футбола и очень не любит, когда игроки корчатся на газоне и молитвенно заламывают руки. Кроме того, Уэбб не один раз говорил о том, что является сторонником внедрения передового регбийного опыта с отодвиганием стенки поближе к воротам, если игроки обороняющейся команды выбегают из нее раньше времени. То есть отодвигать стенку будет очень тщательно, что не может не понравиться Уэсли Снейдеру – знатному умельцу делать опасные прострелы и навесы, да и просто любителю выстрелить со штрафного.

В финале Лиги чемпионов, триумфальном для «Интера» (и персонально Уэсли Снейдера, одного из трех голландцев, участвовавших в том матче), Говард Уэбб был практически незаметен, чего пожелаем ему и в воскресенье – ведь лучшей оценкой работы арбитра является превращение его в человека-невидимку для болельщиков, получающих удовольствие от футбола, а не с пеной у рта доказывающих неправомерность судейских решений.

«Я был полицейским. И я следил за соблюдением закона, но я эти законы не писал» – чертовски верное высказывание Говарда Уэбба, судьи, который в воскресенье закроет самый успешный футбольный сезон в своей жизни. Завершающийся чемпионат мира может заставить ФИФА подправить кое-что в консерватории, но хочется, чтобы поводом для этого стали уже свершившиеся ошибки итальянца Розетти и уругвайца Ларрионды, а не какие-либо ляпы простого йоркширского служителя порядка.