Суперклуб с завода ЗИЛ
Перед входом на четвертое поле стадиона имени Стрельцова стоял маленький лоток с сувенирной продукцией. Дороже всего, по 350 р, были значки, по виду как минимум десятилетней давности. Там были «Торпедо – шахматный клуб», «Торпедо-ЗИЛ – Победитель второй лиги-Запад 1998», значок с буквой «Т» на фоне клюшки и по цветовой гамме затесавшийся в этот эклектичный набор Newcastle United.
– А это че, магниты? Зиловские? А «Торпедо» нет? – спрашивали у продавца.
– Я не знаю, – растерянно тянул продавец, глядя на россыпь букв «Т» перед собой. В торпедовских сюжетах так просто не разберешься.
В этот раз играли «Торпедо» и СК «Торпедо». Первые в черно-белом, вторые в зеленом. Болельщики пришли на первых. Вторые – на самом деле это фарм-клуб «Торпедо-ЗИЛ», который из второго дивизиона и принадлежит Мамуту.
А народ пришел самый различный – много людей далеко за пятьдесят, много просто взрослых, но в достатке и молодежь – от 14-ти до 3-х; последние, понятно, с папами.
Игра интригой не блистала – «Торпедо» только и делало, что пыталось забить. Сделать это получилось в самом начале, а потом до перерыва, несмотря на один за одним моменты – как-то не очень. Говорят же, что реализация – признак мастерства; значит, все как надо, правда третья лига.
– Сынок, ну ты чего? – после каждого запоротого момента вопрошал сосед рядом ниже.
– У-А, У-А, «Торпедо» Москва! – кричали фанаты. – На свете есть одна лишь сила – суперклуб с завода ЗИЛ!
Суперклуб кричалку оправдывал – возил зеленых как хотел. Только что не забивал.
– Сынок, ну что ж ты делаешь?! – переживал мужчина.
Не то чтобы всерьез – на самом деле итог был очевиден. А на трибунах по всему было понятно – выходные. Кто обсуждал купленные недавно бутсы, кто планы на вечер, а кто-то рассказывал историю раскола. История была такова:
– Все началось в 1996 году со статьи Григория Лекуха в еженедельнике «Футбол». В ней он жаловался на то, что новые времена настали, у кого-то есть спонсор, а у кого-то нет. Тогда у завода вообще денег не осталось, он собирался команду прикрыть, и Валентин Иванов, наша легенда, пришел к Алешину и предложил ему взять команду; Алешин согласился. После этого начался раскол. Тогда был такой директор ЗИЛа Носов – их там было два брата, не помню его имени. В 96-м году один из этих братьев скончался, а в 97-м его брат создал новую команду, которая называлась «Торпедо-ЗИЛ». Она со временем вышла в высшую лигу и преобразовалась в команду ФК «Москва». В 2005-м году по инициативе небольшой части болельщиков «Торпедо» образовалась команда «Торпедо-РГ» – они не принимали команду, которая перешла в «Лужники». Надо учесть, что, когда «Торпедо» попало к Алешину, оно целый год называлось «Торпедо-Лужники». Это очень многих отпугнуло, хотя в 98-м году от этой приставки избавились. Вот так, если вкратце рассказать. Но это очень болезненная для меня тема.
Кому-то просто было холодно:
– Эх, козырек бы сюда!
– Это Алешин во всем виноват, сейчас бы в «Лужниках» играли...
Народ ходил на трибуну и обратно, общался с теми и этими, играл в PSP – просто приятно проводил выходной день. А после счета 0:5 даже начал слегка симпатизировать СК.
– Кузнечики, ну вы попрыгайте хоть для приличия, – сочувствовал им мужчина в возрасте. – Все, мы теперь за зеленых.
Зеленые забить так и не смогли. А белые с такими победами, может быть, и до дерби основных «Торпедо» когда-нибудь доберутся.
– Закончили 6:0, – рассказывал кому-то по дороге со стадиона молодой парень. – Как играли? Не знаю, мы на второй тайм не ходили. Коньяк пили.
«I just called... to say... I love you» – доделывались под молчаливую мелодию на пустеющем стадионе знакомые слова. Вот примерно за этим сюда все и пришли.