15 мин.

Обзор ЧР-2026 среди одиночниц

Чемпионат России – особенный турнир, с какой стороны ни посмотри. В нормальные времена на нём разыгрываются квоты и места в сборной. В нынешние – без квот, но это самый престижный турнир в сезоне. Кстати, успехи на нём, как и на юниорском Первенстве, отображаются в анкете спортсмена на сайте ISU. ЧР – единственный внутренний турнир с показательными. А ещё на нём всегда особенная атмосфера из-за близости Нового Года. В отдельные сезоны и в отдельных видах на Чемпионате России собирается сильнейший состав, который оставляет далеко позади даже Чемпионаты Мира и Олимпийские Игры. Стал ли таким турнир одиночниц на ЧР-2026, пока говорить рано, а вот для сравнения с прошлыми сезонами и для оценки текущего уровня в женском катании пищи для размышлений достаточно.

Ввиду скоротечности карьер в женском одиночном, этот вид на ЧР – самый динамично меняющийся с точки зрения состава. По сравнению с ЧР-2025 список участниц обновился ровно наполовину. Однако и с ЧР-2024 до нынешнего добрались 8 человек. Выходит, сформировался некий устойчивый «костяк», который был бы больше, если Алина Горбачёва не получила травму. На формирование такой устойчивой группы повлияло повышение возрастного ценза. Благодаря этому фактору часть группы дебютировала в возрасте 15-16 лет, а новый приток фигуристок такого возраста оказался перекрыт. ЧР-2026 стал первым после паузы, где эта ситуация изменилась, и появилось пополнение из числа прошлогодних участниц юниорского Первенства. Но обо всём по порядку.

В части опытных участниц Чемпионата России очень большой интерес вызвала Камилла Нелюбова. Год назад эта фигуристка была 16-ой, а теперь она 7-ая. Два чистых проката с её стороны – не случайность, а закономерность, ведь уже на этапах Гран-При были пусть и небезупречные, но достойные выступления. Очевидно, что она вышла на принципиально новый уровень по сравнению с прошлым сезоном. И заслужила место в сборной, хоть и вряд ли де-факто получит его. В самом деле, тройные аксели отличные, другие прыжки тоже качественные, с непрыжковыми, пусть не идеально, но справилась. Компоненты… Камилла неплоха. Да, если сравнивать с лидерами, разница будет не в её пользу, но по сравнению с Диной Хуснутдиновой, такого провала во второй оценке нет и близко. Тем не менее именно Дине Камилла проиграла общую сумму именно за счёт разницы в компонентах в пользу Дины! Это – ярчайший пример того, когда результат был определён худшим отношением судей при лучшем прокате. Особенно это было заметно в короткой программе, и раньше по сезону. Похоже, будто Камилла всё ещё была в представлении судей слабой, ни на что не претендующей фигуристкой, которой разово повезло откатать лучше, чем обычно, и ей очень уж явно, если смотреть на связь между оценками и уровнем катания, занижали баллы относительно других. В произвольной на ЧР ситуация стала улучшаться, но пока этого мало. Что ж, посмотрим, что будет дальше. Выбивать себе место под солнцем – нелёгкая задача, но постепенно, если продолжать выступать столь же успешно, судьи вынуждены будут начать с ней считаться.

Дарья Садкова турнир провалила. Почему всё не так, как годом раньше? Есть частная версия, что раньше она выходила на произвольную после 8-го места в короткой, и не грузила себя лишними ожиданиями. А теперь требовала от себя достойного проката после прошлогоднего серебра и золота с недавнего этапа Гран-При, где удалось даже опередить Двоеглазову… И вот результат. Если говорить в целом, то провалы Садковой явление привычное –это прослеживается ещё с её первых выступлений по юниорам. Видимо, человек плохо умеет справляться с давлением, к сожалению.

Ксения Синицына (самая старшая из действующих – аж 21 год даме) приблизительно держит свой прошлогодний уровень, только уровнем этим она вряд ли удовлетворена. Ей бы, наверное, хотелось как Фроловой или Муравьёвой, но… Набрала на несколько баллов меньше, чем год назад, и сползла на одну строчку вниз.

Вероника Яметова сдала позиции. Прошлые выступления её были в борьбе за сборную, она становилась 5-ой, 6-ой и 7-ой. Теперь 12-ая. Основная проблема – трудности с докрутом каскада 3-3. Это тревожный сигнал, бывали примеры, когда после таких трудностей техника вообще разваливалась. Как будет на этот раз, заранее неизвестно, но, учитывая приток новых участниц в будущие годы, вернуться на прежние позиции в любом случае будет сложно.

Ксения Гущина обычно стабильна, но на этот раз выступила с нетипичными для себя недочётами, и набрала на 10 баллов меньше, чем годом ранее. Но прошлогоднему результату проиграла всего одну строчку. Возможно, это разовая неудача, из которой не следует делать далеко идущих выводов. В целом по сезону она своего максимума не показывала, но и много тоже не теряла.

Елизавета Куликова – противоположность Гущиной с точки зрения динамики. Набрала на 10 баллов больше, чем год назад. Показала максимум своих возможностей. И поднялась с 12 места на 8-ое. Обращает внимание на себя тот факт, что оценки ей дали повыше обычных, несмотря на общую тенденцию к занижению.

Между 8-ым местом Куликовой и 7-ым Нелюбовой оказалась большая разница, которая отделяет 7 фигуристок от основной массы. Среди первой семёрки ультра-си не показали только двое – опытные участницы ЧР Анна Фролова и Софья Муравьёва. Фролова – в своём репертуаре, с достойными для себя прокатами, в которых мало кто может найти объяснение, каким таким образом ей чуть не досталась бронза, в обход трикселисток Хуснутдиновой и Нелюбовой. Открываем протоколы и видим – компонентами обошла. Они вторые в обеих программах. Муравьёва прошла по лекалам прошлого сезона – боролась за чистый прокат произвольной программы и к ЧР добилась этой цели. Но подвела короткая. Зато её компоненты – третьи в КП и первые в ПП. Много копий сломано на тему того, почему Фролова и Муравьёва так высоко. Вообще, Муравьёва по компонентам, как по мне, действительно хороша – будь то хореография, скольжение или презентация. Другое дело, что, может, таки не тянет на одну из лучших в истории? А Фролова – неплоха, конечно, но не в числе лидеров тем более. Так где же логика федерации в их оценках?

Первое, что приходит здесь в голову – федерации нужны такие фигуристки, которые могут чисто катать без ультра-си и получать хорошие баллы. Вот только с чего кто решил, что Фролова и Муравьёва будут получать на международке много? Понятно, если речь бы шла о Валиевой или, к примеру, о титулованной Щербаковой… Но из тех, кого не судили иностранные судьи, какую-то уверенность, полагаю, можно питать разве что в отношении Дзепки. А здесь… Спорно. Есть, конечно, версия о влиянии тренерских штабов, но это всё едва ли можно проверить, хотя и опровергнуть тоже трудно. Мне больше нравится другая. Фролова и Муравьёва старше большинства других участниц, да и вообще действующих фигуристок. Возможно, их поддержка – это стимул для других, потому что старшие одиночницы без ультра-си ещё могут пригодиться. Федерации очень не хотелось бы, чтобы такие фигуристки сразу опускали руки и смирялись с мыслью, что путь на вершину невозможен – такая ситуация была бы довольно опасна. Поэтому Муравьёва и Фролова выбраны инструментами для передачи этого посыла всем. Почему не Синицина – потому что она уже совсем редко катает чисто. А Гущина и Куликова всё-таки помладше. Не претендую на истину в последней инстанции – скорее это пища для размышления. Пока стимул играет скорее против других…

Что касается Аделии Петросян, то она выиграла третий раз и сравнялась с Анной Щербаковой по успешности фигуристок в современный период расцвета нашей женской одиночки. Мнения о том, не должна ли на её месте быть Двоеглазова, разделились. Но мне кажется очевидным, что, если бы обе фигуристки стартовали с одинаковых позиций и были бы дебютантками-юниорками, наверняка первой стала бы Алиса. Реальное преимущество в отношении судейства для Аделии трудно отрицать. Но в разрезе общей ситуации этот вопрос скорее второстепенный. Гораздо больше интересует готовность Аделии к Олимпиаде. И здесь, с одной стороны, мы видим тройной аксель, которого ещё недавно не было. А ещё успешные тренировки с тремя ультра-си в произвольной. С другой стороны – прокат ПП на ЧР был неудачным. Стоит ли делать из этого выводы о вероятности успеха на ОИ – наверное, нет. Но что точно можно отметить положительного – с тройным акселем больше вариантов, больше возможностей. Аделия в сложном положении, когда от одного турнира зависит не просто весь сезон, а вся карьера. И так это позиционируют не просто кто-то со стороны, а, судя по всему, сама спортсменка и её команда. Обстоятельства, при которых было выиграно третье золото ЧР, скорее всего отойдут на задний план относительно событий февраля 2026-го.

Что касается новых дебютанток, то среди них, привычно, есть часть тех, кто ни на что большее, чем просто показаться на ЧР, не претендует. Год назад это были Анисимова, Фурсова, Битюшкова, Третьякова, Чаплыгина. И мало кому интересно, куда они делись в этот раз и почему вместо них сейчас Пулина, Кудлай, Зубкова, Мазур… Но между тем, например, Арина Кудлай весьма неплохо себя показала, допустила на две программы две небольшие ошибки на флипе. Но набрала весьма скромные 187.18, потому что компоненты ей дали чрезвычайно низкие – чуть выше 57 в произвольной и 27,64 в короткой. Зато выступила близко к своим возможностям и оставила приятное впечатление. Чего не скажешь о Марии Мазур, которая стала последней, хотя это не просто неизвестный «ноунейм» - у неё были и успешные исполнения четверного когда-то, да и вообще – не её это место и не её баллы. Но либо с ней работают ненадлежащим образом, либо она по какой-то причине не могла выполнять нужный объём работы – поэтому такой слабый результат. Нельзя назвать полным провалом и выступление Марии Пулиной из группы Чеботарёвой, воспитавшей когда-то Михаила Коляду, где фигуристы обладают своим особенным стилем, однако, к сожалению, зачастую далеки от серьёзных результатов.

Несколько больший интерес из новичков представляют собой Мария Елисова и Анна Ляшенко. Елисова была бы ещё одной фигуристкой, просто участие на ЧР для которой - потолок, но она обращает на себя внимание, и, наверное, претендует на что-то большее, потому что довольно стабильно приземляет тройные аксели. В её программе есть цельность, есть другие прыжки, есть непрыжковые, есть образ – но все аспекты необходимо улучшать по качеству, в настоящее время всё сыро, и ультра-си в данной ситуации не вытягивают вверх, а лишь частично компенсируют недоработки в базовых вещах, не давая опуститься до совсем уж низких баллов. Складывается несколько парадоксальная ситуация, когда более сложные задачи решены при наличии нерешённых более простых, что существенно уменьшает получаемые баллы. Многие считают, что Елисову опускают оценками судьи, иными словами, она проигрывает пресловутым бэкграундом, но по-моему, в отличие от Нелюбовой, в данном случае реальные недоработки играют гораздо более весомую роль. Что же до Анны Ляшенко, то вместе с ней 10 лет спустя на Чемпионат России вернулась Юлия Липницкая, пусть теперь не как фигуристка, а как тренер, но её в любом случае приятно вновь видеть на соревнованиях. Юлия, похоже, провела неплохую работу, ведь её ученица справилась без единой ошибки с обеими программами и показала стандартный набор прыжков без единого недокрута, со всеми каскадами во второй части, вкупе с хорошими непрыжковыми. Компоненты пока низковаты, но есть сумма за 200 баллов, и не видно, где и за счёт чего эта фигуристка может прямо сейчас заметно прибавить. Скорее похоже на то, что был показан текущий максимум её возможностей, значит, Липницкой присваиваем условный «плюсик» и ждём, какие ещё у неё будут ученики и как будет выступать кто-то ещё более способный.

Из тех, кто ожидался в качестве пополнения из бывших юниоров, год назад наибольший интерес представляли Двоеглазова и Цыпухина. И если с первой всё в порядке, то вторая в текущем сезоне появилась лишь раз, выглядела беспомощно и на ЧР не отобралась. А вот Дину Хуснутдинову, как и Аню Ляшенко, особо в расчёт тогда не брали. Дина была на Первестве-2025 аж 13-ой и вряд ли бы запомнилась, если бы не 3А. Но вот она перешла в Хрустальный к знаменитым тренерам, и там её… улучшили. Ассоциации такие, что раньше Дина была как Елисова – с 3А, но кучей недобоработок в остальном, а теперь техническую часть ей довели до ума, и результаты возросли, но топовой фигуристкой она ещё не стала, потому что в компонентах проигрывает лидерам очень много – и это видно невооруженным взглядом. Просто как другой, более низкий класс, будь то хореография или презентация… Наверное, времени прошло немного, на всё не хватало, и начали с более важного, но на сегодняшний день 6-ое занятое место – это ещё высоко. Хотя на этапах были и призы, поэтому интрига, хватит ли нынешнего состояния для борьбы за медали, была, но судьи решили – не хватает, и решили, на мой взгляд, логично.

Мария Захарова выиграла бронзу – и это настоящий сюрприз, ведь с точки зрения претендентов на медали она выглядела скорее «тёмной лошадкой», которой сложно обойти сразу и Садкову, и Хуснутдинову, и при этом не оказаться ниже Фроловой и Муравьёвой. Но именно так и случилось. Произошло будто отражение прошлогодней ситуации, когда фигуристка с двумя четверными (Горбачёва), но нечистым прокатом, едва-едва обошла фигуристку без ультра-си (тогда не Фролову, а Муравьёву) и взяла бронзу. Хотя Мария оба квада сумела выехать чисто. Она – не вчерашняя юниорка, она в возрасте 18 лет дебютировала на взрослом уровне после двухлетнего перерыва. Но даже те, кто не забыл и ждал её возвращения, едва ли могли рассчитывать на такой успех, помня о том, какие результаты были по юниорам (неплохие, но и не топ), и помня о трудностях, которые были с 4Т. Это не говоря уже о длительности больничного и серьёзности травм, после которых был риск вообще потерять возможность бороться за высшие достижения в спорте. Но тяжёлая история закончилась благополучно, и мы неожиданно получили вторую фигуристку на взрослом уровне, кроме Горбачёвой, которая может исполнять ультра-си и бороться за пьедестал, не являясь при этом частью команды Тутберидзе-Дудаков-Глейхенгауз.

Серебро Алисы Двоеглазовой можно было спрогнозировать ещё в прошлом сезоне. Алиса стала первой топовой юниоркой, которая попала на ЧР по новым возрастным правилам. Если раньше дебют был в возрасте 14 или 15 лет (в зависимости от половины года рождения), то сейчас – в 16-17. 16 лет – это возраст выхода во взрослые по старым правилам для второй половины года, например, так дебютировали Медведева и Косторная. Алисе 17. Но в любом случае это возраст «наилучшего шанса», когда наиболее высока вероятность успешно показывать более сложный контент и ниже вероятность проблем с пубертатом или травмами. Так что вчерашние топ-юниорки всё равно будут оставаться основными претендентками на медали взрослого ЧР. Алиса эту мысль подтвердила. Можно рассуждать, уж так ли она сильна, если ни разу не сделала 3 четверных в сезоне, а конкретно на ЧР приземлила один… Но ультра-си есть, в остальных аспектах она хороша, и является одной из сильнейших фигуристок как в России, так и в мире. Надеется на допуск на взрослый уровень к следующему сезону, будь то Гран-При, а может и главные старты. Возможно, именно к ней будет вскоре будет приковано наше наиболее пристальное внимание…

Пройдясь по персоналиям, стоит сделать общие выводы о том, не просела ли наша женская одиночка за минувший год. Но по баллам сравнивать точно некорректно – тенденция на снижение ГОЕ и компонентов для большинства участниц была заметна по сезону – сохранилась и на главный турнир. Со своими баллами год назад Мария Захарова стала бы только седьмой. Но это совсем не значит, что общий уровень турнира снизился. Особенно если учесть, что даже при более скупом судействе сумму за 200 баллов набрали 10 человек. Как и годом ранее.

Даже в отсутствии Алины Горбачёвой, на ультра-си шли 8 фигуристок. Почти половина. Даже за вычетом Марии Мазур, которая стала последней, и Дарьи Садковой, у которой тоже не получился единственный четверной, остаётся ещё шестеро, которые хоть что-то, но сделали. Для сравнения: в прошлом году с ультра-си были только призёры, т. е. трое. Два года назад были пятеро, но это с Валиевой, чей результат в итоге аннулировали. По количеству ультра-си были два года назад успешно сделаны 2 трикселя и 3 четверных. Год назад – 2 трикселя и 5 четверных. Ныне – можно засчитать 7 трикселей и 3 четверных. В целом, выводы однозначные – приток «новой крови» пошёл на пользу, о падении общего уровня выступлений речи не идёт, несмотря на повышение среднего возраста участниц. Это важный положительный момент. Но нельзя не отметить куда менее приятное обстоятельство, что за вычетом тех, кто не мог бы по возрасту выступать на взрослом уровне в текущем сезоне, как успешных ультра-си элементов, так и их авторов становится в 2 раза меньше… Но всё равно это не хуже, чем раньше.

А что дальше? Дальше – интереснее. Во-первых, большие надежды связаны с тем, что ISU либо самостоятельно, либо после судебного иска, допустит хотя бы некоторых фигуристов в нейтральном статусе до международного сезона 26/27, поэтому на следующем Чемпионате России можно будет хоть кому-то хоть куда-то отобраться. Во-вторых, пополнение среди одиночниц намечается интересное: Лидия Плескачёва, София Дзепка, Агата Петрова – из числа наиболее заметных нынешних юниорок. Они не будут претендовать на гипотетическую квоту, но за медали кто-то сможет побороться. В-третьих, многими ожидается возвращение на соревнования Камилы Валиевой, чья дисквалификация подошла к концу, а там… Кто знает, может быть, и ещё какие-то сюрпризы будут. Был же в этом году сюрприз с Марией Захаровой…

Так что будем ждать и следить за дальнейшей историей женской одиночки в России в целом и национальных чемпионатов в частности. Пусть пока нет причин говорить о серьёзном спаде из-за повышения возрастного ценза, время для того, чтобы полностью перестать беспокоиться на этот счёт, ещё не пришло. Ну а ЧР-2026 становится частью истории, как и прошедший 2025-ый год. Все мы надеемся, что он стал последним в условиях почти полной изоляции.

С Новым Годом и наступающим Рождеством!

P. S. Фото взяты из группы ФК Love и сайта ФФКР.