Молчать, терпеть и не рыпаться. Кодекс нашей фигурки конфликтует и с реальностью, и сам с собой
Этический кодекс, принятый нашей фигурной федерацией, удивительно противоречивый документ. Он конфликтует одновременно и с реальностью, и с человеческой природой и порой сам с собой.
Так, тренерам, фигуристам и судьям Кодекс одновременно рекомендует «воздерживаться от публичных высказываний», но «содействовать СМИ» в получении информации – правда, непременно испросив дозволения у пресс-атташе ФФКР.
Ольга Ермолина – пресс-атташе федерации
Окей, хотят контроля, можно понять, в нашем фигурном катании очень разговорчивое сообщество. Ягудин с Плющенко уже 20 лет никак не угомонятся, например.
А как вам такое: тренерам приглашать к себе в группу фигуристов категорически нельзя, а если сами придут проситься, то разговоры нужно пресекать и звонить их текущим наставникам. Как при этом должен выглядеть переход — непонятно. Через тотальное посредничество федерации? Я уж молчу о ресурсах, которые на это потребуются (среди юных спортсменов — переходы дело регулярное).
Но и в гипотетической ситуации, когда ты только начал искать нового тренера (пусть даже через федерацию) провалить просмотр легко, а вот наладить отношения со своим старым тренером, поставленным в известность, может быть непросто. Тут на ум приходит история Алисы Лозко (на фото ниже), которую в Питере не простили за просмотр в «Хрустальном», в итоге — нет карьеры нигде.
Кстати, о гипотетических ситуациях: тренерам, спортсменам и судьям строжайше запрещено отвечать на вопросы СМИ формата «что если…?», когда речь идет о прошедших соревнованиях.
По сути, вообще никак нельзя комментировать результаты, подвергать сомнению судейство, давать критическую экспертизу на этот счет даже в собственных соцсетях. Была бы воля федерации, критику запретили даже фанатам. Но пока сидеть с плакатом «Мы знаем правила!» на трибунах все еще можно. Выдохнули.
Еще из запретов для тренеров. Если поступило предложение от иностранной федерации на смену флага вашего спортсмена — никакой самодеятельности: тут же нужно звонить федерации. Чиновники все решат за вас и может быть за спортсмена.
А для спортсменов отдельно прописали пункт о том, что надо достойно принимать поражения и обязательно являться на награждение, независимо от результатов и вашего к ним отношения. Посвящение Пекину-2022, ясно как день.🤦♀️
В общем, молчать, терпеть, не рыпаться и никуда — не дай Бог! — не переходить. А судьям ничего нельзя рассказывать о своей работе и желательно не вести соцсети (а то вдруг на селфи в кадр попадет краешек монитора для выставления оценок).
Вообще, сам по себе Этический Кодекс — это хорошо. Разумная мера от разгула Алексея Железнякова! И будем... нет, не работать дальше, а присматриваться, как все это заработает на самом деле: с помощью такого документа можно и гайки закрутить до предела, и чистой формальностью на бумаге отделаться. Правда, хотелось бы остаться где-то посередине и добавить некоторые корректировки.
Ведь наказания прописаны такой шкалой: предупреждение — выговор — обязательство принести извинения — штраф — аннулирование результатов — дисквалификация — запрет занимать должности в ФФКР — исключение из сборной — запрет посещения соревнований. Так что все серьезно.
Телеграм-канал автора о фигурном катании
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Павел Лисицын; Gettyimages.ru/Matthew Stockman
Реальность: закрепление крепостных, затыкание ртов
- Спортсмены люди и не являются собственностью тренеров, школ или федераций
- Спортсмены имеют право на свободный выбор тренера или школы, могут выбирать исходя исключительно из своих собственных интересов
- Спортсмены имеют право рассказывать о своем опыте (о хорошем опыте и о плохом опыте), выражать свое мнение и эмоции. Спортсмены имеют право на критику.
- Травля спортсменов тренерами, физическое, вербальное и эмоциональное насилие тренеров над спортсменами не допустимы
- У тренеров есть ответственность не допустить травлю в группе
- У тренеров есть ответственность не допустить РПП у спортсменов
- Тренеры обязаны дать спортсменам время для выздоравливания после травм независимо от грядущих соревнований и всех других факторов
- Давать спортсменам допинг не допустимо
- Судейство должно оценивать исключительно происходящее на льду во время соревнования. Всех должны оценивать одинаково. Недопустимо судить отдельных спортсменов лояльно, а остальных строго. Недопустимо договариваться о судействе заранее.
- Менять правила часто, чтобы "помочь" отдельным спортсменам недопустимо
- Нанимать оплачиваемых людей, чтобы они писали негативные комментарии о конкурентах, недопустимо
- Несовершеннолетние спортсмены являются самой незащищенной группой. Во всех случаях их интересы учитываются в первую очередь.
Больше тайн, больше сора за закрытыми дверями и скелетов в шкафу
Спортсменов превратили в рабов, которые, как вещи, должны стоять там, где их поставили, не имея на этот счёт никаких своих желаний, амбиций, мнения, эмоций; это касается как тренировок у одного тренера, так и мест по итогам соревнований. Но, я уверен, спортсмены и тренеры такое отношение к себе стерпят, как терпели раньше, чем только потеряют к себе уважение, потому что невозможно уважать безвольных терпил. Занятие фигуркой всё больше напоминает занятие древнейшим ремеслом, когда люди за копеечку продают свои честь и достоинство. Та же самая Туктамышева ещё не раз скажет, что всё было честно и поучаствует в КПК, чтобы получить за это места позади всех блатных и вой комментаторов, что она толстая, старая, плохо тренируется и ничего не может, ну, посмотрите на неё, какая ей олимпиада.
Когда сотрудников заставляют работать в неподходящих условиях труда, они устраивают забастовку. Но фигуристов, кажется, устраивает лишаться медалей, титулов, призовых, репутации, карьеры и быть массовкой ноунеймов для блатных. Фигуристы могут делать любой выбор по жизни, но зачем, например, мне, как болельщику, болеть и переживать за тех, кто сам за себя не болеет и не переживает, кому нравится терпеть унижения и оскорбления?
Всё-таки зря Сашка прогнулась и вышла на награждение. Раз сказала, что не пойдёт, то надо было реально не идти ни за дунь-дунями, ни потом за медалями, а не просто бросаться громкими словами. Если бы не прогнулась, мировой резонанс был бы сильнее.
За что боролись, на то и напоролись.
- Спортсмены имеют право на свободный выбор тренера, школы или национальной федерации, могут выбирать исходя исключительно из своих собственных интересов.
И добавил бы подачу протестов как на свои оценки, так и на чужие. Обязать судей объяснять свои оценки любому фигуристу или тренеру при поступлении такого запроса и изменять их, если объяснения не соответствуют правилам.