Кровавые танцы. Алексей Горшков
Часть первая. Нора.
Это было похоже на сводки с фронта:
" Москва, 30 марта. Участница чемпионата мира по фигурному катанию венгерка Нора Хоффман была госпитализирована в Боткинскую больницу Москвы с подозрением на пиелонефрит. Как рассказал корреспонденту «БалтИнфо» тренер спортсменки Алексей Горшков, точный диагноз фигуристке врачи обещают поставить только в конце недели."
"... отравилась в Москве ... доставлена в столичную клинику с острой кишечной инфекцией ... экстренно госпитализирована ...
"25-летняя партнерша нашего соотечественника Максима Завозина, которая сейчас находится на тренировках в Москве, почувствовала недомогание еще на катке. Дома спортсменке стало плохо..." "Помимо неизвестной кишечной инфекции, медики подозревают у девушки острый панкреатит... Пока не берутся делать прогнозы относительно того, когда фигуристка сможет полноценно тренироваться..."
Нора Хоффман-Максим Завозин
Нора Хоффман - воспитанница Алексея Горшкова, прекрасная половина интернациональной пары, выступающей под венгерским флагом. Её партнёр Максим Завозин, был по-видимому, единственным человеком, который посещал девушку в больнице. Её тренер так и не удосужился это сделать. Конечно, менее чем через месяц в Москве должен состояться чемпионат мира по фигурному катанию. Безусловно, у Алексея Юрьевича много дел перед чемпионатом! Да вот незадача - единственная пара Горшкова, которая будет участвовать в нём - это именно пара Хоффман-Завозин... и Максим, не переставая готовиться к соревнованиям, успевает проведать Нору, а тренер - нет...
"Горшков признался, что еще не посещал свою подопечную в больнице. Обо всех новостях он узнает от партнера Норы – Максима Завозина. «Максим звонил мне буквально минут 15 назад», - сообщил Алексей Горшков корреспонденту «БалтИнфо»"
"Тем не менее, тренер спортсменки надеется, что она сможет выступить на чемпионате мира в Москве. Ее партнер не прекращает тренировки, правда, Завозин вынужден отрабатывать элементы программы в одиночестве.
«Нора уже принимает курс антибиотиков. Мы прикинули, что через неделю она может встать на ноги. Тогда план подготовки к чемпионату мира не будет сорван», - отметил Алексей Горшков." Нора и Максим не выступили на Чемпионате Мира. Оправившись от болезни, Нора вернулась домой в Венгрию, Максим, говорят, понемногу начинает заниматься тренерской работой в группе Алексея Юрьевича.
Как же это знакомо... победить любой ценой, не прерывать тренировки... совсем недавно все мы слышали, видели это...
Часть вторая. Настя.
Анастасия Платонова. О ней мало кто вспоминает сейчас... " В 2007 году Анастасия получила травму. Одновременно, у тренера Александра Жулина, тяжело травмировался партнёр Натальи Михайловой — Аркадий Сергеев. Чтобы не было простоя у спортсменов, Горшков и Жулин приняли решение объединить в пару Михайлову и Максимишина, работать с новой парой стал А. Жулин.
Наталья Михайлова-Андрей Максимишин
Оправившись от травмы Настя встала в пару с Александром Грачёвым, с которым на чемпионате России 2008 года они заняли 5—е место. Больше в сезоне 2007—2008 они нигде не выступали. Тренировалась пара у Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой."
Пара абзацев из Википедии, и за ними трагедия. Нет, всё так понятно и логично - на год выбывает фигуристка из группы, лечить травму позвоночника, и действительно чтобы не было простоя у партнёра ему нашли новую партнёршу... вернувшись, Настя оказалась никому не нужна.
«В прошлом сезоне последним стартом для нас с Андреем Максимишиным стала Универсиада в Турине, где мы заняли второе место, - напомнила Анастасия Платонова. - Весь сезон меня мучила травма – грыжа позвоночника, я каталась через боль, на уколах. А сразу после Универсиады легла в ЦИТО на лечение. Пока находилась в больнице, узнала, что Андрей начал искать себе новую партнершу. Я продолжала ходить по врачам и тоже стала думать о новой паре. В начале лета созвонилась с Сашей Грачёвым, чемпионом мира среди юниоров 2004 в паре с Еленой Романовской. Поговорили - и решили попробовать покататься вместе..."
Анастасия Платонова-Александр Грачёв
Ах, как это великодушно! Алексей Юрьевич не стал тревожить ученицу во время лечения - зачем расстраивать? Пусть будет сюрпризом ей, когда выздоровеет - то, что её партнёр скатался с новой партнёршей. Ничего, найдёт как нибудь нового - для Алексея Юрьевича она материал отработанный, незачем о ней беспокоиться...
Часть третья. Максим.
Совсем недавно все мы с замиранием сердца следили за судьбой Максима Шабалина. Это была, наверное, самая дикая история из всех, случившихся в группе Алексея Горшкова. Максим всё время уходил от расспросов насчёт его ног, журналисты писали порой противоречивые статьи, что же было тогда?
Апрель - май 2007 года, конец сезона. Максим порвал мениск правого колена. Сделал глупость: месяц гастролировал с шоу Ильи Авербуха на уколах. Казалось бы, с кем не бывает, половина танцоров катаются без менисков, уж такова специфика танцев на льду: отсутствие прыжков и связанных с ними травм компенсируется убитыми коленями спортсменов. Прооперировался, восстановился, как ему казалось, и в июле продолжил тренировки. Но перегрузил, по-видимому, левую ногу. Так часто бывает: пытаясь разгрузить больное колено, человек начинает сильнее опираться на здоровое. Но как-то обидно и нелепо это звучит - пока ещё не начался толком сезон, пока нет ещё больших нагрузок - порвать мениск уже левой ноги
Максим опять прооперировал колено, но восстановление как-то не шло. Быть может, сказывалась относительно недавняя операция на правой ноге, и невозможность вновь перенести нагрузку обратно на неё, может поджимали сроки и неумолимо приближавшиеся этапы Гран-при. Впрочем, как говорил Максим, нога и не болела, её только "заклинивало". Что это значит - "заклинивало"? Разорванный мениск не обязательно даёт боль, надорванный клочок хряща может болтаться между поверхностями костей, образующих сустав, и время от времени ущемляться в щели между ними. Из-за этого нога на время перестаёт нормально сгибаться, потом это проходит, потом случается снова. Беда в том, что этот временный период относительного спокойствия обязательно заканчивается и наступает очередное обострение с настоящей болью и невозможностью наступить на больную ногу. Так случилось и с Шабалиным. Буквально в последний день перед отлётом на финал Гран-при 2007года в Турине, во время тренировки Максим по словам его партнёрши Оксаны Домниной "на бортик от боли лез". Тем не менее поездку на финал Гран-при никто отменять не стал. Елена Вайцеховская, помню, рассуждала на эту тему в одной из своих статей тогда. Безусловно, гнать своего спортсмена на соревнования в состоянии когда он катается исключительно на уколах и силе воли, бесчеловечно, но ребятам светила победа в ФГП, а это значит - призовые, деньги, которые нужны на разные текущие расходы, коих у первой пары страны всегда немеряно.
Максим Шабалин, Оксана Домнина, Сергей Петухов, Алексей Горшков. ФГП-2007
Они выиграли тогда Финал Гран-при. А приехав с него, Максим сразу же угодил на операционный стол - на вторую за полгода операцию на том же, левом колене. А потом начался настоящий ад. Выйдя на лёд буквально через несколько дней после операции, через пару недель Максим взял золото Чемпионата Европы. КАК он сделал это - для меня, да и для многих людей остаётся загадкой. Это невозможно объяснить ни с медицинской, ни со спортивной, ни с человеческой точки зрения - как можно кататься так, как катался Максим на Европе - чисто, легко, ярко, безупречно в состоянии, когда на ногу и просто наступить-то нестерпимо больно...
Оксана Домнина-Максим Шабалин. ЧЕ-2008
Впрочем, цену за эту медаль он заплатил страшную - остался инвалидом. Именно так, потому что артроз коленных суставов, которым сейчас страдает Шабалин - это болезнь, как модно говорить, ограничивающая возможности человека. И то, что нам, по эту сторону бортика, это незаметно - вовсе не значит, что это не так.
После Европы Максим приехал в Одинцово и снова приступил к напряженным тренировкам - ну а как же, ведь Чемпионат Мира на носу! Но колено не выдержало, и спортсмен снова оказался в ЦИТО. Мениски были ни при чём (да и не было никаких менисков - откуда, всё вырезали давно), просто катаясь на незажившей ноге Максим разорвал внутренние связки колена, повредил жировое тело и внутреннюю капсулу сустава. Выйдя после операции, Максим постепенно понял, что приходить на каток в Одинцове он просто не может - не хватало ни физических, ни моральных сил, и пара сменила тренера, уехав в Америку к Наталье Линичук.
А теперь вопрос: а где был всё это время Горшков? Когда Максим в титановом корсете на больной ноге выступал на Олимпиаде в Ванкувере, многие из нас задавались одним и тем же вопросом: кто допустил, чтобы молодой перспективный спортсмен, первый танцор страны, дошел до такого состояния?
Алексей Юрьевич неизменно утверждал, мол, Максим сам в бутылку лез. Этой версии верили многие люди, допустим, это так. Юность-глупость-амбиции... первое золото Европы... Только у тренера есть, так сказать, право вето. Хотя бы по той простой причине, что он старше, опытнее, и вообще главный. И никто не мешал Горшкову, если уж Шабалин такой дурак и не понимал, что творит, ударить кулаком по столу и запретить поездки и на ФГП и на Европу. Он не стал этого делать, возможно потому, что опять: призовые, медали, почёт - всё это добавляет почёта и веса и самому тренеру...
Да и не похож как-то Максим на тщеславного юнца без мозгов, доводилось общаться - он скромен донельзя. Гораздо более похож на крайне ответственного человека, который, сцепив зубы, шел на всё, лишь бы только не подводить партнёршу, тренера, и страну, возлагавшую на него столько надежд...
После произвольного танца на Олимпийских Играх в Ванкувере, Максим не мог ни идти, ни стоять.
Есть ещё одна сторона - ФФККР. Обитель зла, и я готова с этим согласиться, вот только руководству Федерации явно не с руки было губить свою первую пару. Валентин Писеев говорил, что Горшков буквально на коленях вымаливал у него разрешение повезти только вышедшего из больницы Максима на Европу, и божился, что сразу после Европы спортсмен ляжет долечиваться, но долечиваться он лёг вовсе не потому что тренер пообещал это руководству.
Кажется, Максим Шабалин был единственным "отработанным материалом", о котором Горшков жалел. А, может, ему просто жалко было отдавать первую пару страны, а вместе с ней - опять же призовые, медали, почёт... По крайней мере, он не мог сдержать эмоций в своих интервью после ухода ребят, всё время напоминая, что они сбежали, бросили его совершенно бессовестно, оставили его без пар, потому что он отдавал им всего себя и другими парами не занимался.
Часть четвёртая. Катя.
Насчёт отсутствия других пар Алексей Юрьевич, конечно, преувеличивал. Группа у него была и есть, хорошая группа перспективных ребят. И в этой группе есть симпатичный перспективный мальчик Илья Ткаченко. С 2002г он катался с дочкой тренера Анастасией, в сезоне 2004—2005 они заняли третье место на чемпионате мира среди юниоров. В следующем сезоне последовал спад и уже на чемпионате мира среди юниоров 2006 года они были лишь 7-ми. Потом Анастасия из-за травм решила оставить фигурное катание и ушла в балет на льду.
Анастасия Горшкова-Илья Ткаченко
Следующей партнёршей Ильи стала Маша Монько, вместе они выиграли юниорский финал Гран-при-2008 г, и практически сразу после этого прекратили выступать вместе. Почему? Говорят, "Были проблемы со здоровьем партнерши, повлекшие за собой потерю формы." В результате Мария закончила свои выступления в спорте.
Мария Монько-Илья Ткаченко
А Илья сейчас выступает в паре с Екатериной Рязановой. И снова - как дежавю... На тренировке во время Канадского этапа гран-при Катя с Ильёй упали, Катя серьёзно повредила колено. Врачи сказали, что мениск не повреждён, травмирована внутренняя капсула, в суставе скапливается жидкость, которую Кате несколько раз пришлось удалять. Впереди - Московский этап, и Катя, со слезами на глазах, гробит здоровье на тренировках, не обследовав толком колено, МРТ ей сделали ПОСЛЕ Капы, практически через месяц после травмы.
Екатерина Рязанова-Илья Ткаченко, Cup of Russia-2011
И снова вопрос: стоило ли ехать на этап гран-при, если пара по всем раскладам не попадала в финал, если никакой прибавки к рейтингу эта поездка (и четвёртое место в итоге) не давала? Вряд ли. Мне кажется, было бы гораздо мудрей дать Кате пролечить ногу и спокойно готовиться к Чемпионату России, на котором пара безусловно должна была присутствовать. Но Алексей Юрьевич продолжает поступать в своём репертуаре: победить любой ценой. А если победа не светит (как ребятам на Капе) - так хоть поучаствовать. Любой ценой. В итоге Катя на Чемпионат России сбежала из больницы. Туда она правда попала вовсе не с коленом, за неделю до Чемпионата, Илья случайно задел локтем неудачно подвернувшуюся девушку, в результате она получила перелом носа и сотрясение мозга лёгкой степени. В сложившейся ситуации, третье место ребят на России - это, конечно, подвиг, и я искренне желаю Кате восстановиться за время праздников и подойти к Европейскому первенству в оптимальной форме, с зажившим коленом. А Алексею Горшкову я искренне желаю если не о спасении души вспомнить, то хотя бы о том, что у него в руках опять появилась пара, вполне способная претендовать на высшие ступени мировых первенств, и наступать на те же грабли как минимум глупо.
Эпилог
В последние годы стало модным ругать советскую спортивную школу. Называть её системой, которая во имя медалей и достижений безжалостно перемалывала кости спортсменам, калечила их, вплоть до того, что тренеры заставляли беременеть, а потом делать аборты спортсменок якобы ради повышения гормонального фона, служащего естественным допингом. Это более домыслы, чем правда. И именно из советской школы вышли Наталья Линичук, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова - наставники, исключительно внимательные к здоровью своих подопечных.
Да, на западе тренерам как-то не принято опекать спортсменов, отношения тренер-спортсмен сводятся к почасовой оплате занятий и мастер-классов и заканчиваются на пороге катка. У нас же, к счастью, большинство наставников помнят простое правило, которое поведала мне ещё моя тренер: когда к тебе приходит тренироваться спортсмен, ты становишься ему папой и мамой одновременно. Никто кроме тебя не накормит его, никто не успокоит перед соревнованиями, никто не поведёт его к доктору, если у него что-то болит. И только ты несёшь за него ответственность. Не перед людьми - перед собственной совестью.
На московском этапе Гран-при мне посчастливилось поговорить с Натальей Владимировной Линичук. Времени было немного, я отметила стремительный прогресс Пушкаш-Гуррейро, и не могла не поблагодарить за Домнину-Шабалина. Я никогда не забуду, как на глазах пожилой женщины, олимпийской чемпионки, выступили слёзы, когда я упомянула Максима. Она горько вздохнула, и сказала лишь одно: "Он пришел ко мне слишком поздно. Я ничем не смогла ему помочь"
Кто из тренеров, у которых спортсмены претендовали на чемпионство или были чемпионами, может похвастаться тем, что травм подобных, у его учеников не было?
Могу сказать, что ТАТ, например,которая к своим ученикам относилась как к детям, при всей любви к ней, не верила Ягудину, что у него болит колено и заставляла кататься! И тоже можно сделать вывод, что именно из-за нее он стал инвалидом. А с Платовым все в порядке было? Вернее, с его ногами?
Но они чемпионы, не так ли? Это ли не плата за медали высшей пробы? Я думаю, что каждый из них знал, чем рискует, когда выходил на лед снова и снова. и не тренер тут виноват.
Я бы не стала делать выводы однозначные из всего написанного, что Горшков гробит спортсменов.
К сожалению, такова специфика этого спорта, да и спорта высших достижений, в целом.
PS. А главное так и не было сказано - желание отдать Катю и Илью на воспитание к Линичук. Это правда? И НВЛ снова будет ведущим тренером?
А мне в глаза бросается совсем другое. У них явно очень хороший контакт с тренером, он тепло встречает ее у бортика, кутает в пальто, подает платочки. Может не надо себя накручивать и видеть негатив даже там, где его нет?
А про выступления с травмами... Это большой спорт, там здоровых людей в принципе нет. И психология у спортсменов совсем другая, для них выступать через силу - это нормально, это их жизнь.
Ой, Вы знаете, Москвина что-то мне тоже подозрительна в этом плане. То у Юки травмы, то у Смирнова, то Гербольдт вон. Вы на ее счет с федерацией тоже поговорите, пожалуйста.
Да, про Мозер не забудьте: там и Волосожар с травмой, и Траньков тоже.
В общем, Вы обратите внимание на других тренеров, они там что-то все мышей не ловят, наставьте их.
1. Спортсмены не хотят лечиться, т.к. не соревнуясь, не доказывая свой класс, они «скорее всего, оказываются на задворках жизни, не умея делать ничего, кроме, как выписывать выкрюки на льду».
2. И тренеры не хотят лечить спортсменов, т.к. теряют рейтинг своих пар, пары распадаются, теряется «смысл» их работы. Пусть будет ослепительный миг, а там - хоть трава не расти.
Везде рулят деньги.
Эта проблема - не разрешимая на сегодняшний день, к сожалению...(((