6 мин.

Очнись, страна! Ты должна полюбить Загитову

Перестаньте хныкать. 

Алина, что же ты натворила, а? Как ты могла? Как посмела? 

Эти вопросы проносились в моей голове, когда диктор по стадиону объявил новую олимпийскую чемпионку, а Ягудин с Журанковым продолжали обсуждать в трансляции телеканала «Россия» надрывно-похоронное «как долго Женя к этому шла»  и «какой трудный у нее был сезон». И, конечно же, «как обидно, что не бывает двух золотых медалей».

Минутами ранее в кадре застыло траурное лицо Этери Тутберидзе, которая утешала Евгению Медведеву. И оно понятно, она важнее, эта праведная скорбь, чем какая-то там вовсе не необходимая радость, ведь каждый день твои спортсменки становятся олимпийскими чемпионками, нафига их поздравлять.

Даже стадион приветствовал Алину Загитову как-то прискорбно. Видимо, у всех в голове вертелись те же вопросы, что и у меня.

В ожидании национального плача, соболезнований от глав государств в связи с трагедией и объявления трехдневного траура, я подумал вот о чем.

Алина ужасна. Ужасна, потому что родилась не на год позже или не на два. Ужасна, потому что занялась фигурным катанием. Ужасна, потому что посмела отобраться на Олимпиаду, выйти на лед, шикарно откатать. Ужасна, потому что посмела выиграть у самой. Сначала на чемпионате Европы, теперь здесь, на Олимпиаде.

Ведь это была не ее Олимпиада, правда?

Алина ужасна, потому что она обыграла Медведеву, которой отдали золото Олимпиады-2018 еще в 2016-м. Но дело не просто в баллах одного турнира. Алина, ужасная Алина, сотворила нечто гораздо более страшное, чем просто победа на Играх.

Она посягнула вообще на идею Медведевой. На все эти разговоры про технический блеск, стабильность, сложный контент, большинство прыжков во второй половине, мировые рекорды. На все эти невероятно инфляционные оценки, на десятки баллов превышающих лучшие прокаты Аделины Сотниковой, Юлии Липницкой, Мао Асады и многих других, вовсе не бездарных фигуристок. Ужасная Алина вышла и сказала: я техничнее, я стабильнее, я сложнее, я делаю не большинство, а все прыжки во второй половине. Ставьте мировые рекорды, я их побью через 10 минут. Зажимайте компоненты, я все равно выиграю. Алина Загитова, 15-летняя девчонка, превратила в театр абсурда все происходящее два последних года в женском фигурном катании.

Все эти адские компоненты Медведевой, все эти безумные плюсики на крохотных прыжках, все это «никого и близко нет», весь языческий восторг про «лучшую в мире», про «равную Плющенко», про «не то, что Сотникову». Она просто вынесла все это, ужасная Алина.

Да, как смогла, не обессудьте. Как могут просто талантливые дети. Они ведь не просят признания публики, оценок экспертов, титула «надежды страны». Они просто идут и рисуют. И те, кто учился в художественной школе годами, но рисует хуже, чем просто талантливые дети, никогда этого не примут. Даже если будут обниматься на камеру и мило держаться за ручки. А тем более, не примут их чокнутые фанаты. Потому что как можно.  

Ведь не было же в этом году ничего смешнее и тупее, чем попытка медийно противопоставить Медведеву и Загитову. Сказать «нет, Женя – это про катание, это про душу, а Алина – технарь и юниор». Противопоставить, как Ханю с Фернандесом, как Месси с Роналду. Ну потому что нет там катания. Нет – для тех, кто смотрит фигурку чуть больше, чем две недели. У Каролины Костнер в расцвете сил было. У Юны Ким было. У Киры Корпи было. У Сары Майер было. А у Медведевой было приложение к прыжкам. У юниорок Алены Косторной и Анастасии Губановой больше катания, чем у Медведевой. Но их противопоставляли, потому что страшно сказать главное. Загитова – это не противопоставление Медведевой. Это следующий уровень.

Загитова вынесла Медведеву примерно так же, как десятый айфон вынес бы четвертый. В этот момент неизбежны вопли: четвертый – это ретро, это винтаж, он мило подтормаживает, у него удобнее разрешение экрана, трещины на заднем стекле смотрятся высокохудожественно, он сделан «с душой» и вообще это произведение искусства. Нет, ребят, произведение искусства – это картины Клода Моне. А четвертый айфон – это просто гаджет, который хуже десятого айфона. Клодами моне фигурного катания никогда не были мобильные телефоны, не обманывайте себя.

Но я понимаю, почему страна не может искренне порадоваться за Загитову. Потому что ей 15 и это ее первый взрослый сезон. Потому что ее путь к успеху вызывает ревность – он слишком короткий. Потому что она слишком талантлива, чтобы ее любили. Потому что она не плачет после победы, даже если очень хочет. Смахивает слезинку и улыбается. Завидуйте. Ревнуйте. Свистите. Аналог «я молод, красив и богат, а все остальные мне завидуют» – только без слов. «Я молода, красива и я олимпийская чемпионка».

Страна не порадуется за Загитову, потому что у нас принято радоваться за других. Страна заслуженных и трудящихся, с-самых-низов-поднимающихся и грызущих землю, страна засучивших рукава, страна с совковыми установками «жизнь – это борьба» и «всего и сразу ни у кого не бывает». Страна, в которой уважают лишь за выслугу лет. Страна, в которой молодых называют щенками. Страна, привыкшая восхищаться людьми «так долго к этому идущих» и людьми «с трудными сезонами». Она, эта страна, никогда не примет просто талантливых людей.

Но она должна.

Очнись, страна, прошу тебя!

Перестань скорбить, когда твои 15-летние спортсменки выносят весь мир на Олимпиаде. Перестань жалеть заслуживших и упорных, порадуйся за талантливых и победивших. Празднуй, страна. Полюби Алину Загитову, как бы ужасна она не была, потому что обыграла Медведеву. Забудь ты свои тупые «обидно». Тебе вечно обидно, потому что ты вечно живешь кумирами.

Полюби этого 15-летнего ребенка, страна. Ведь нет ничего прекраснее, чем в первый же взрослый сезон закрыть лучшую фигуристку мира двух последних лет. Какого черта у тебя вызывает слезы не эта сумасшедшая победа одаренного эйджизма, а поражение Медведевой?

Полюби эту 15-летнюю девочку, страна. Даже если тебе больно, что она сказала «а король-то голый!». Дети, искренние дети, так иногда говорят, когда видят вокруг себя слишком много бреда.  

Полюби Алину, страна. Такой, какая есть. Девушку, делающую пятерной каскад на тренировке. Полюби ее. Тебе не нужно двух золотых медалей, страна. Тебе нужна одна.

Ведь она – твой единственный шанс.    

Другие тексты Ивана Кузнецова о фигурном катании: 

Мир победившего артхауса. Почему Хавьер Фернандес – самый гениальный фигурист эпохи

Финал всего. Почему вы всю жизнь будете вспоминать ликующего Скотта Мойра

_______

Подписывайтесь на блог

Я в соцсетях: Twitter/Facebook

Фото: REUTERS/Damir Sagolj; РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Harry How, Maddie Meyer