Кинорулетка #5. В четверг и больше никогда
«В четверг и больше никогда» - не самый известный отечественный фильм, зато со знакомыми всем нам актерами. Заслуженная Мама Советского Союза Любовь Добржанская, в этот раз находящаяся замужем за одним из своих самых известных экранных сыновей Иннокентием Смоктуновским; сам гениальный актер, который, как обычно, воплощает только ему подвластный образ человека из ниоткуда, особенного и непонятного, во многом даже юродивого, в данном конкретном случае слившегося с природой, окружающей его; ну и, разумеется, мистический Олег Даль, который обаятелен всегда, но знак «минус» ему все-таки идет несколько больше.
О чем кино? Да все больше о самой эпохе. 1977 год, отовсюду сквозит разочарование, вроде строили-строили, а в итоге здание—то немного обветшалое получилось, из которого хочется как можно быстрее выбраться, например – подальше, в заповедник, там живет чужая и непонятная мама вместе с кем-то там, неважно. Мама, конечно, глупая и вообще даром мне не нужен весь этот заповедник, но надо же хотя бы как-то разнообразить обстановку, а то тоска. Даже режиссер в дебюте снимает не главного героя со своей невестой, а по большей части стенку. Тут бы сказать, что стенка эта что-то символизирует, но это уж вы сами решайте.
Аналогии уставшего от всего и духовно мертвого героя Даля с Печориным слишком очевидны, поэтому, да, он герой того времени. Его двойники появлялись в то время в отечественном кинематографе достаточно часто – Миронов в «Фантазиях Фарятьева», Янковский в «Полетах во сне и наяву», в какой-то степени даже умилительный Басилашвили из «Осеннего марафона». Степень атрофированности моральных устоев у всех различная, но каждый из них знает, что выхода нет, и смысла тоже нет, но нужно как-то существовать.
Все, больше ни слова, ни спойлеров – пора смотреть и обсуждать, потому что картина этого стоит.
Автор текста Павел Хрусталев
Первые полчаса, как ты и пишешь, прописывали "стенку", и уже хотелось бросить насовсем. Слишком кривляется Смоктуновский (напомнил клоунаду обитателей дачи в "Утомленных солнцем" - фильме, который я у НСМ терпеть не могу), слишком неприглядна старуха, слишком все какое-то равнодушное и отстраненное, существующее само по себе. С приездом сына все начинается собираться, звучать более организованно и напоминать музыку. Хотя да, музыка эта истеричная, с нагнетанием того самого прединфарктного чего-то, что неизбежно.
Персонаж Даля вызывает огромное отвращение. Почему он такой, как он таким стал? а может мы все такие, если снимать нас скрытой камерой и именно рядом с близкими, на которых можно слить, что угодно и они даже не пикнут, особенно родители?
Как тяжело матери, которая была главой семьи, и терпела-терпела из любви, как же тяжело ей видеть, что ее самый родной и важный человек - не просто скотина, а облако в штанах с пустой душой. Вот он вроде бы что-то понял, согласился, покивал, извинился даже, и дальше идет куражиться и дальше живет из своей пустоты и никчемной тупости. Не друг, не единомышленник, просто какое-то непонятное тело, рожденное из тебя.. Ужасно больно. Для меня фильм про эту материнскую родительскую боль однажды с ужасающей ясностью понять, что твой сын - чудовище, про которое ты всегда через фильтры своей собственной любви ошибалась, всегда себе придумывала что-то утешительное. Но однажды все слишком проступает, и эта ясность способна убить
Фильм непростой, с первых кадров я сравнил его с книгами В.Распутина. Деревня с ее душой и характером. И душа - потемки, и характер - непростой.
Не могу не согласиться с Олей. Главный герой отвратителен - с первых кадров. В конце фильма он, конечно, уже изменился - но приятнее не стал.
И вот такой "конфликт" с главным персонажем позволяет глубже смотреть, не очаровываясь, не поддаваясь симпатиям. И тоскливо - тоскливо, что и тогда были и сейчас есть такие: умные, талантилвые, но неприятные люди, которых одинаково тошнит и от мира и от самих себя.
Крепкое кино. Я поставил 6,5 только потому что фильм попал не под то настроение.