12 мин.

Хабиб – идол Дубая. Мы нашли кроссовки за 730 тысяч в его магазине и голливудскую звезду у Бурдж-Халифы

Иван Ефимов проверил.

Дубай давно стал точкой притяжения для бойцовского мира: да, UFC проводит турниры в соседнем Абу-Даби, зато и боксеры, и MMA-лиги из разных стран часто выбирают для ивентов именно этот эмират.

В субботу в Дубае пройдет большой турнир PFL, на которым выступят восемь россиян (его эксклюзивно покажет Okko, главный бой – не ранее 22:00). Состоятся два титульника: чемпион-легковес Усман Нурмагомедов будет защищать пояс против британца Альфи Дэвиса, а непобежденные Шамиль Мусаев и Рамазан Курамагомедов подерутся за титул в полусреднем весе.

Своего веса Дубаю добавляет Хабиб Нурмагомедов, который открыл здесь магазин кроссовок и ресторан, регулярно бывает и хвалит город за безопасность. Мы приехали на турнир PFL, чтобы: а) изнутри увидеть, насколько это важное событие для местных; б) оценить масштаб культа Хабиба.

***

После московских морозов Дубай встретил солнечными +25, а билборды – анонсами турнира PFL. Рекламы так много, что от нее никуда не деться даже в отеле рядом с Coca-Cola Arena. Оцените, как непобежденный Шамиль Мусаев буравит гостей яростным взглядом:

Хабиб приехал в Дубай помочь команде – на турнире сразу семь его бойцов. Последний раз без Хабиба Усман подрался плохо – в январе 2025-го чуть не проиграл Полу Хьюзу. После этого публично пообещал, что не будет готовиться без главного человека команды.

Хьюз тоже мелькнул в нашем отеле – с привычной дерзкой ухмылкой. Но его не заметили, как и комментатора и экс-бойца UFC Дэна Харди. В это время Хабиб в соседнем эмирате Шарджа собрал аншлаг на бизнес-форуме для молодежи. Говорят, людей собралось так много, что желающие увидеть Нурмагомедова стояли в проходах и даже снаружи.

Хабиб выступал не как боец, а как предприниматель и лидер. Рассказал о секретах успеха, дисциплине и новых проектах в ОАЭ, включая открытие магазина кроссовок. Хабиб не скрывает, что для него ОАЭ – почти вторая родина. А его влияние, как видите, здесь раскинулось на разные сферы.

Хабиб продает в Дубае премиальные кроссовки. Мы увидели модель за 700+ тысяч рублей – в абсолютно пустом магазине

Общение с местными дало понять: о субботнем турнире PFL они почти не знают. Подозрения появились после разговора с работником отеля в лифте. На экране 24/7 показывали рекламу турнира, но тот про него не знал. И это с учетом, что отель расположен в шаговой доступности от арены.

При упоминании Усмана работник сморщился, словно усердно вспоминая. Зато на имя Хабиба расплылся в улыбке: «Он очень популярен в Дубае! Большая звезда – его все знают».

Это и хотелось выяснить: насколько Хабиб – большая звезда в Дубае. Он регулярно сюда приезжает, проводит мероприятия, дружит с местными шейхами. Два года назад ходили слухи, что Хабиб получил гражданство ОАЭ. А недавно он сказал, что считает Дубай лучшим местом на земле для детей:

«Самое безопасное место в мире. Единственное на Земле, где семья и дети выходят на улицу – и я не переживаю. Реально безопасно. И мне очень нравится здесь жить».

Эти слова совпали с бизнес-экспансией Хабиба: осенью он открыл в Дубае обувной бутик Send Location (так магазин описали в российских медиа) и анонсировал скорое открытие ресторана Papakha – в центре города с видом на небоскреб Бурдж-Халифа.

Хабиб прославил кавказскую папаху на весь мир – превратив в рекламный бренд. Для магазина тоже выбрал фишку времен UFC: назвал в честь вирусной фразы Конору из 2018-го.

На открытие магазина в ноябре Хабиб пришел с командой, включая Ислама Махачева. Примерил кроссовки, пофотографировался и торжественно перерезал ленточку – вместе с двумя работниками.

Приехав в Send Location, я сомневался, работает ли он вообще. Магазин размещен в малоэтажном здании в престижном жилом районе – в 15 минутах от центра Дубая. Днем на улице нет людей, а почти все помещения вокруг – жилые апартаменты.

Вывеска Send Location выглядывала из закоулка, где рядом курили повара местных забегаловок. Никакого ажиотажа – тишина и редкие прохожие (преимущественно русскоязычные девушки, выходившие с пилатеса).

На кассе меня встретил мужчина, открывавший магазин с Хабибом. Как и все в Дубае, он был максимально вежлив, постоянно протирал стекла и что-то убирал. Но про турнир PFL и Хабиба, к удивлению, не знал. Признался, что не следит за ММА и плохо ориентируется в достижениях Нурмагомедова. Зато разрешил фотографировать – идеально ровные ряды премиальных кроссовок.

Помещение магазина выполнено в форме восьмиугольника – отсылка к октагону UFC. Повсюду напоминания о Хабибе: перчатки с автографом, афиша боя с Конором, футболка «План отца» и памятные фото времен UFC.

Как и помещение, ряды кроссовок выглядели стерильно: казалось, я попал в гардеробную к богачу, а не в магазин. Полки заполнены, но кроссовок не так уж много: на стенах много одинаковых моделей разных размеров.

Купить что-то домой желания не возникло – это магазин премиальных кроссовок. Он расположен в тихом районе для богачей, где вокруг – дорогие виллы, частные косметологические клиники и много ветеринарных кабинетов. Поэтому модели соответствующие – например, золотые Nike Air Force 1 Low в коллаборации с Louis Vuitton примерно за 730 тысяч рублей (35,2 тысячи дирхам).

Кроссовки разработал покойный Вирджил Абло – культовый дизайнер, на момент создания работавший креативным директором мужской линии Louis Vuitton. В мире всего несколько тысяч пар: они создавались вручную в Италии – отсюда такая цена.

Хабиб получил звезду в голливудском стиле и открывает ресторан у Бурдж-Халифы

Ощущения странные: когда слышал о бутике кроссовок от Хабиба в Дубае, представлял магазин в центре города, куда приходят селебрити (как к Никите Ефремову до разоблачения), но все оказалось иначе.

В отличие от магазина, у ресторана Papakha более туристическое расположение – в центре города с видом на Бурдж-Халифу. Она привлекает толпы туристов, особенно по вечерам, поэтому заведения переполнены. Но ресторан пока не открылся, хотя в соцсетях заявлен громкий лозунг: «Из гор Дагестана в сердце Дубая. Начинается новая глава». Кстати, в Махачкале у Хабиба уже есть ресторан «Папаха» – с очень хорошими отзывами.

Недалеко от будущего ресторана в Дубае – «Аллея славы», местный ответ Голливуду. Как и в США, на тротуаре разместили звезды с именами знаменитостей. Кандидатов выбирали голосованием в соцсетях, даже если селебрити не бывали в Дубае. Так звезды получили Дуэйн «Скала» Джонсон, Джеки Чан и даже группа BTS. Хабибу посвятили именную звезду в 2019-м – первому из россиян.

Организаторы обещали на бульваре тысячи новых звезд, но я не нашел даже десятка. На месте, где были звезды на видео, – заплатки. Выжили избранные: Зак Эфрон, Кайли Дженнер, Армин Ван Бюрен.

Где остальные? Местные разводили руками, смотря в асфальт, когда я показывал им фотографии бульвара из интернета. А куривший у ресторана официант резюмировал на ломаном английском: «Хорошо, что убрали. Я бы не хотел, чтобы мое имя топтали ногами».

Звезда Хабиба все-таки сохранилась. Но не на земле, а на стене – между футболистом Мохамедом Салахом и саудовским певцом Рашедом аль-Маджидом, прозванным золотым голосом Персидского залива.

Почетное посмертное место досталось и Мохаммеду Али. Боксер всегда поддерживал регион и провел выставочные бои в Дубае и Абу-Даби еще в 1982-м.

В Дубае говорят по-английски, поэтому я прямо на улице узнал у людей, насколько они хорошо знают Хабиба. Показывал фото и спрашивал, кто этот человек. Результат впечатлил: 16 из 20 узнали Хабиба – даже покрытые женщины, вряд ли смотревшие ММА. С Усманом тяжелее: единицы вспомнили имя, остальные – с сожалением улыбались.

Но узнать у местных, за что они любят Хабиба, оказалось тяжелее. Лучшую характеристику Хабиба озвучил таксист, застрявший в пробке по пути в Дубай Молл: «В Дубае очень любят Хабиба, он вдохновляет молодежь. Да, школьникам нравятся звезды футбола вроде Неймара, которых они видят в тиктоке. Но Хабиб дает им образец поведения – это намного важнее».

Остальные, кажется, толком не знали, за что любят Хабиба. Но точно понимали, что должны: это великий чемпион, один из самых известных мусульман мира, который любит Дубай. Но никакого культа Хабиба или ММА я не заметил.

Хотя работник банка, вышедший на перерыв, подтвердил бизнес-перспективы Хабиба: «Нам приятно, что Хабиб делает бизнес в Дубае. Если люди увидят его имя, то обязательно придут. Он очень популярен».

Хабиб называет Дубай самым безопасным местом на земле. Местные не совсем согласны

Другой вопрос, появившийся во время поездки – тезис Хабиба о безопасности Дубая. Давно считается, что там почти нет преступности. Со стороны так и кажется: все вокруг максимально вежливы и соблюдают правила. Почти никто не идет через дорогу на красный, а в метро запрещено даже жевать жвачку.

Поздно вечером в Дубае не боишься – да и город очень оживленный. По выходным торговые центры могут работать до часу ночи – такое не встретишь даже Москве.

Поэтому Хабиб не лукавил, назвав Дубай самым безопасным местом для детей. Но последние годы в городе многое меняется. Один из таксистов не под запись признался, что проблем в Дубае хватает. Он не слишком хорошо знает Хабиба, зато оказался тем, у кого наболело:

«Хабиб считает Дубай самым безопасным местом на Земле? Скоро это будет не так. В город приезжает так много людей, что статистика меняется. Насильственные преступления не совершаются, но что с кредитными картами? Банкам все равно на мошенников.

Город заполонили наркоманы из Индии, они жуют дерьмо и блюют кровью. С такими опасно находиться рядом, но всем все равно. Через пару лет здесь станет небезопасно – Хабиб не до конца знает, что происходит».

Я с трудом переварил информацию, а из-за акцента таксиста не уловил деталей. Но звучало интересно – с учетом, что в Дубае за критику власти предусмотрено уголовное наказание. Но таксист знал, что я не снимаю, да и заверил, что этот закон не работает.

Проблема с кредитными картами, если судить по соцсетям, существуют. Люди создают ветки, где обсуждают, как мошенники их обманули. Наркотики – тоже проблема: якобы их привозят рабочие из Индии. По словам таксиста, наркоманы «блюют кровью», поэтому в Дубае можно увидеть красные пятна на стенах. Я в это не слишком поверил – никаких пятен не видел.

Но однажды сэкономил на такси и прогулялся до точки пешком, заплутав в жилых районах. Недалеко от Макдональдса и бензоколонки увидел пустой пакетик. Как и предупреждали в соцсетях – неподалеку трудились рабочие.

Оказалось, это смесь из очень вредных орехов бетеля, дающих красный цвет слюне, табака и гашеной извести. Поэтому пятна на стенах не кровь, а следы сплевывания. В Дубае такие смеси запрещены, что не тормозит зависимых – особенно мигрантов. Те пачкают не только стены, но и портят себе зубы.

Социальное неравенство, про которое рассказал таксист, в Дубае бросается в глаза. На фоне небоскребов, красивых женщин и арабов в белых кондурах суетятся тысячи курьеров и уборщиков. Оставаясь в тени, они обеспечивают роскошный сервис.

Но для российских ММА Дубай – новое место силы. Хабиб и Хамзат Чимаев – большие звезды в ОАЭ, а фанатам удобно, как и в Абу-Даби, ездить сюда на бои. Топовые лиги не приезжают в Россию почти пять лет, а наши чемпионы – от Ислама Махачева до Усмана Нурмагомедова и Петра Яна – побеждали в ОАЭ. И это реальность, которую трудно отрицать.

Нурмагомедовы, Диаз, Емельяненко – кто самые успешные родные братья в ММА?