6 мин.

UFC не может создать звезду 10 лет

Тихомиров смотрит в телескоп.

На главный бой UFC 324 Пэдди Пимблетт выходил как на танцпол: дреды на голове, ритмичные взмахи руками и прыжки в такт музыке, уместный безумно-веселый взгляд. В следующие 30 минут Пимблетта избил 37-летний Джастин Гейджи и снова стал временным чемпионом UFC.

Перед этим еще один боец с похожей прической, Шон О’Мэлли, выиграл, но сделал это с таким трудом, что поставил под сомнение титульный бой с Петром Яном. Самым вероятным для Яна сейчас выглядит третий поединок с Мерабом Двалишвили, которому недавно исполнилось 35 лет.

И теперь вопрос.

А куда пропали новые звезды UFC?

С момента самой большой спортивной победы Конора Макгрегора прошло больше 10 лет. Самой медийной победе Конора в ноябре исполнится 10 лет. За это время UFC открывал новые страны, проводил турниры на ярких мультимедийных аренах, заставлял фанатов скандировать новые фамилии, но так и не зажег звезду сопоставимой яркости.

«UFC – сумасшедше мощная пиар-машина», – кричал Хабиб Нурмагомедов в самом известном выступлении после боя. «UFC, если захочет, может сделать звездой кого угодно, они бы и Мовсара Евлоева сделали звездой, если бы захотели», – цитата еще одного популярного бойца Майрбека Тайсумова.

Значительная часть болельщиков считает, что UFC может собственноручно и единолично зажигать звезды, но почему в таком случае пояс временного чемпиона снова надевают на яркого бойца, но медийного легковеса Джастина Гейджи? Почему за 10 лет в UFC так и не загорелась звезда, затмившая Конора по яркости? Почему Конор 1988-го и Джон Джонс 1987-го годов рождения по-прежнему считаются самыми сладкими героями для летнего турнира в Белом доме? Вероятно, потому что у UFC на самом деле не так много инструментов, чтобы превращать людей в суперзвезд.

Но людям (и бойцы тут точно не исключение) свойственно винить обстоятельства или третьи лица. Легко заметить, как ответственность за чью-либо раскрутку и бойцы, и зрители перекладывают на UFC, используя все тот же аргумент: «Они могут сделать звездой кого угодно, если захотят». С таким аргументом удобно быть и бойцом UFC с 10 тысячами подписчиков, и его болельщиком с 10 тысячами комментариев в духе: «Дана, дай бой Силве/Магомеду/Владиславу».

Что не так с фразой «Могут сделать звездой любого»?

Если вы считаете, что UFC может сделать звездой кого угодно, попробуйте привести пример хотя бы нескольких механик этого. Как именно UFC может сделать человека звездой? Как именно UFC сделал звездой Конора? Набросаете 3-4 схемы?

Репостнуть нокаут? 100% да, но репосты нокаутов, кажется, получают все, кто их делает. Можете ли вспомнить пример, когда вирусная победа кого-то из бойцов заметалась под ковер? Другое дело, что этот нокаут должен быть. Ни Дана Уайт, ни Хантер Кэмпбелл пока не могут выйти в клетку вместо Шона О’Мэлли или Александра Волкова и брутально вырубить соперника.

UFC может спродюсировать интервью в медиа. Да, но, во-первых, не всегда и не везде. Не стоит думать, что UFC управляет бойцами, как киберспортсмен контр-террористом. А главное – даже в интервью большому изданию многим просто нечего сказать. Речь не о языковом барьере, не стоит слишком сильно переоценивать знание или незнание английского языка. Иногда тебе просто не дано быть интересным для зрителя. Хабиб пусть и с переводчиком пытался быть интересным с первого боя, Алекс Перейра придумал кричать «Шама» и стрелять из лука (сойдет). А вот у Джастина Гейджи так и не получилось сказать чего-то запоминающегося.

UFC может давать удобные бои. Тут кропотливую работу промоушена сложно не заметить. Герои нынешнего турнира Шон О’Мэлли и Пэдди Пимблетт, надо признать, пока была возможность, получали легкоусваиваемых соперников. Да вы и сами можете перечислить огромное количество попыток UFC создать новых звезд (Джаллин Тернер, Даррен Тилл, Шара Буллет) или реанимировать карьеры старых (Хорхе Масвидаль, Дастин Порье, Генри Сехудо).

Проблема этого вида спорта по-прежнему в том, что спортсмен часто выступает меньше часа за год. С одной стороны, это очень малое количество материала, чтобы создавать из кого-то звезду, при огромной цене ошибки, а с другой – это увеличивает цену всего сказанного, сделанного и снятого бойцом в его свободное время.

Вот Арман Царукян и Александр Волков, поняв это, начали вкладываться в соцсети и резко скакнули в популярности. Обратный пример – Магомед Анкалаев. Когда вы думаете, что он не хочет быть популярным из вредности, просто поверьте, это добрейший в личном общении человек. Но, увы, бывает так, что ты стесняешься, когда на тебя наводят камеру, и с этим ничего не получается сделать.

Как поражения убивают звезд и кого считали проспектами 5 лет назад?

К сожалению и к счастью, мы говорим о смешанных боевых единоборствах, где все меняется слишком быстро. Если мы находимся внутри теории, в которой UFC может зажигать звезд собственноручно, то надо зафиксировать, чего не может сделать UFC:

● выйти в клетку вместо Магомеда Анкалаева и побить Яна Блаховича

● вместо Умара Нурмагомедова победить досрочно

● вместо Армана Царукяна выйти на бой с Исламом Махачевым

● вместо Илии Топурии наладить отношения с бывшей женой

● платить Фрэнсису Нганну как в боксе (пожалуй, главное упущение лиги после Конора)

● вместо Тома Аспиналла проморгаться и продолжить бой…

... решить проблемы со здоровьем и получить визу вместо Хамзата Чимаева, побить топового бойца вместо Брайана Ортеги, вылечить травму за месяц вместо Шавката Рахмонова. Поражения и долгие паузы дают гигантский регресс популярности любого атлета.

Интересно открыть поисковый запрос «главные ММА-проспекты 2020-го». Вам быстро станет понятно, насколько в этом спорте легко потухнуть, вместо того чтобы загореться: Паоло Коста (12-0), Эй Джей Макки (17-0), Доминик Рейес с почти победой над Джоном Джонсом, Сантьяго Понзиниббио на серии из семи побед.

Даже если представить, что каждый из них в следующие пять лет одевался бы на уровне Конора и шутил как Чейл Соннен, мы с вами отлично знаем, как они выступали. Нет шансов стать звездой с таким соотношением побед и поражений. А вот Хамзата Чимаева в начале 2020-го никто не знал, но три финиша за два месяца – прекрасный бустер популярности.

Вероятно, Шон О’Мэлли и Пэдди Пимблетт выжали максимум из исходных данных. До статуса суперзвезды каждому не хватило одной-двух убедительных побед. И это всегда будет вызовом для самого спортсмена, но никак не для лиги. Влияние UFC на популярность того или иного бойца можно сравнить с влиянием спортпита и медицинского сопровождения на атлета. Да, помогает, да, с ним намного лучше, да, при точном попадании может дать прибавку в 20-25%, но в основе успеха всегда будут твоя дисциплина, твое желание и твой талант.

Мы увидели худший титульник в истории UFC

Фото: East News/AP Photo/Steve Marcus; Gettyimages.ru/Steve Marcus, Ed Mulholland, Carmen Mandato