Александр БЕЛЕНЬКИЙ: Бокс более непредсказуем, чем игровые виды спорта
''Объяснять любителям бокса, кто такой Александр Беленький, излишне. А тем, кто мало интересуется этим видом спорта, сообщу: Беленький - даже не один из, он - единственный в России (если не на всём постсоветском пространстве) журналист, досконально знающий профессиональный бокс и его закулисье. Именно это обстоятельство и предопределяет, пожалуй, главное достоинство материалов Александра - непредвзятость.
Из его статей многие читатели в СНГ впервые узнали о таких звёздах современного ринга, как Леннокс Льюис, Майк Тайсон, Эвандер Холифилд, Оскар де ла Хойа, об экзотических личностях вроде Айка Ибеабучи и Дэвида Туа, о том, как складывается судьба бойцов из республик бывшего СССР, ныне живущих в США, Австралии, ФРГ: Олега Маскаева, Василия Жирова, Константина Цзю, Виталия и Владимира Кличко, Артура Григоряна...
- Помните ли вы свой первый материал на боксёрскую тематику? Что ещё, помимо журналистской работы, связывает вас с боксом?
- Мой первый материал на боксерскую и вообще какую бы то ни было тематику был опубликован 9 ноября 1991 года в газете Спорт-экспресс, которой тогда было несколько месяцев от роду. Назывался он Трудно жить без инстинкта убийцы и был посвящён Эвандеру Холифилду. До 30 лет я много занимался спортом, прежде всего различными единоборствами, пока, наконец, не остановился на боксе. Потом было просто некогда. Два года назад попал в аварию, получил сложный перелом ноги. Только прошлым летом начал полностью восстанавливаться.
- Вы - единственный российский обозреватель, который досконально знает подноготную мирового профессионального бокса. Насколько лестно находиться в таком гордом одиночестве?
- Не буду кокетничать: находиться в гордом одиночестве достаточно лестно, хотя, если вспомнить Юлия Цезаря, это всего только положение первого в галльской деревушке, в которой, в моём случае, никто, кроме меня, и не живёт. Временами надоедает общаться с самим собой. К тому же, в России серьёзная спортивная журналистика находится в несколько зачаточном состоянии, а примитивно считать удары не всегда хочется. Поэтому свои лучшие статьи я написал для неспортивных изданий.
- Мне известно, что у вас, помимо бокса, есть и другое страстное увлечение - готическое искусство, прежде всего немецкое. Это - последствие былых ошибок или нечто иное?
- На самом деле искусством я заинтересовался намного раньше, чем спортом. Произошло это как-то спонтанно. У нас в доме всегда было много художественных альбомов, и я еще до школы начал их время от времени листать. По-моему, на том этапе меня больше всего поразило своей загадочностью искусство Древнего Египта. Русское искусство меня как-то никогда не трогало, пожалуй, за двумя исключениями: в детстве мне очень нравилась Колокольня Ивана Великого, а позже очень полюбил Андрея Рублёва, который остается одним из моих любимых художников по сей день.Готику открыл для себя случайно лет в десять. Листал энциклопедию и наткнулся на иллюстрации к статье Готика. Это был настоящий эстетический шок, по-другому это назвать просто не могу. Очень сокрушался, что все эти фантастические соборы расположены за границей и я их, скорее всего, никогда не увижу. Однако прошло время, и я увидел большинство из них и ещё очень многое другое. Непревзойденными шедеврами не только готической архитектуры, а архитектуры вообще считаю соборы в Страсбурге и Фрейбурге, которые несмотря на схожесть форм наполнены, на мой взгляд, совершенно разным содержанием: Страсбургский собор - это дом Бога Всемогущего, а Фрейбургский - дом Бога Всемилостивого.Кроме готики, увлекаюсь также искусством Возрождения - как итальянского, так и северного, и до некоторой степени XVII века (Вермеер, Веласкес, Рембрандт, Хальс).
- Помнить подробности несметного количества боёв под силу далеко не каждому эксперту. Велика ли ваша домашняя видеотека? Как вообще вы следите за тем, что происходит в мире бокса?
- К счастью, у меня хорошая память, и я помню практически все бои, которые видел, если они были хоть чем-то примечательны. Однако у меня есть и очень неплохая видеотека (около 100 кассет), в которой представлены все, яркие и не очень, звёзды современного ринга и не только они.За событиями в мировом боксе слежу главным образом через Интернет, а также с помощью различных, в основном американских, изданий по боксу, которые нетрудно достать в Москве. Кроме того, у меня много друзей из мира бокса, всегда готовых поделиться информацией и видеокассетами. Ну и наконец последний источник - программа Большой ринг на НТВ+, с автором и создателем которой Владимиром Гендлиным я хорошо знаком. Эта передача даёт возможность увидеть очень многие бои в прямом эфире, так что большинство своих статей пишу не с чужих слов, хотя бывает и так.
- Помимо работы в редакции газеты Спорт-экспресс, вы добровольно, не получая за это платы, ведёте Форум на сайте www.sports.ru, отвечаете на вопросы болельщиков, порой заданные не в самой любезной форме. В чём вы видите прок от такого общения?
- Честно говоря, сам не очень понимаю, зачем принимаю участие в работе форума на www.sports.ru, ведь делаю это совершенно бесплатно. Часто объясняю это себе тем, что будущее за Интернетом и надо там застолбиться, хотя это полная чушь, так как застолбиться там смогу в любой момент по той простой причине, что у меня просто нет конкурентов, и в ближайшие годы точно не будет. Наверно, через форум я просто реализую свою потребность в общении с людьми, разделяющими мой интерес к профессиональному боксу, хотя иногда оно получается совсем не таким, как хотелось бы. Одного хама я даже вызывал на бой (сам не могу понять, как дошел до такой глупости), но он предпочёл отделаться очередной порцией оскорблений. Сейчас договорился с редакцией сайта (которая весьма ценит мои бесплатные услуги именно потому, что они бесплатные), что все хамские высказывания будут тут же уничтожаться.
- Только после ваших публикаций многие талантливые бойцы из стран бывшего СССР, ныне живущие за пределами одной шестой части света, стали хорошо известными и русскоязычной публике. Ценят ли это сами спортсмены? Какие у вас с ними отношения?
- У меня очень хорошие отношения с самыми известными нашими боксерами, которые выступают или выступали за рубежом: Костей Цзю, Олегом Маскаевым, Юрием Арбачаковым и Орзубеком Назаровым. Все они совершенно разные, но очень приятные люди. Среди тех, кто живёт и выступает в России, самые дружеские отношения у меня сложились с Романом Кармазиным.Все наши ребята, выступающие за рубежом, очень ценят внимание российской прессы и публики к ним. Прежде всего это касается, наверное, Олега Маскаева, который, в отличие от Кости Цзю, всё-таки ощущает себя несколько чужим в Америке. Однако и Костя, добившийся в Австралии статуса национальной звезды, тоже всегда спрашивает о том, что говорят о нём в России.
- Отвечая одному из посетителей сайта www.sports.ru, вы сказали, что принципиально не вступаете в споры ни с тайсономанами, ни с кличкоманами. Неужели эти обе группы болельщиков столь похожи, но отличаются от, скажем, льюисоманов? Чем, если так?
- Отличаются, прежде всего, количеством и неспособностью трезво мыслить, так как среди и тех, и других очень много людей, ничего не понимающих в боксе. Я, например, не видел оголтелых поклонников Льюиса, а вот ошалелых почитателей Тайсона и братьев Кличко, не способных без истерики слышать ни одного критического слова в адрес своих кумиров, встречал множество. Есть такого рода поклонники и у Оскара Де Ла Хойи. Просто эти боксёры вышли за рамки не только бокса, но и спорта вообще, стали явлениями массовой культуры, и поклонение им сродни поклонению рок-звёздам, популярность которых держится не на выдающихся музыкальных данных, а на харизме. Кстати, посетитель из сайта www.sports.ru, на которого вы ссылались, тоже проявил полное невежество в чисто боксёрских вопросах, что и неудивительно: ему не нужен бокс, ему нужен кумир.
- Какое событие вашей жизни как бокс-райтера вы считаете самым успешным, а какое - наиболее досадным?
- Самое успешное - это, конечно, интервью, взятое у Леннокса Льюиса в 1998 году. Тем более приятно, что с 1992 года я без устали писал: Льюис рано или поздно станет абсолютным чемпионом мира, ему по силам побить Холифилда. Никогда не забуду, как сидел в Нью-Йорке в какой-то студии. Понятия не имею, что это было за заведение, адрес которого узнал непосредственно перед выходом из отеля. Льюис опаздывал, и я всё время выходил из комнаты посмотреть, не идёт ли он. Там был длиннющий узкий коридор с низким потолком. Каждый раз, выходя, видел одну и ту же картину: очень красивая чёрненькая девочка, размахивая бёдрами, уходила куда-то вдаль, а Льюиса всё не было. Когда я в ...надцатый раз вышел в коридор и вместо царственых бёдер увидел огромную фигуру Льюиса, - для которого этот коридор был и узок, и низок - шедшего в сопровождении многочисленной свиты, мне на секунду показалось, что я забыл английский, который с детства знаю почти как русский.Досадных же случаев - множество. Главным образом это сорвавшиеся командировки на матчи. Очень жаль, например, что я не был на матчах Льюис - Холифилд или на боях Роя Джонса. Может быть, мне повезло, но каких-то неприятных встреч у меня, пожалуй, не было.
- Вы чрезвычайно редко берётесь прогнозировать итог того или иного боя. Чем это вызвано? Насколько предсказуем, по вашему мнению, бокс, если сравнивать его с коллективными видами спорта?
- Мне, честно говоря, не казалось, что я редко берусь прогнозировать итог матчей. По-моему, даже делаю это слишком часто, особенно теперь, в радиопередачах, когда звонят радиослушатели, и, хочешь не хочешь, а отвечать приходится. Но бокс действительно непредсказуем, и часто, когда очень хочется сделать какой-либо прогноз, одёргиваю себя: не хочу оказаться в положении многочисленных экспертов из журналов Ring, KO и других. Вообще не совсем понимаю, как они берутся писать о боксе после своих скандальных провалов в качестве пророков, свидетелями которых сами сделали весь мир.Мне кажется, бокс более непредсказуем, чем игровые виды спорта, и в этом нет ничего странного. Дело в том, что в боксе почти отсутствует повторяемость поединков. Например, сборные Франции и Италии по футболу встречаются достаточно часто, и все специалисты - и не только специалисты - давно знают, чего от них ожидать в матче друг с другом. Поэтому и спрогнозировать что-то можно. В боксе, делая прогноз на матч двух боксёров, мы можем исходить, как правило, только из их предыдущих встреч с другими боксёрами, а это очень ненадёжный источник информации: в нём абсолютно не учитывается фактор неудобности одного боксёра для другого, который играет колоссальную роль. Приведу только два примера.До встречи с Джорджем Форменом в 1974 году Мохаммед Али по два раза встречался с Джо Фрезером и с Кеном Нортоном. В обоих случаях он в упорном бою проигрывал первый матч и с большим трудом выигрывал второй. Формен встречался с обоими по одному разу, и каждого из них без всяких проблем нокаутировал уже во втором раунде. Честно говоря, он чуть не убил их. После этого все эксперты решили, что с Али он разберётся так же легко. Но Али не испытал с Форменом больших проблем и нокаутировал его в восьмом раунде.Другой пример. В 1978 году Лэрри Холмс в бою за вакантный титул чемпиона мира в тяжёлом весе по версии WBC в 15-раундовом бою с очень небольшим преимуществом (которое, кстати, далеко не для всех было очевидно) победил Кена Нортона. Позже Нортон встретился с восходящей белой надеждой Джерри Куни, и тот нокаутировал его за 51 секунду! Затем состоялся и бой Холмс - Куни, и многие, сравнивая их встречи с Нортоном, предсказали победу Куни. Но Джерри оказался совершенно беспомощен против Холмса, который нокаутировал его в 13 раунде.
- Около десятка лет назад Александр Беленький предрекал британцу Ленноксу Льюису - на ту пору известному лишь немногим специалистам - будущее абсолютного чемпиона мира. И оказался прав. К кому из нынешних молодых перспективных боксёров из СНГ советуете присмотреться повнимательнее?
- Грустный вопрос. Дело в том, что талантливых боксёров у нас гораздо больше, чем талантливых менеджеров и талантливых промоутеров, поэтому боксёры очень часто пропадают где-то зря, их никто не видит, о них никто не слышит. Тем не менее, в Петербурге создали неплохую команду, в которую, в частности, входит уже достаточно известный Роман Кармазин. Из остальных питерцев выделил бы Ивана Кирпу, выступающего в первом полусреднем весе. Не уверен, что он станет чемпионом, но думаю, что легко с ним не будет никому.К сожалению, у меня не хватает времени на любительский бокс, и я просто не очень знаю, кто там сейчас на подходе.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ о себе
Родился 2 июня 1963 года в Москве. В 1985 году закончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина, факультет английского языка. В 1985-1986 годах служил в армии. После этого, что только не делал и где только не работал, в основном переводчиком, а затем менеджером на различных иностранных фирмах.Женился четыре года назад, зато очень удачно.В журналистику пришёл, что называется, дуриком. Прочитав небольшую, но изобиловавшую ошибками публикацию о профессиональном боксе в только что созданной газете Спорт-экспресс в октябре-ноябре 1991 года, пришёл в редакцию и предложил свои услуги, которые сразу были приняты. Кроме того, публиковался во множестве изданий, главным образом Коммерсанте, Власти, Деньгах, Времени и Известиях.