«Бетонная змея разрушила холм». Италия в гневе от бобслейной трассы Игр-2026
Если спросить организаторов Олимпиады-2026 в Милане, что им снилось в кошмарах весь последний год, то ответом точно будет бобслейная трасса в Кортине – крайне проблемный объект.
Настолько, что Италия чуть не осталась без бобслея, саней и скелетона.
Как до этого дошло?

Трассу Турина-2006 забросили – сейчас она в руинах
Когда в 2018-м Италия подавала заявку на проведение Олимпиады, в стране не было ни одной действующей санно-бобслейной трассы.
Для заявки это не проблема – например, когда Сочи претендовал на Игры-2014, в городе не было вообще ничего, а зимние виды спорта можно было посмотреть разве что по телевизору. Это вполне нормальная история, главное – убедить МОК, что к самим Играм все будет построено, а заодно предоставить надежный план.
План у организаторов Милана-2026 был – реконструировать трассу в Чезана-Париоль, где проводили олимпийские соревнования Турина-2006.

С этой идеей и пошли в МОК, но когда Олимпиаду наконец-то получили, выяснилось, что мысль о возрождении старого трека не такая уж и хорошая.

Трасса в Чезана-Париоль после Турина толком не использовалась. В 2012-м, через 6 лет после Олимпиады, ее официально закрыли, и хотя НОК Италии еще мечтал когда-нибудь запустить ее заново, надежды не сбылись.
Сейчас олимпийский трек Турина-2006 лежит в руинах. Бетонный желоб пока на месте, но постепенно зарастает и он.


Орги Милана наняли строительную фирму, чтобы оценить, возможно вообще вернуть эту трассу к жизни или от идеи лучше сразу отказаться.
Строители из Pizzarotti & C предложили альтернативу: возродить другую трассу, ту, что в Кортине. И дешевле выйдет, и в плане локации удобнее – все-таки официально Олимпиада как раз и пройдет в Милане и Кортине.
Новую трассу построили на месте старой, которая простояла больше 100 лет
Но проблема в том, что трек в Кортине совсем древний – его построили еще в 1923-м! Понятно, что с тех пор его неоднократно перестраивали – в 1936-м, 1948-м, потом к Олимпиаде-1956. Но последняя реновация прошла аж в 1981-м, а полноценно трассу закрыли в 2008-м.
Можно представить, в каком она состоянии.

Но все-таки организаторы согласились – в 2023-м, спустя 4 года после того, как получили Игры, и всего за 2,5 года до открытия Олимпиады.
Сроки поджимали.
Но и этот проект провалился – в МОК не оценили идею воскрешать убитую трассу, на которой катались во времена, когда самому МОК не было и 30 лет. Тем более что реконструкция встала бы в огромную сумму – примерно в 82 млн евро.
Загвоздка в том, что все это выяснилось слишком поздно. Организаторы сильно затянули, и за два года до Игр (и примерно за 1,5 года до первых тестовых соревнований) остались без трассы и дельных мыслей по ее возведению.
Помощь предложили соседи – Австрия и Швейцария, но итальянцы хотели проводить турнир только у себя. В феврале-2024 окончательно решили строить новую трассу на месте старой – в той же Кортине. Затея крайне рискованная, так как строить нужно было очень быстро, а ведь еще нужно и демонтировать старый трек.
МОК пригрозил: если трасса не будет построена вовремя, то бобслей, сани и скелетон отдадут в другую страну. Возможно, даже в США – Лейк-Плэсид всегда готов втянуться.
Я побывала в олимпийском Милане: стройка увязла, часть соревнований могут отдать... США
Итальянцы в гневе: миллионы ушли на спорт, которым никто не занимается
Не все итальянские чиновники и политики были рады, что ввязались в такую авантюру, но пути назад не оставалось.

Строили быстро, и до последнего витали сомнения, что дело выгорит.
Италия справилась: трассу все-таки построили в срок, она даже приняла этап Кубка мира. Отзывы от спортсменов пока только хорошие, но проблемы на этом не закончились.
В шоке теперь сами итальянцы.
Во-первых, строительство трассы обошлось еще дороже, чем та изначальная сумма, напугавшая МОК. На новый трек потратили 118 миллионов евро – деньги очень серьезные даже для Олимпийских игр (и это во времена, когда МОК пытается снизить стоимость Олимпиад). Причем итальянцы сомневаются, что сумма точная – по слухам, денег на объект утекло гораздо больше.
Во-вторых, совершенно непонятно, что делать с этой трассой после Олимпиады. Старые треки в Чезана-Париоль и Кортине закрыли не просто так (и тут бы организаторам задуматься) – на всю Италию зарегистрировано всего около 50 бобслеистов, скелетонистов и саночников вместе взятых.
50 человек на почти 60 млн населения – жутковатое соотношение для спорта, на который потратили сотню с лишним миллионов евро разом.

На новой трассе кататься попросту некому – да, там будут тренироваться сборные, но с этим и раньше беды не было, так как рядом та же Австрия, а именно в Инсбруке в последние годы и готовились итальянские спортсмены.
Власти надеются, что Олимпиада вызовет всплеск интереса у детей и молодежи к тому же бобслею, но было бы странно ожидать огромный приток. После Турина-2006 его, например, не случилось, так почему должен быть сейчас?
Причем мало построить трассу, нужно ее еще и содержать. Эксперты посчитали: трек будет приносить муниципалитету убыток в 648 тысяч евро ежегодно, то есть примерно 12 млн за предполагаемые 20 лет эксплуатации. Трасса экономически нерентабельна из-за постоянных высоких затрат и слабой популярности вида спорта.
Выводы не радостные: либо трасса будет функционировать долгие годы, но ценой солидных денег, либо быстро закроется.
Из-за трека срыли часть холма и вырубили 800 деревьев

В-третьих, пострадала природа.
Из-за строительства срыли часть холма, на котором стояла старая трасса, а заодно спилили более 800 деревьев и кустарников – в основном вековые лиственницы в местном парке.
Власти заверяли, что вместо вырубленных деревьев посадят новые, но и здесь определенности нет. Цифра предполагаемых саженцев магически растет с каждым годом.
Губернатор Венеции (уже бывший) Лука Зайя в феврале-2024 обещал высадить 6000 саженцев, через полгода 8000, а в марте-2025 заявил о 10 000. А недавно министр строительства Маттео Сальвини и вовсе пообещал посадить 13 000 деревьев – кажется, скоро рядом с треком раскинется громадный лес.

Изначально обещалось, что большую часть трассы проложат внутри холма, как бы под землей, чтобы не портить внешний вид исторического места. Но в итоге трек все-таки построили на холме, да еще и сам холм серьезно повредили.
Планы закрыть трек зеленой крышей, чтобы не выделялся на фоне природы, тоже пока так и остались планами – крыша у трассы из белого пластика. Но, возможно, ее еще поменяют.
Обещанные меры по благоустройству прилегающей территории отложили до закрытия Игр.
Итальянские журналисты прозвали трассу «длинной бетонной змеей, которая разрушила холм».
Депутат Европарламента Кристина Гуарда считает, что «единственная определенность с этой трассой – это чрезвычайно высокая цена, которую придется заплатить как в экономическом, так и в экологическом плане».
Власти хвалят трассу: она красивая и инновационная

Но официальные лица довольны. Лука Зайя заявил, что организаторы «превратили свалку в Кортине в ледяной музей современного искусства».
Архитектор трассы Фабио Салдини тоже в восторге: «Это необычайный и инновационный спортивный комплекс, один из самых красивых в мире. В то же время речь идет о настоящем городском проекте, включающем улучшения как в плане доступности, так и в плане экологии.
Трасса будет использоваться как для тренировок, так и для соревнований: я имею в виду, например, следующий этап Кубка мира в ноябре. Ее технические характеристики делают ее уникальной и технологически продвинутой.
Наш главный приоритет – именно ее наследие. Не только для бобслейной трассы, но и в целом, материальное наследие, которое мы оставляем местным сообществам, очевидно, но нематериальное наследие – это истинная польза от Олимпийских игр.
И я бы добавил: также и социальное наследие. В последние месяцы у меня была возможность лично убедиться в межкультурной интеграции, которая достигается благодаря совместной работе на строительных площадках. Это необыкновенный опыт общения, когда люди со всего мира ежедневно работают вместе ради общей цели.
Реакция спортсменов, принявших участие в тестовых соревнованиях, была необыкновенной. Радость в их глазах стала наградой за огромную работу, проделанную нами в этом году.

Думаю, наиболее значимым был комментарий Иво Ферриани, бывшего итальянского бобслеиста, члена МОК и президента Международной федерации бобслея и санного спорта, который сказал, что «просто фантастично видеть нашу трассу готовой к Олимпийским играм».
По словам Салдини, трассу спроектировали с прицелом на минимизацию воздействия на окружающую среду: там уникальная система охлаждения, экологически чистые материалы и экономное энергопотребление.
***
Возможно, трасса в Кортине станет последним бобслейным треком, который возвели специально для Олимпийских игр – во всяком случае, именно об этом мечтает МОК.
Все потому, что такие трассы очень затратны, а после Игр редко используются на полную мощность. Да и требования безопасности после гибели Нодара Кумариташвили в Ванкувере-2010 серьезно возросли, а новый трек – это всегда вызов, не так-то просто протестировать его надежность оперативно.
Проще говоря, бобслейная трасса – очень сложный, дико дорогой и, как правило, экономически невыгодный проект, который еще и окружающей среде может навредить.
Так зачем каждый раз строить новую?
Фото: Gettyimages/Alex Pantling / Staff, Vittorio Zunino Celotto / Staff, Alex Pantling / Staff, Claudio Villa / Staff, Donald Miralle / Staff; Andrea Alfano/Keystone Press Agency, Thomas Gaspari Bandion/Keystone Press Agency, Matteo Secci/Keystone Press Agency, Marco Alpozzi/Keystone Press Agency/Global Look Press









Т.е проводить бобслейные соревнования в тех странах где есть данные трассы
В принципе это можно было сделать учитывая что Италия граничит с Австрией
Минус нет единой олимпийской деревни и болельщикам долго перемещаться между кластерами.
С другой стороны больше болельщиков смогут посетить игры, а спортсменам не тусоваться нужно, а готовиться и восстанавливаться.
За слово "орги" жирный минус. Это серьезный спортивный ресурс или переписка в телеграме?