« Ars longo, vita brevis est» - «Искусство вечно, жизнь коротка...»
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»
Всё это в полной мере можно отнести к фильму Г. Данелия "Я шагаю по Москве"
"Бывает все на свете хорошо, в чем дело, сразу не поймешь, – А просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь"
Про "нормальный летний дождь" написал Геннадий Шпаликов -"Генацваликов", как его называли. .
Тот, кто фильма не видел - ничего не знает ни о той Москве, ни о том поколении. О Шпаликове нужно писать отдельно, потому что второго такого, как он - у нас нет. Десятилетиями гуляли по стране тетрадки с его стихами, а гитаристы наигрывали в дружеских компаниях его песни: "Ах, утону я в Западной Двине...Или погибну как-нибудь иначе, Страна не пожалеет обо мне, но обо мне товарищи заплачут"
"Я шагаю по Москве" - это сам Геннадий, то время, то поколение и ТА Москва.
Какая простая, чУдная вера в себя:
"А я иду, шагаю по Москве! И я пройти еще смогу, Соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу."
Или какая-то природная, естественная патриотичность в малоизвестном куплете, не вошедшем в фильм Данелии:
" Москва, Москва, люблю тебя как сын, Как русский - пламенно и нежно, Люблю поток твоих машин, И летний воздух свежий"
Немного иронии:
"Мимозу продают у магазина, Голуби в небе —не знаю чьи, И радужно сияют от бензина лиловые московские ручьи."
Шпаликов всегда тянулся к празднику в жизни. К полету ввысь...но лепил свои легенды из талого льда. Лед таял, как таяли иллюзии того поколения годами позже. Он сам стал скоротечной тающей легендой.
Он остался в хрупком романтизме военного детства - "Я родом из детства" написано им. Взрослым он становиться не пожелал, не захотел терять наивный, чистый и хрупкий взгляд на мир - таким и ушел...
Геннадий воспринимал поэзию как сильнодействующее снадобье - так же он воспринимал и кино. От читателя и зрителя он ждал такого же наркотического восприятия. Ему не был нужен элитный, культурный читатель, не впадающий в зависимость от вымысла:" Что за жизнь с пиротехником? Фейерверк, а не жизнь, Это адская техника, Подрывной реализм"
Он и был подрывным реалистом, озаряющим небосклон на народном гулянии.
Но тогда...! В то время и он сам и его герои еще полны были веры - честные, живые и, как сегодня сказали бы - сентиментальные...
"Коллеги"
"Я шагаю по Москве"
"Я шагаю по Москве" - это Геннадий Шпаликов и его мир, увиденный глазами подростка. Посмотрите фильмы шестидесятых, вслушайтесь в песни – они все наполнены радостью и любовью.
Даже сами маленькие подробности о съемках фильма смешны и нетривиальны:
Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова в игровом кино - на момент съёмок ему было 18 лет. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.
В отделе грампластинок ГУМа ажиотажный спрос на Робертино Лоретти:"— Робертино есть у вас? — Нет. — Почему? — Подрос."
Герой Ролана Быкова, проходя по темной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Г.Данелии «Путь к причалу» . Кто видел фильм - поймет тонкую иронию момента...:)
А.Петров, Г.Поженян - "Песня о друге"
В сцене, где девушка идет под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по неясной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра
Собственно говоря, с "нормального летнего дождя" возник самый замысел фильма.
Данелия рассказывал, как однажды услышал от Геннадия Шпаликова: "Я придумал гениальный сценарий. Представь себе: летний дождь, идет по воде девушка босиком, а рядом едет паренек на велосипеде и держит над ней зонтик".
Режиссеру зарисовка очень понравилась. "А что дальше?" - спросил он. "Дальше я еще не придумал", - признался Шпаликов.
Вообще-то в самом начале фильма есть сценка, которая станет эпиграфом к фильму: "К девушке в ситцевом платьице, негромко напевающей и пританцовывающей возле здания аэровокзала, подходит парень, и сам собой возникает разговор. "Улетаешь или прилетела?" - "Встречаю". - "Кого?" - "Мужа". Парень, которому явно симпатична встреченная им москвичка, немного огорчен, но и рад - за девушку. "И у вас все хорошо?" - "Очень хорошо". - "Но ведь так не бывает". - "Бывает. Женись, и тебя тоже будут встречать".
Этой интонацией пронизан весь фильм. Ну вот и подробности о создании шедевра - песня для фильма, ставшая затем такой популярной, была написана Геннадием Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку. Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять...
Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова:«Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»:— Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?
Музыку написал Андрей Петров и этим все сказано.
Я просто не могу представить кого-то, кто бы это имя не знал - начиная с музыки к этому фильму:
Покажу самые любимые, а вы добавьте свои.
"Берегись автомобиля"
Эта песня поможет понять ТО время и ТЕХ людей - "Голубые города"
"Осенний марафон"
Марш из фильма "О бедном гусаре..."
"Служебный роман"
"Укрощение огня"
Белла Ахмадуллина, Андрей Петров и Валентина Пономарева - они подарили нам этот романс "Так напоследок я скажу..."
"Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят. А человек гостит у вас, прощается и в ночь уходит" Геннадий Шпаликов.
Ах, и где они те ребята из фильма? "Я думал, ты мне друг, а ты мне, вот, рубашку порвал..." :)))
В. Бондаренко " Праздник глазами остриженного подростка"-http://zavtra.ru/denlit/030/61.html
Верно! Сейчас дети - в одной руке соска, в другой - мобильник.Общаться ( не люблю это слово, но лучше всего оно подходит) - не умеют. Даже отпраздновать выпускной - и то не умеют. Мыслят - СМСэсками - так же и разговаривают. бОльшая часть - безграмотна, зато в Инете - сплошь бойцы и сленг такой-же - чаще уродство, а не наоборот.
Они въезжают во-взрослую жизнь экстерном и знают о ней не самое лучшее, потому и радости жизни понимают под банальным материальным благополучием - " будут деньги - будет все", а тогда этого не было.
"Коллеги" - написал Аксенов - первая его повесть и сделала она его знаменитым. А теперь он стал как все и жалуется, что не вписывается больше в русскую литературу. Не смог остаться самим собой - тогдашним и не только он. Теперь у него все по-деньгам хорошо, а счастья того -нет.
А те, кто себе не изменил - плохо кончили - все как всегда (
Но фильм - просто ни на какой другой не похож.
Любимый фильм моих родичей и я тоже его люблю.
Приколы там классные :))
Один проход Быкова по той темной аллее что стОит и как лошадь рисовали - убиться :))
Все-таки как здорово, что помнят и любят - спасибо )
Но я и сам бы написал - может и не про лед, но про то, что он не захотел приспосабливаться, как Аксенов, Гладилин и многие другие того, 37 года рождения - точно бы сообразил.
это ж мой любимый фильм!)
"Я шагаю по Москве"
Костя, не грусти!)
стихи "Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят..." уже прозвучали,
поэтому вот эти :
Ночь
На окошко подуешь — получится
Поцелуй, или вздох, или след,
Настроенье твое не улучшится,
Поцелую тому столько лет.
Эти оконы, зимние, синие,
Нацелованы до тебя —
Все равно они ночью красивые
До того, что во тьме ослепят.
Ну и...:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=LwBCdsVq8E0