14 мин.

Страсти по Пихлеру. Страсть 4 Журналистская

Однажды... Россиия столкнулась с Пихлером

 

Если написать: "В сборной России появилась звезда", сложится впечатление, будто в нашей биатлонной утробе вызрело что-то свое, исконно русское. Нет, правильнее будет так: "В сборную России пожаловала звезда". Звезда-тренер из Германии Вольфганг Пихлер. Отдавая должное масштабу события и самой личности биатлонного гуру, корреспондент "СЭ-воскресенье" решил навести справки.

Однажды Вольфганг Пихлер родился. Уже тогда, в 1955 году, судьба дала ему знак: быть тебе, Вольфганг, не просто бойцом по жизни, но еще и защитником биатлонных интересов России, раз уж угораздило появиться на свет аккурат 23 февраля.

Детские годы фельдмаршала биатлона окутаны историческим туманом. Провел их Пихлер в родном Рупольдинге, расположенном неподалеку от австрийско-немецкой границы, но не в горах. Свое существование, судя по всему, он скрашивал наиболее популярным у местных жителей способом: беготней на лыжах. Годам к пятнадцати юный Вольфганг решил, что неплохо бы не только шнырять по снегу, но еще и изредка при этом постреливать. Правда, Вольфгангом Амадеем в своем деле он так и не стал: раскопки не позволили обнаружить ни одного сколько-нибудь весомого личного пихлеровского трофея, за исключением 19-го места на этапе Кубка мира и серебра биатлонного чемпионата Германии, а также 4-го места в немецком лыжном первенстве. В то время как его двоюродный брат Вальтер Пихлер завоевал бронзу Олимпиады-1984 в Сараево.

Однажды Вольфганг Пихлер решил стать таможенником. Он выбрал эту профессию из многообразия перспектив, открывавшегося перед каждым второсортным немецким лыжником после завершения карьеры. А именно из трех: армия, полиция, таможня. Решающим фактором стала опять-таки близость границы.

Участвовать в транспортных шмонах Пихлер начал в 33 года. Первые 7 лет службы показались ему адом. Евросоюза на рубеже 80-90-х годов еще не было, вовсю гремели балканские войны, так что граница Пихлеру досталась раскаленная: нелегалы, наркотрафик из Турции и Афганистана, беженцы, оружие, контрабанда. Вместе с тремястами другими коллегами будущий биатлонный спец потрошил багажники под Зальцбургом день и ночь. Искал в числе прочего, как он недавно признался, атомные бомбы с обогащенным ураном, что позволяет предположить наличие в Пихлере наивности и подозрительности одновременно.

Вместо бомбы Пихлер нашел ребенка, приняв как-то роды у пассажирки восточноевропейского автобуса. "У нее отошли воды. Моя жена родила двоих детей, поэтому я знал, что надо делать", – так прокомментировал Вольфганг свою акушерскую деятельность. Неужели и у жены он принимал роды лично?

Однажды Вольфганг Пихлер решил стать биатлонным тренером. И начал с абсолютно верного шага: на какое-то время прибился к русским.

- В 1979 году я перенимал опыт у вашей команды. Сам большим гонщиком не был, а учиться тренерскому мастерству хотелось. Русские тогда здорово помогли. Приходил к ним на сборах, конспектировал, запоминал. Больше всего из ваших тренеров благодарен Александру Привалову, он многое дал мне за те годы, что мы общались.

О, времена: немецкий лыжник и биатлонист, начиная тренерскую карьеру, идет на поклон к советскому корифею…

А вот как тот самый советский корифей отозвался о Пихлере, когда тот обрушился с критикой на истерзанную допингом Россию.

- Этот самый Пихлер, который сейчас требует отстранить российскую команду от всех соревнований, можно сказать, наш выкормыш, - вспоминал Привалов. - Когда приезжали в Рупольдинг, всегда приглашали его в гости, общались с его родителями, делились опытом. Он не был тренером, работал на таможне. Но, наблюдая долгое время за нашими тренировками, чему-то научился. И хотя мы особых секретов не выдали, впоследствии благодарил за методическую помощь. Как-то, правда, вышел конфликт. Пригласили его на ужин, он сидит за столом, угощается и как выдаст: "Вы самые счастливые люди на свете. Потому что не знаете, как плохо живёте!" Выгнали его из-за стола. Видимо, в глубине души у него что-то было против нас. Всплыло еще тогда, а сейчас он демонстрирует неприязнь в открытую. Немцы его за тренера никогда не считали, а он приехал в Швецию и приспособился. Как Пихлер может судить о допинге, когда у него нет ни специальных знаний, ни образования? Он и работает-то скорее администратором, чем старшим тренером (эту должность в ту пору занимал Стаффан Эклунд. — Прим. авт.). Не тот Пихлер человек, на которого нужно обращать внимание. Может и приврать, и приукрасить. Делает все, чтобы сорвать этап Кубка мира в Ханты-Мансийске. Не знаю только, зачем. Может, кто-то из наших нынешних тренеров ему насолил, а может, кто-то настроил против нас.

Высокие отношения.

Однажды Вольфганг Пихлер пришел к выводу, что таможня  - более надежный источник заработка, чем тренерство в биатлоне. И продолжил обыскивать автомобили, даже работая со сборной Швеции. При такой загрузке Пихлеру некогда было читать российские спортивные СМИ, яро клеймившие футбольное совместительство в клубе и сборной. А прочитал бы – усовестился. Как так – сидеть на двух стульях? Тем более в биатлоне! Валерий Польховский – еще и фрезеровщик? Владимир Барнашов – дояр? Мамочки мои родные!  

Правда, 200 дней в году Пихлер находился в неоплачиваемом отпуске, меняя в этот период фуражку таможенника на шапку-петушок. Но в остальное время продолжал проверять по 20-30 машин за смену, считая это после эпохи рожениц и наркокурьеров чистой синекурой.

Бросить таможню он решил только после назначения старшим тренером женской сборной России. Понял: человек с таким окладом способен найти себе более приятное хобби.

Однажды Вольфганг Пихлер вляпался в скандал с настоящей перестрелкой. В тишайшем Рупольдинге, где прежде не случалось ничего подобного, на него покушались. Причем в деле оказалась замешана женщина. История темная, известно только, что Пихлеру тогда было 29, и семейными узами он себя еще не связал. Некий мужчина выпустил в него шесть пуль, из которых цели достигли четыре. Произошло это, когда Пихлер лежал в собственной постели. Причиной стала ревность.

Будущий наставник российских биатлонисток неделю провалялся в больнице. На спине и руке у него до сих пор шрамы от пулевых отверстий. А стрелявший в него ревнивец покончил с собой. В общем, жуткая жуть. 

Однажды Вольфганг Пихлер превратился из плохого тренера в хорошего. Наиболее ярко это проявилось в 1995 году, когда немец возглавил женскую сборную Швеции. С ней он проработает с ней 16 лет. До этого он пытался реализовать себя в немецкой команде, с которой, кстати, тоже кое-чего достиг: его подопечный Йенс Штайниген выиграл эстафетное золото Альбервиля-1992. В той же гонке бронзу завоевал еще один ученик Пихлера – швед Лейф Андерссон.

Через три года Магдалена Форсберг – самая значимая страница в тренерской биографии Пихлера - выиграла Кубок мира. Затем Форсберг, Анна-Карин Олофссон-Зидек и Хелена Юнссон добыли Пихлеру еще кучу наград. Плюс Бьорн Ферри. Плюс "гладкие" бундес-лыжницы Эви Захенбахер и Штефани Белер. Плюс, как ни странно, немецкий теннисист Кристофер Кас, которому тоже кое-что перепало от широкой тренерской души Пихлера, хоть и непонятно, что именно.

На одних только биатлонных Олимпиадах и чемпионатах мира Пихлер выиграл для Швеции 27 медалей различного достоинства. В 2006 году он был признан лучшим женским тренером мира, а в 2009-м – абсолютно лучшим. Как не взять такого?

Однажды Вольфганг Пихлер решил бороться с допингом. И не просто бороться, а бичевать его со всей своей принципиальностью.

- Да, я правдоруб, - заявил мне (Е. Дзичковский) Пихлер в 2009 году во время этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске. – И страдаю от этого всю жизнь. Даже работу в свое время потерял, если вы знаете. В 1991 году точно так же развернул борьбу против допинга в немецком спорте и лишился насиженного места. Были у меня проблемы и в 1987-м, когда боролся за чистоту биатлона в Западной Германии. Я был прав, что подтверждают свежие обвинения немецкого чемпиона Юргена Вирта в адрес тренера немецкой сборной Франка Ульриха. Всегда говорю то, что думаю – недаром в школе был старостой класса. Кому-то не нравится, но это так.

А думал Пихлер о сборной России в феврале 2009 года примерно следующее: "Эту команду нужно в полном составе отстранить от участия во всех турнирах на год или два. Потому что у него, Пихлера, есть уверенность: употребление допинга российскими биатлонистами носит системный характер. Екатерина Юрьева, Альбина Ахатова и Дмитрий Ярошенко попались в одно и то же время, в одном месте. Значит, они занимались этим не сами по себе, а по указке сверху. Если спортсмены Пихлера начнут колоть себе всякую гадость, от них первым делом сбегут спонсоры. На что будет существовать команда? Никому не нужно вкладывать деньги и получать в ответ обман и скандалы. В немецком велоспорте уже имелись прецеденты, этот вид спорта растерял спонсоров и уважение многих людей. Поэтому в спорте должна быть честность. Принимать допинг в наше время - безумие".

Пихлер не только говорил, но и действовал. Во время чемпионата мира-2009 в корейском Пьонгчанге он бродил по столовой среди столиков и собирал подписи под обращением о снятии сборной России с турнира. Доходился: теперь он сам работает в этой сборной. И сожалеет, по крайней мере на словах, что Юрьева не сможет принять участие в сочинской Олимпиаде. А еще говорит, что ее результаты далеки от уровня сборной, но дорога в его, Пихлера, команду, ни для кого не закрыта.

Между прочим, за тот сбор подписей Пихлеру досталось от Максима Чудова, требовавшего извинений.

- Это Чудов должен приползти на коленях и попросить прощения, - таким был ответ немца. - Я не буду извиняться ни перед кем из русских.

Однажды Вольфганг Пихлер устроил скандал в генеральном консульстве России в Зальцбурге, куда пришел оформлять визу для поездки опять-таки в Ханты. Возмущенный генконсул отправил организаторам этапа официальное письмо, в котором подробно расписал поведение тренера. Сообщалось, в частности, что "ему было предложено, в соответствии со ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении выдачи виз, оформить въездные документы в течение трех рабочих дней. В ответ заявитель в ультимативной форме и на повышенных тонах потребовал оформления визы в течение дня. При этом он угрожал сотрудникам Генконсульства последствиями, был груб, негативно высказывался в адрес Российской Федерации".

Подобный инцидент, между прочим, имел место и в 2010-м году.

- Я действительно был не слишком корректен в разговоре с сотрудниками консульства, - признался позже Пихлер. - Но поймите меня правильно. Назавтра вылетал в Канаду на Олимпийские игры. Несколько последних дней чувствовал себя плохо – болел. Именно это и объяснил референту консульства, принимавшей у меня документы. Предложил ей даже оставить все документы и копию паспорта, а визу получить после возвращения из Канады. Но меня вывело из равновесия отношение чиновника. Ничего личного в моем поведении не было – подобных бюрократов немало и в Германии, и где угодно. Что касается визы, то документы я забрал и теперь буду заниматься получением российской визы после Олимпиады.

Нет, прав был Привалов – что-то в Пихлере против нас все-таки засело.

Однажды Вольфганг Пихлер решил, что будет жестким тренером. И начал гонять шведок в хвост и в гриву. Поднимал в шесть утра. Заставлял преодолевать дистанцию триатлона. Отправлял в длиннейшие подъемы на роллерах. Принуждал взбираться на велосипедах на гору Китцбюэль. Именно тягу к истязаниям и железную дисциплину многие считают главным козырем немецкого тренера.

Сами шведки признавали: во время тренировочной работы они ненавидели Пихлера, но, когда приходил результат, прощали ему все. А Анна-Карин Олоффсон, смахивая по поводу прощания с немцем незримую слезу, мстительно посулила: "Теперь россиянки узнают, что такое настоящие тренировки".

А у тех и без того коленки вскачь. Ведь Пихлер, едва приехав в Россию, стал  раздавать интервью одно другого кровожаднее.

- 15 мая мы начнем первый тренировочный сбор. Нашим девизом будет - работать, работать и еще раз работать. Мы должны выстроить большую пирамиду. Среди россиянок нет суперталантов, как Магдалена Нойнер, зато они выигрывают медали для других стран, как, например, Кузьмина или Хрусталева. Сделаем все, чтобы создать строгие условия. Мы должны перегнать соперников. У нас будут самые жесткие, самые сложные тренировки в мире.

Кому-то в этот момент наверняка сделалось дурно.

- Немецкие методики были изобретены в период с 1960 по 1990 годы в ГДР. Их уже выучил весь мир – нужно придумывать что-то новое. Кстати, я не говорю, что был бы яростным борцом с допингом, работая в ту эпоху. Наверное, стал бы убежденным коммунистом.

За кулисами послышался стук упавшего тела. Скорее всего, это был Александр Тихонов, обвинявший самого Пихлера в устаревших методах работы.

- Женщины работают упорнее. Они более последовательны и серьезны, нежели мужчины. Если женщина чего-то хочет, она может головой пробить стену. Женщины на сто процентов следуют тренерским указаниям, а это путь к успеху. С мужчинами я также был среди сильнейших, но никогда не восходил на самую вершину.

Кто-то прощально всхлипнул, примерив на себя процесс пробивания стены головой.

Наши девушки были недалеки от мрачной истины. Не успел начаться май, они приступили к трехчасовым велопробегам на жарком Кипре, доведя общее время ежедневных занятий до 6-8 часов. Пихлер стоял на вершине горы, грозил оттуда секундомером и кричал: "Вы будете плакать, вам будет тяжело, но мы не отступимся!"  

Однажды Вольфганг Пихлер решил, что короткие сборы предпочтительнее длинных, заставив вспомнить анекдот о мужчине, убеждавшем женщину в том, что мягкость лучше твердости. Оказалось, он пришел к выводу: команде вреднее не переезды, а долгое нахождение на одном месте. В небольшом коллективе, дескать, спортсменки начинают уставать психологически, а это приводит к нездоровым трениям внутри команды, поэтому сборы у Пихлера будут короткими. Для переездов внутри Европы команда станет пользоваться автобусом. После двух-трех недель работы - недельная пауза. Если биатлонистки предпочтут остаться в Рупольдинге, они смогут это делать. Если же им захочется повидать семью, препятствовать никто не будет. Поездка домой психологически очень важна.

Лыко в ту же строку – легендарное дистанционное управление командой. Скайп, телефон, данные пульсометров в электронном виде, контроль лактата в крови… 56-летний немец оказался продвинутым юзером. Чем уже сэкономил себе кучу времени на несостоявшихся переездах и наверняка сэкономит еще.

Однажды Вольфганг Пихлер ввязался в стычку с вице-президентом СБР Дмитрием Алексашиным. Кто видел этого человека, не даст соврать: на вид он добрее панды и коалы вместе взятых. Однако ж, глядя на Пихлера, испытал вдруг такую неприязнь, что даже кушать не мог, кажется. Не нравились Алексашину в тот момент правдорубы.

Россиянин немца толкнул, а тот в ответ схватил его за воротник. После чего сильно возбудился и заговорил о боязни за свою жизнь во время этапа Кубка мира в Хантах.

- Мне недостаточно слов представителей IBU о том, что с нами ничего не случится! - громыхал Пихлер. - Если ситуация будет развиваться в том же ключе, мы более не станем участвовать с русскими в одних соревнованиях. Думаю, единственным выходом из сложившегося положения будут гарантии, предоставленные непосредственно российским правительством!

Было это, напомню, все в том же печальном 2009 году.

Однажды Вольфганг Пихлер понял, как много в жизни спортсмена значит питание. И начал заставлять шведскую сборную, живущую на сборах попарно, готовить пищу самостоятельно. Приводил в пример Оле-Эйнара Бьорндалена, которого невозможно застать в "Макдональдсе", а также самого себя, знатного кулинара. Лично варил кашу Магдалене Форсберг и готовил для всей команды свои фирменные спагетти с лососем.

Не исключено, что столь бюджетная форма питания была обусловлена стесненными материальными условиями, в которых находилась и находится шведская сборная. Пихлер очень любил озвучивать годовой бюджет шведской федерации – 400 тысяч долларов. А для контраста  - норвежские расходы (900 тысяч) и свою первую скандинавскую зарплату - 10 тысяч шведских крон (примерно 150 долларов США по курсу октября 1995 года). Вроде как  - "деньги для меня ничего не значат", и в то же время  - "представляете, чего я добился бы в богатой федерации!"

Что ж, богатая российская федерация в лице Сергея Кущенко уже озвучила российскую зарплату Пихлера. Согласно штатному расписанию – 120 тысяч рублей минус налоги. Главный смак, однако, - в российских призовых, и Пихлер прекрасно это знает. По некоторым данным, за победы в Ванкувере Евгений Устюгов и Ольга Зайцева получили от Михаила Прохорова по 500 тысяч долларов. Пихлеру столько не светит, но стимул гонять россиянок в гору на велосипедах у него все равно мощный.

Однажды Вольфганг Пихлер задумал простимулировать и шведских биатлонисток. Конкретно – на последнем чемпионате мира в Ханты-Мансийске.

- Перед спринтом я пообещал своим воспитанницам за каждый чистый рубеж по 50 евро. Они прошли чисто пять рубежей из восьми. В преследовании разорюсь — там заходов на стрельбище в два раза больше. С одной стороны, это мотив. С другой, я подталкиваю женщин к шопингу, что моментально сносит им крышу. Знаю проблему не понаслышке — проверил на своей герл-френд!

Вот таким ненавязчивым способом странный, часто небритый рыжий дед с торчащими в разные стороны зубами и в сбитой набекрень шапке перекинул мостик к своей личной жизни.

У него действительно имеется гражданская жена, которая работает кем-то вроде шефа приюта для престарелых, а также двое взрослых детей от первого брака. Сыну Йоханнесу 22, дочка Юлия на два года младше. Родной брат Клаус – настоящий бургомистр Рупольдинга, где у Пихлера есть дом с мезонином.

Короче, жил человек нормальной жизнью. Оттягивался на таможне, играл в теннис с Матсом Виландером, варил макароны с рыбой, имел крышу в лице брата-бургомистра. За каким, спрашивается, туманом сорвался? Зачем ему запах нашей тайги?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ Спорт-Экспресс  http://winter.sport-express.ru/ 

17.09.2011, 24.09.2011, 1.10.2011