4 мин.

Почему Россия выбрала худший способ защиты

Сама мысль короткая, но она требует некоторого вступления.

Ровно год назад я писал в этом блоге, отвечая на вопрос о возможных стратегиях защиты российской стороны:

1. Ни в коем случае не допустить, чтобы МОК или федерации рассматривали доклад Макларена через призму государственной системы, комплексно. Тогда есть шанс растащить дело на сотни процессов, в которых доказательная база будет существенно различаться, и тогда можно попробовать где-то добиться даже полного оправдания.

 

2. Педалировать версию о том, что спортсмены не знали о манипуляциях с пробами и, соответственно, невиновны в случившемся.  Если спортсмен не знал и не мог знать, что его пробой манипулируют, а сама проба чиста – наказывать его не за что.

3. Признать правоту Родченкова, возбудить уголовные и дисциплинарные дела в отношении виновных, предоставить МОК, WADA и федерациям полную картину преступлений вместе с доказательствами. Как ни больно будет признавать факт чудовищной аферы 2014 года, риск лишиться итогов Сочи и пары ближайших Олимпиад – это еще хуже.

Первый и второй пути будут бессмысленны, если мировое сообщество все-таки перед рассмотрением индивидуальных дел выработает общий консенсус по поводу государственной допинговой системы в России.

Три месяца назад, в статье "Как Россия будет защищаться от допинговых обвинений" я писал:

"...вариант, озвученный Путиным (о том, что пробы мог подменить кто угодно и когда угодно), не прокатит совершенно.  Он мало того что сам по себе нежизнеспособный, так еще и мешает отстаивать другую важную байку – о том, что допинговую систему создал Родченков на свой страх и риск. Потому что какой же Родченков преступник, если пробы с равной вероятностью мог подменить кто угодно? Ок, бросаем концепцию «отвечает тот, кто хранит» и валим всю вину на Родченкова. И тут к нам прилетают неприятные вопросы о его электронной переписке и о кодах проб, которые Родченков знать не мог.

Думаю, что выбраться из этого логического тупика российским властям будет очень непросто". 

Всё произошло именно так, как я предсказывал. Попытки российских властей (прямо скажем, бездарные) размахивать оправдательными решениями (которые на самом деле ничего общего с оправданием не имеют) никого не обманули. МОК (руками Освальда, и Шмидта) полностью подтвердил выводы Макларена о государственной допинговой системе. Отобраны сочинские медали, продолжается рассмотрение персональных кейсов, показания Родченкова вскрывают всё новых и новых фигурантов.

В результате сегодня решается вопрос об участии России в Олимпиаде, и прогнозы явно неутешительные. Почему это произошло?

Очевидно, сам факт признания грандиозной сочинской аферы и государственной системы вопреки утверждениям президента Путина - это позор для нынешней российской власти. Но позор, в целом, объяснимый: кому же не хочется выиграть домашние Игры? Даже если отбросить в сторону юридические нюансы, можно с некоторой натяжкой согласиться с тем, что власть хотела устроить праздник своему народу. Не гнушалась средствами, но так из светлых же побуждений.

Однако недопуск к Пхенчхану под российским флагом (если об этом сегодня будет объявлено) - это полный провал властей. Провал совершенно непростительный и одинаково позорный как с политической, так и с моральной точки зрения.

Когда ты пойман за руку (а российские власти благодаря жесткому диску компьютера Родченкова пойманы за руку), самое лучшее, что ты можешь сделать - это во всём признаться и попросить прощения. Повинную голову меч не сечёт. Уверен, что в случае признания Россией доклада Макларена у неё не было бы сейчас никаких проблем с участием в Пхенчхане. Давно были бы восстановлены РусАДА, ПКР и ВФЛА.

Более того: в отличие от пойманного на месте воришки, у российских властей была масса возможностей, чтобы признать доклад Макларена и сохранить лицо. Например, изобразив искреннее возмущение самодеятельностью Мутко и Нагорных, разложением антидопинговой лаборатории и вовлечением спецслужб в противоправную деятельность. Кремль мог снести головы трём-четырём высокопоставленным чиновникам и заявить о том, что недоглядел за слишком ретивыми царевыми опричниками. Да, пришлось бы расстаться с медальными итогами Сочи и взять на себя часть вины за случившееся. Зато российский спорт был бы сохранён, да и репутация руководства страны, в целом, тоже.

Я думаю, что нынешние последствия допингового скандала понимающие люди в Кремле просчитали давным-давно. Они откровенно лгут, когда называют решения МОК сенсационным вызовом мировому спорту. Никакой сенсации нет: всё идёт так, как должно было. Так почему же российские власти, понимая, чем грозит выбранная ими стратегия, так самоубийственно её придерживались?

Да потому, что решение о допинговом заговоре "Сочи-2014" было принято на самом верху. И ещё потому, что участниками его были ВСЕ мало-мальски значимые фигуры российского спорта поголовно. Жертвовать оказалось попросту некем: разматывание допинговой цепочки привело бы к таким разоблачениям, что властям (в который уже раз) легче оказалось подставить спортсменов, болельщиков и репутацию страны.

Всех, кроме себя любимых. 

З.Ы. Они, конечно, долго ещё будут кричать о порушенных олимпийских ценностях и политизации спорта. Потратят миллионы (не свои) на судебные и арбитражные процессы. Наградят участников заговора за молчание. 

Но от всего этого они менее омерзительными не станут.