11 мин.

Дмитрий Флис: «По своему уровню российская Суперлига не уступает второй испанской лиге»

Форвард екатеринбургского «Урала» Дмитрий Флис, больше десяти лет отыгравший в Испании, рассказывает, как решился на возвращение в Россию, делится впечатлениями от знакомства с российским баскетболом, сравнивает уровень Суперлиги и испанского чемпионата и вспоминает тренировки в национальной сборной.

 

«Сейчас я чувствую себя намного более русским»

- Вы провели в Испании больше десяти лет. Почему в какой-то момент решили вернуться в Россию?

– Я жил в Испании с 2000 года, тринадцать лет. Но из-за финансовой ситуации в стране в целом и в испанском баскетболе мне пришлось рассматривать другие варианты.

- Приоритетом  было возвращение в Россию?

– Да, у меня российское гражданство, поэтому в первую очередь я рассматривал именно предложения из России.

- Почему в итоге оказались в «Урале»?

– Когда я начал поиски, они сразу же, одними из первых, связались со мной. Их предложение было очень интересным. И команда здесь сильная.

- Сильная команда, но все же из второго дивизиона. Предложения от клубов Единой лиги ВТБ у Вас были?

– Было одно предложение. Но я поговорил со своим агентом, он мне сказал, что в «Урале» очень во мне заинтересованы, и руководство, и тренерский состав, я буду получать много игрового времени. Поэтому я практически, можно сказать, и не думал.

- С какими чувствами вы покидали Испанию?

– Чувства? Да, в принципе, никаких и не было… У меня в России семья, можно сказать, у меня две родины, и мне, по большому счету, все равно: играть там или играть здесь… Просто интересно было сменить обстановку, поиграть в России, где я никогда раньше не играл, поэтому я и решил сюда приехать.

- В одном из интервью после приезда в Россию вы сказали, что пока возвращаетесь сюда только на один год…

– У меня на будущее особенных планов нет. Поступило хорошее предложение – и я решил приехать сюда, посмотреть на российский баскетбол, попробовать себя здесь. А уже на следующий год буду решать, что и как будет дальше. В Испании сейчас на самом деле очень тяжело, спорт, в том числе и баскетбол, переживает непростой период. Посмотрим, что будет через год.

- В «Ховентуде» вы прошли все ступени от юношеской команды до основной. Болельщики как-то по-особому к вам относились?

– В «Ховентуде» я и в самом деле провел много лет. И у меня сложились хорошие отношения с болельщиками. Болельщики там вообще очень хорошие. Бадалона – город не такой большой, меньше 250 тысяч человек, но на баскетболе, когда мы играли (не знаю, как сейчас из-за кризиса), на трибунах постоянно собиралось по пять-шесть, а бывало даже и по семь-восемь тысяч человек.

- В России такого ажиотажа пока не встречали?

– Не знаю, как вообще по России, но в Екатеринбурге, если мы играем в еврокубке или важный матч чемпионата, приходят две или больше тысячи человек. (По итогам сезона-2012/2013 «Урал» по средней посещаемости домашних матчей занял второе место среди всех мужских баскетбольных клубов России (2826 человек), опередив ЦСКА, казанский УНИКС и подмосковные «Химки» и уступив только «Локомотиву-Кубани» (4239 человек) – прим. авт.) Приятно видеть полный зал.

- Самое яркое впечатление за годы, проведенные в Испании?

– Больше всего запомнилось поражение от мадридского «Реала» на последних секундах пятого матча полуфинала плей-офф испанского чемпионата. Было очень обидно. Мы могли выйти в финал, но проиграли буквально за последние 7-8 секунд… Это было в 2007 году.

- А самый интересный человек, с которым вы там познакомились?

– Наверное, это тренер Аито Гарсия Ренесес. Он много лет тренировал «Барселону» (и девять раз выигрывал с ней чемпионат Испании, а также побеждал в еврокубках – прим. авт.), а я играл у него в «Ховентуде». Это очень хороший тренер, он знает, как собрать команду, как настроить игроков, чтобы каждый выдал для команды по сто процентов, знает, как помочь игроку раскрыть свои сильные стороны и использовать их на площадке. Очень сильный тренер.

- Как вы оцените испанский период своей карьеры?

– На мой взгляд, моя карьера вполне удалась: я успел поиграть в трех командах в первой и второй испанской лигах и в Кубке Испании, в Евролиге, Кубке УЛЕБ и Еврокубке… Хотя тьфу-тьфу-тьфу (сплевывает через плечо – прим. авт.), надеюсь, у меня еще много лет впереди, так что пока не будем ставить точку.

- В России вы уже четвертый месяц. По Испании скучаете?

– Всегда тяжело, когда ты переезжаешь на какое-то новое место. Первое время всегда сложно привыкнуть: другие люди и другая обстановка вокруг, другой климат, все совершенно другое… Но потихоньку адаптируюсь, вливаюсь в команду, начинает здесь нравиться...

- В интервью вы говорили, что ощущаете себя гражданином Испании. К российской действительности успели заново привыкнуть?

– Да, тогда, летом, я ощущал себя, скорее, испанцем… Но, мне кажется, если ты проживешь тринадцать лет, неважно где – в Испании, Китае или США – ты будешь себя ощущать гражданином этой страны. Сейчас я прожил в России четыре месяца и уже привык. У меня здесь родственники, родители, и мне было легко сюда влиться. И сейчас да, уже можно сказать, что я чувствую себя намного более русским.

- Вы впервые приехали в Россию не на месяц-два, как в отпуске, а надолго, жить и работать. Какими были ваши впечатления?

– Я же вырос здесь, провел здесь все детство. И знал, что такое Россия. Хотя я уже привык к европейскому стилю жизни, для меня и здесь ничто не чуждо. Я пожил здесь месяц – и уже привык. Вот американцы в нашей команде – они приезжают в другую страну и для них многие вещи совершенно непонятны. Мне же было намного легче, в течение нескольких недель я полностью адаптировался. 

- В Екатеринбурге раньше бывали?

– Нет. Но город очень большой, красивый, мне там нравится. Это хороший город, чтобы приехать в Россию в первый раз.

 

«Урал» играет в быстрый баскетбол: у кого первого есть возможность – тот и атакует. В Европе баскетбол более спокойный»

- А впечатления от российского баскетбола? Ведь раньше он вам был совершенно не знаком.

– Чемпионат Суперлиги довольно-таки сильный. Я даже не ожидал, что российский баскетбол будет настолько сильным. Единственное, наша команда участвует сразу в трех турнирах, и это тяжело. Раньше мне не приходилось играть одновременно в чемпионате, Кубке страны и еврокубке. Три-четыре игры в неделю, игра – переезд – игра – переезд... Практически нет времени даже отдохнуть. Но это единственная сложность. А вообще, повторюсь, чемпионат России довольно сильный.

- Вы поиграли и в главной испанской лиге, которая считается сильнейшей в Европе, и во второй. Можно ли с ними сравнить Суперлигу, второй дивизион российского баскетбола?

– Суперлига, конечно, немного отличается. С первым испанским дивизионом ее сравнить нельзя: там совершенно другой уровень. А если сравнивать со вторым… В Суперлиге, например, я смотрю, очень мало легионеров, американских игроков. Много команд, где собраны только русские игроки. Сильные команды, куда берут и американцев, единичны. Во втором испанском дивизионе практически во всех командах есть легионеры, американцы и европейцы. То есть отличие есть, например, в составе игроков. Но по своему уровню Суперлига не уступает второй испанской лиге.

- Как «Урал», сильнейший клуб российской Суперлиги, смотрелся бы во второй испанской лиге?

– Мне кажется, он смотрелся бы очень прилично, может быть, даже попал бы в число призеров. У нас очень сильная команда, хорошо укомплектованная, на всех позициях есть по два хороших игрока, а такое я встречал не в каждом клубе. По тем командам, которые я видел, у нас один из сильнейших коллективов.

- Как вас встретили в команде?

– Хорошо. Еще когда летом я разговаривал со своим агентом, он мне говорил, что тренеру «Урала» очень нравится моя игра. И с тренерским составом вообще все было хорошо, они мне очень помогли. И ребята из команды помогли, хорошие пацаны все… Поэтому на самом деле было легко.

- Свой дебют в Суперлиге вы как оцените? В первом же матче вы набрали больше двадцати очков…

– Первая игра была очень интересной, особенно для меня. Нам досталась Ревда («ТЕМП-СУМЗ» – прим. авт.), тяжелая команда, и мы только в конце, на последних минутах все решили и выиграли. Было тяжело, но я сыграл хорошо. Да и вся команда хорошо сыграла. Потом я забивал не так много. Но мне сложновато в том плане, что я пока не знаю лигу, не знаю игроков и команды, против которых играю. И баскетбол здесь немного отличается от европейского.

- В чем это выражается?

– Особенно наша команда, к примеру, отличается тем, что играет в быстрый баскетбол: кто прибегает, у кого первого есть возможность – тот и атакует. В Европе баскетбол не такой быстрый, там у каждого игрока своя роль, каждый знает, что он должен делать. Баскетбол там более спокойный. В этом большое отличие.

- А с организационной точки зрения «Урал» можно сравнить с вашими прежними клубами, «Андоррой Регал», выступающей во втором дивизионе, или «Ховентудом», одним из сильнейших испанских клубов?

–  С «Ховентудом» сравнивать тяжело: это большой клуб, у него одна из крупнейших в Европе баскетбольных школ, подготовка молодых игроков на очень высоком уровне, и вся организация на уровне, наверное, лучших клубов Лиги ВТБ. А если сравнивать с «Андоррой» – организация и структура клуба похожи, оба клуба небольшие и довольно молодые.

- Кто-то из игроков или тренеров интересуется вашим европейским опытом?

– Из игроков кто-то спрашивал, а тренеры или руководство – нет. Иногда, конечно, бывает, ребята из команды спрашивают, что там, как…

- Почему, на ваш взгляд, российские игроки не очень охотно едут в Европу?

– Мне кажется, в России у игроков всегда были хорошие контракты, хорошие заработки. Хорошие игроки получали неплохие деньги – зачем им ехать куда-то в Европу, где они получали бы то же самое?..

- Но вот вы в пятнадцать лет не побоялись уехать…

– Не знаю, может, у меня как-то по-другому сложилось: мне предложили уехать – я даже и не думал, уехал. Из маленького города, в котором я вырос, уехать в Испанию, страну, где жить намного интереснее и уровень жизни тогда был совсем другой – сделать выбор мне было легко.

- В чемпионате и Кубке России «Урал» уже провел десяток матчей. Кто-то из игроков или команд вас особенно удивил?

– Честно сказать, не бывает даже времени удивляться: так много игр… Вот сейчас мы за три дня провели две игры. Одна игра прошла – на следующий день переезд, а через день снова игра. Не успеваешь задумываться ни об игре, ни об игроках: на следующий день после матча уже просматриваешь видео другой команды, готовишься к новой игре.

- Вы с командой уже совершили выезд по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. Ощутили всю прелесть российских масштабов?

– В прошлом году, хотя Испания не такая большая страна, у нас был переезд по всей стране на автобусе. По 10-12 часов на автобусе… Так что переездами меня не удивить.

- Но в Испании нет часовых поясов и разницы во времени…

– Это да, в этом, конечно, минус. Ты едешь в какой-то город, там 5-6 часов разницы, пока привыкаешь – уже пора домой, дома ты «никакой», а на следующий день снова игра…

- Лично вам как этот выезд дался?

– После четырех месяцев я уже привык. Поначалу было тяжело: я приехал в Екатеринбург из Испании, другой страны, потом мы уехали в Хорватию, из Хорватии приехали – во Владивосток… Привыкнуть к постоянной разнице во времени, порой совершенно дикой, было сложно.

 

«Баскетбол – это дружеский вид спорта, не как футбол»

- Вы решились вернуться в Россию во многом из-за финансового кризиса. А в 2007 году, когда вы впервые стали, по большому счету, известны в России, был интерес со стороны наших клубов?

– Интерес был, и было несколько предложений. Но у меня действовал контракт с «Ховентудом» на длительный срок с большой суммой отступных. Из-за него я тогда и не смог приехать в Россию.

- Вы сильно удивились, когда в 2007 году вас пригласили на сборы российской сборной?

– Я перед этим хорошо провел плей-офф чемпионата Испании. Сезон провел, может быть, и не так сильно, но именно в плей-офф сыграл достаточно хорошо. Поэтому, наверное, обо мне и вспомнили, позвонили. Конечно, когда мне позвонили, я приятно удивился.

- Какие у вас остались воспоминания о тренировках со сборной?

– Самые хорошие. Не каждый день можно тренироваться с игроками такого уровня, как Кириленко, Холден, Хряпа… Очень сильные игроки, тренироваться с этими ребятами было очень интересно.

- А что вы чувствовали, когда поняли, что не попадаете в заявку на чемпионат Европы?

– На самом деле, когда я ехал туда, я вообще на многое и не рассчитывал. Я в России никогда не играл, никто меня не знал. Возьмут меня или не возьмут – я особо и не задумывался. Просто приехал летом тренироваться. И когда мне сказали, что в заявку я не попадаю – разочарования не было. Хотя попасть на чемпионат Европы, конечно, хотелось бы.

- Финал тогда смотрели?

– Смотрел. Я тогда уже был в Испании.

- И за кого болели?

– Конечно же, за русских.

- Каких-то конфликтов из-за этого с испанцами не было?

– Да нет. Никаких конфликтов. Баскетбол – это дружеский вид спорта, не как футбол.

Фото: БК «Урал»