Второй фронт
«Даллас»
Шестой: Джейсон Терри
Ключевые игроки скамейки: Хосе Хуан Бареа, Шон Мэрион, Брендан Хэйвуд
Отличительной чертой нынешнего «Далласа» является сбалансированность. Рик Карлайл располагает не только сильной стартовой пятеркой. Пожалуй, по звучности имен скамейка «Маверикс» – лучшая в лиге. Это подтверждается и статистикой, где опять же всплывает пресловутый техасский баланс: резервисты «бродяг» третьи в лиге по набранным очкам, пятые по игре на своей половине площадки и с заметным отрывом лидируют в таблице общей эффективности.
Знаменитого энтузиаста Марка Кьюбана в некотором смысле можно назвать частью скамейки «Мавс». Начать хотя бы с того, что фанатичный бизнесмен присутствует на всех матчах своей команды, располагаясь в непосредственной близости от подшефных. Необходимо отметить и те усилия, что упрямый Кьюбан прикладывает ради повышения конкурентоспособности любимого детища. Пусть над этим периодически посмеиваются (зачастую небезосновательно), но Марк абсолютно не жалеет денег, затрачивая на контракты огромные суммы, и лишь благодаря его щедрости «Даллас» может позволить себе держать в запасе таких мастеровитых товарищей, как Джейсон Терри, Шон Мэрион и Брендан Хэйвуд.
«Лучший шестой» сезона-2008/2009 – настоящий икс-фактор, козырь в рукаве Карлайла. Джет является вторым бомбардиром команды, а также идет в десятке лидеров лиги по результативности и количеству проводимого времени в заключительных четвертях. Будучи незаурядным «клатчером», Терри вместе с Дирком разделяет ответственность в большинстве ключевых эпизодов. Сегодня Джейсон считается одним из основных претендентов на звание лучшего запасного завершающейся «регулярки». 33-летний защитник – исключительно важный для «Мавс» персонаж.
Шон Мэрион – еще один игрок уровня стартовой пятерки, так называемый «difference maker». Перед началом сезона, когда Карлайл определил Родрига Бебуа в основу, Мэрион без лишних вопросов согласился на «понижение», поумерив личные амбиции ради общего блага. 12 очков, 7 подборов, свыше 50 процентов реализации: старания универсального форварда, отрабатывающего на «тройке» и «четверке» – это действительно благо для «Далласа». А вот Брендан Хэйвуд не оправдывает свой увесистый контракт, да и вообще значительно потускнел на фоне новобранца Тайсона Чендлера. Тем не менее, в большинстве команд НБА этот габаритный центровой выходил бы в стартовой пятерке. Он может сыграть определенную роль в плей-офф, особенно в ожидаемом сражении с мощным фронткортом действующих чемпионов. Проводящий лучший сезон Хосе-Хуан Бареа умело дирижирует вторым эшелоном команды. Стоит сказать и про подписанного совсем недавно Кори Брэюра. Если перспективный игрок приобретался не только с той целью, чтобы его не смогли забрать конкуренты из «Сан-Антонио» и «Бостона», то он способен сделать скамейку техасцев еще более глубокой.
«Денвер»
Шестой: Джей Ар Смит
Ключевые игроки скамейки: Крис Андерсен, Данило Галлинари, Рэймонд Фелтон, Эл Харрингтон
Еще до февральского дедлайна в «Денвере» наблюдалась мощная концентрация серьезных исполнителей, причем речь идет не только о стартовой пятерке колорадцев. Сложно сказать, какое влияние окажет на «самородков» обмен Кармело Энтони в долгосрочной перспективе, но, если исходить из современных реалий, то заметно увеличился средний уровень команды и, безусловно, вырос потенциал скамейки запасных. Потеряв элитных Биллапса и Мело, а вместе с ними абстрактный «талант», как любят говорить в таких случаях американцы, «Наггетс» разжились целым квартетом молодых и перспективных баскетболистов. Если «Нью-Йорк» после прихода Энтони пока откровенно сыпется и идет с отрицательным балансом, то очищенный от невнятного контекста «Денвер» выиграл двенадцать из шестнадцати матчей, повысив статистические показатели как в защите, так и в нападении. Заслуга здесь принадлежит и номинальной по сути скамейке, любой представитель которой способен без ущерба для результата выходить и в основном составе.
Джордж Карл недавно признался, что не представляет, чего ждать от своих подопечных: «Любой наш соперник не может знать, что мы собираемся сделать, потому что мы сами не знаем, чего от себя ждать». Кажется, о подобных «проблемах» многие тренеры могут только мечтать. Это подтверждают слова защитника «Сперс» Ману Джинобили, который после недавнего поражения от денверцев отметил непредсказуемость обновленной колорадской дружины.
Как ни крути, но в плей-офф на одной непредсказуемости далеко не уедешь, так что ветерану тренерского цеха желательно поскорее изучить возможности подопечных, дабы выжимать из имеющегося состава максимум и постараться избежать традиционного вылета в первом же раунде.
«Лейкерс»
Шестой: Ламар Одом
Ключевые игроки скамейки: Мэтт Барнс, Стив Блэйк, Шэннон Браун
Еще в прошлом сезоне скамейка «Лейкерс» считалась слабым звеном команды, да и в текущем розыгрыше запасные калифорнийцев не могут похвастать выдающимися показателями. Разве что две разноплановые и эффективные пятерки, составленные преимущественно из резервистов, добились восьмого места по эффективности в нападении (Блэйк-Браун-Брайант-Одом-Газоль) и двадцатого в защите (Блэйк-Браун-Барнс-Одом-Газоль). Кроме этого существуют еще несколько обстоятельств, позволяющих говорить, что Фил Джексон может доверять своим резервистам, сняв часть нагрузки с лидеров клуба, что для «озерников» уже очень неплохо.
В межсезонье Митч Капчак приобрел двух интересных и действительно нужных коллективу исполнителей. Опытный снайпер Стив Блэйк – пусть пока окончательно не освоился на новом месте – отличный напарник для 36-летнего разыгрывающего Дерека Фишера, основная задача которого, по словам Кобе, «решать в ключевые моменты». Вдохновившись удачным примером с Роном Артестом, «озерники» ассимилировали еще одного антагониста Брайанта форварда Мэтта Барнса. Агрессивный игрок способен отработать на нескольких позициях, закрыть периметр и побороться за подбор. Необходимо также отметить прогресс Шэннона Брауна, который в дополнение к своим атлетическим талантам прибавил умение более или менее регулярно поражать кольцо с дистанции.
Три «Б» – Барнс, Блэйк и Браун – это, конечно, очень хорошо, но основная причина, по которой скамейка «Элэй» попала в хит-парад, заключается в присутствии Ламара Одома. Неповторимое сочетание размеров и подвижности передней линии вкупе с наличием Брайанта в бэккорте – вот что делает калифорнийскую команду невероятно универсальной, способной подстраиваться и успешно противостоять любому сопернику в Ассоциации. Дуэт Газоль-Байнэм призван доминировать в «краске» по оба конца площадки. Кобе, по-прежнему, является одним из лучших баскетболистов планеты. Ну а «шестой игрок» чемпионов Ламар Одом, выходя со скамейки, абсолютно безболезненно меняет кого-то из основных «больших», тем самым поддерживая высочайший темп в атаке «озерников». Седьмой номер «Лейкерс» проводит великолепный сезон и вместе с Джейсоном Терри претендует на звание лучшего запасного НБА. Несмотря на финансовый аспект, Фил Джексон доволен продлением контракта с 31-летним любителем сладостей, признавая, что «без Одома мы бы не выиграли чемпионат».
Скамейка «Лейкерс» не идеальна, но обладает рядом несомненных достоинств, могущих сыграть важную роль при походе клуба за третьим подряд титулом.
«Сан-Антонио»
Шестой: Джордж Хилл
Ключевые игроки скамейки: ДеХуан Блэйр, Мэтт Боннер, Гэри Нил
Одна из главных составляющих лидерства «Сан-Антонио» – уверенные действия резервистов. На скамейке «Сперс» присутствуют хорошо обученные, четко знающие свой маневр исполнители, способные внести перелом или хотя бы изменить тактический рисунок по ходу игры. Впечатляющей эффективности от запасных Поповичу удалось добиться не сразу – достаточно вспомнить мытарства команды в прошлом сезоне, а ведь состав с тех пор практически не изменился. Поп перепробовал множество различных вариантов ротации. После того как Ману окончательно перебрался в старт, в качестве «шестого» использовались Роджер Мэйсон и даже Ричард Джефферсон, пока, наконец, Грегори не остановил выбор на Джордже Хилле. Задняя линия «Сперс», в которую входят сразу двое представителей техасской «Большой Тройки» является одной из сильнейших в лиге, и любимчик Поповича играет здесь важную роль. Вряд ли кто сейчас удивится, но Паркер, Джинобили и Хилл очень здорово подходят друг другу. Распределение игрового времени у «шпор» построено таким образом, что либо Тони, либо Ману обязательно присутствуют на паркете. Джордж, обладающий способностями как разыгрывающего, так и второго номера подстраивается под более опытных партнеров и выступает как бы связующим звеном, давая кому-то из лидеров передышку и, что самое главное, без существенной потери в качестве. В дополнение цепкий, неуступчивый Хилл неплохо защищается. Попович частенько использует это умение 24-летнего уроженца Индианаполиса, иной раз доверяя ему опеку монстров вроде Кобе Брайанта.
Конечно же, «шпорам» очень повезло с Гэри Нилом. Наличие хладнокровного, уверенного в себе снайпера – обязательное условие для успешности команд «позднего Поповича». В лице «незадрафтованного 26-летнего новичка, поигравшего в Турции, Испании и Италии» (работающие на матчах «Сан-Антонио» комментаторы считают своим долгом постоянно напоминать об этом), «Сперс» вновь обрели важную для себя опцию в атаке.
Достойный набор имеется и в передней линии. Вместе с неизменным Тимом Данканом службу в «краске» несут четыре разноплановых «больших». Самый меткий дальнобойщик текущего чемпионата Мэтт Боннер приносит пользу уже одним своим появлением на площадке, растягивая оборонительные построения соперников. Как это ни странно, рыжеволосый уничтожитель гамбургеров еще и входит во вторую, третью, четвертую и пятую лучшие (по статистике) оборонительные пятерки «Сперс». Если верить последним известиям из стана техасцев, то Попович сделал ставку на пару Данкан-МакДайесс, так что прогрессирующий Блэйр будет шустрить под кольцом и собирать подборы, выходя со скамейки. Активация работоспособного центрового Тьяго Сплиттера – подспорье для усиления резервной обоймы «Сан-Антонио». То же самое можно сказать и про атлетичного свингмена Джеймса Андерсона.
«Филадельфия»
Шестой: Таддеус Янг
Ключевые игроки скамейки: Андрес Носьони, Эван Тернер, Лу Уильямс
Предполагалось, что после прихода «олдскульного» Дага Коллинза регрессирующая «Филадельфия» быстро забудет об экспериментах Эдди Джордана и вернется к традиционным ценностям вроде защиты и строгой дисциплины, вновь пойдя по пути развития. Однако старт сезона поверг поклонников команды в отчаяние – с реализацией последнего пункта программы возникли серьезные проблемы. В самом деле отсутствие игры и результата было просто пугающим. Но в декабре «Сиксерс» начали подавать признаки жизни, что постепенно вылилось в устойчивый прогресс, закрепленный на отрезке после Звездного Уикенда, на котором пенсильванцы добились одного из лучших результатов в Восточной конференции. Важная роль в Ренессансе принадлежит и скамейке запасных.
Вместе с коллегами из «Финикса» резервисты «76-х» неоднократно сменяли друг друга на вершине основополагающего статистического рейтинга «набранные очки». Это неудивительно, учитывая наличие в числе запасных таких персонажей, как Таддеус Янг и Лу Уильямс. В первую очередь именно этот гармоничный дуэт обеспечивает «Филадельфии» допуск в когорту команд, обладающих лучшими скамейками.
Янг и Уильямс проводят на паркете добрую половину игры, а также активно используются в решающих двенадцатиминутках. Средняя результативность Луиса составляет 14 очков. 24-летний защитник постоянно нацелен на поражение вражеской корзины, так что ментально он просто идеально подходит на роль «шестого». В свою очередь Таддеус Янг получает чуть больше времени, нежели Уильямс, да и спектр его действий несколько шире. Помимо набора очков в обязанности форварда входят подбор, защита и закрытие бреши на позиции четвертого номера, на которую атлет поднимается, давая необходимую передышку Брэнду и Ховсу. Оба молодых исполнителя в равной степени заслуживают права называться главным запасным коллектива.
Отдельного упоминания заслуживает второй номер драфта Эван Тернер. По итогам сезона он неизбежно попадет в списки разочарований – уж слишком высоки были ожидания – но в 2011 году у Тернера таки взыграло самолюбие и он начал периодически демонстрировать вменяемый баскетбол, что положительным образом сказывается на продуктивности резерва «Филадельфии».
Прогресс Эвана Тернера и точечное усиление, в частности, скамейки запасных заметно укрепят и без того симпатичный и боеспособный коллектив.
«Финикс»
Шестой: Марчин Гортат
Ключевые игроки скамейки: Аарон Брукс, Джаред Дадли, Микаэль Петрюс, Хаким Уоррик, Джош Чилдресс
Сильная скамейка является характерной особенностью «Финикса» эпохи Элвина Джентри. В прошлом сезоне взрывной резерв аризонцев предстал одним из важнейших ингредиентов успешного выступления клуба в регулярном чемпионате и неожиданного выхода в финал Западной конференции.
Летом в составе «Санс» произошли довольно существенные изменения, что повлияло на положение всей команды и запаса в частности. С неразберихой, творившейся в коллективе с самого начала сезона-2010/2011, тренерскому штабу удалось справиться только после декабрьского обмена с «Орландо». Джентри все-таки определился с ротацией и разлаженный командный механизм, наконец, пришел в действие.
На скамейке «Санс» собрано немало качественных исполнителей. Вообще, как и в случае с «Чикаго», запасные «солнечных» предстают одним из тех зеркал, что отражают сущность аризонской команды: резерв идет на первом месте по результативности и в третьем десятке по игре в защите. В настоящий момент главным ответственным за продуктивность «бенча» выступает Марчин Гортат, в активе которого имеются восемнадцать дабл-даблов «со скамейки», что является лучшим результатом в НБА. Наверное, разговоры о том, что поляк должен выходить в старте не утихнут до тех пор, пока он не будет переведен в основной состав, ну а пока Polish Hummer приносит неоценимую пользу и в качестве запасного. Джаред Дадли – идеальный ролевик, очень значимый для «Финикса» человек. Такие харизматичные персонажи, как Дадли нужны в любом коллективе. Джаред легко может встряхнуть, завести партнеров, поборовшись за безнадежный подбор на чужом щите или приступив к ожесточенному обстрелу вражеских позиций из дальнобойного орудия. В распоряжении Элвина наличествуют два отличных защитника периметра: Микаэль Петрюс и Джош Чилдресс. Правда, в отличие от Гортата и Дадли, про аризонских стопперов нельзя сказать, что они полноценно адаптировались и четко выполняют поставленные задачи. То же самое справедливо и по отношению к Хакиму Уоррику, который не пользуется доверием наставника. Атлетичный форвард действует нестабильно, но порой выдает просто потрясающие матчи. В условиях скудного набора в передней линии негоже разбрасываться подобными исполнителями.
Мы подошли к ключевой для «солнечных» позиции первого номера. После долгих злоключений нестабильный Горан Драгич был обменян в «Рокетс» на Аарона Брукса, столкнувшегося с непониманием в Хьюстоне. Ясно, что за один месяц на финише «регулярки» трудно полностью влиться в состав, но Брукс очень старается. Его адаптация – еще одна возможность для усиления «Финикса».
«Чикаго»
Шестой: Тадж Гибсон
Ключевые игроки скамейки: Омер Ашик, Ронни Брюэр, Кайл Корвер, Кэрт Томас, Си Джей Уотсон
«Чикаго» Тома Тибодо лидирует в большинстве оборонительных рейтингов НБА. Запасные «быков» занимают всего двадцать второе место среди коллег по результативности, но являются лучшими защитниками в Ассоциации. Недавно сайт NBA.com обнародовал данные о продуктивности пятерок, сыгравших вместе не менее ста минут. Вариация Уотсон-Брюэр-Денг-Гибсон-Ашик с четырьмя представителями скамейки продемонстрировала лучший результат во всей лиге по эффективности в защите (сто тридцать второе место в нападении). Та же пятерка, но с Роузом вместо Уотсона идет на второй позиции, при этом данный вариант гораздо полезнее в атаке – двадцать пятое место.
В нынешнем сезоне «Чикаго» добился выдающегося прогресса. Два предшествующих года «Буллс» с огромным трудом пробивались в плей-офф, откуда вылетали в первом раунде. Сейчас же клуб успешно борется за первое место на Востоке и надеется делегировать своего вожака на звание MVP «регулярки». Навести шороху в турнире на выбывание? Надо думать, на этот счет у «быков» имеются определенные планы. Скамейка вносит в общее дело посильный вклад. После появления Бузера и перевода в резерв показатели Таджа Гибсона несколько снизились, но он все так же усердно трудится в защите. Курт Томас помог пережить потерю Карлоса и Ноа и, несмотря на свои 38, продолжает самозабвенно рубиться под щитами. Корвер реализует 42% из-за дуги, привыкает к новым условиям молодой центровой Ашик. И все же основная заслуга в прогрессе принадлежит стартерам, и руководству клуба стоит озаботиться повышением атакующего потенциала скамейки, возможно, добавив в ее состав еще одного снайпера и опытного разыгрывающего под Роуза.
Просто если «по справедливости», то я за Луиса Уильямса, потому что он именно игрок скамейки. Я каждый год формирую список претендентов на это звание по моей версии - по определённым критериям (в старте выходил реже, чем со скамьи, время на площадке <30 минут, минимум 60 игр в сезоне и максимум пятый в команде по среднему игровому времени). И игроки вроде Ламара, Джета и большинства тех, кто в прошлые годы брал это звание, получают от меня звание «лучшего бенчера», но не «лучшего шестого».
Экскурс в историю напишу через год или два.)) Сначала надо про Рэмзи, Нельсона, Мак-Хейла и Уолтона отдельные материалы написать. Тем более сейчас у меня первоочередная задача до осени написать «пятёрки на все времена» Рочестера, Цинциннати и Канзаса, пока Кингз ещё не стартовали в Анахайме, так что об истории Сакраменто я пока забочусь больше, чем об истории Бостона.
Поэтому я хотя бы за то, чтобы награда называлась не «лучшему шестому», а как-нибудь... «самому полезному игроку ротации», если уж «бенчер» считается оскорблением. Правда, НБА меня не слушает никогда.((
Например, фраза «Жинобили - лучший шестой» звучит довольно глупо, ведь правда, когда он давно уже третий, второй, а то и первый игрок в Спёрс?