5 мин.

Возрастное ограничение на драфте больше не работает

Оригинал – Оуэн Филлипс, FiveThirtyEight.

Может ли возрастное ограничение на попадание в НБА исчезнуть? Вполне. В октябре, во время появления на подкасте ESPN Mike & Mike, комиссионер Адам Сильвер сказал, что «изменения совершенно точно будут». Сильвер указал, что он работает непосредственно с профсоюзом игроков, чтобы потенциально устранить, или, по крайней мере, пересмотреть возрастное ограничение. Все это – разворот на 180 градусов для Сильвера, который в 2014 году сделал повышение минимального возраста вхождения в НБА с 19 до 20 лет своим главным приоритетом.

Комиссионер привел три аргумента за внесение изменений: недавний скандал в NCAA; факт того, что два пика №1 драфта этого и прошлого года были выбраны из колледжей, которые не попали в Мартовское Безумие; увеличение количества игроков one-and-done (т.е. тех, кто провел в университетской лиге всего 1 сезон) на драфте.

Комментарии Сильвера дают предположить, что лига готова признать – возрастное ограничение попросту не работает. Фактически, последние драфты показывают, что возрастная политика возымела обратный эффект: проспекты становятся моложе, а не старше.

В 1995 году Кевин Гарнетт стал четвертым игроком в истории лиги, выбранным напрямую из старшей школы. Его прецедент приоткрыл дверцу для таких игроков, как Коби Брайант, Леброн Джеймс, Дуайт Ховард и других школьных феноменов. Но с 2006 года право на участие в драфте имеют игроки, которым не меньше 19 лет, либо они отыграли один год за рубежом.

Первоначально, возрастное ограничение работало так, как и ожидалось. Игроки с драфта 2006 года в среднем были старше и более опытны, чем годом ранее. В первый год возрастного ограничения на драфте были выбраны только 2 игрока one-and-done.

А теперь быстренько перемотаем на 2015 год, когда на драфте были взяты рекордные 13 фрешменов (игроки-первокурсники). На следующий год их было уже 14, а на последнем драфте – 18. Рост числа первокурсников на драфте привел к снижению среднего возраста задрафтованных игроков.

Двадцать игроков младше 20 лет были задрафтованы этим летом. Фактически, в этом году подростков было больше, чем в 2005, когда разрешалось выбирать и 17-18-летних. Немногие могли предсказать такой исход, когда был введен возрастной лимит.

Ниже приводится распределение игроков по возрастам с каждого драфта, начиная с 1995 года. Последние два года входят в топ-3 по молодости игроков.

Кто или что несет ответственность за это внезапное изменение?

Для начала, можно обратиться к франшизам, которые все больше и больше ценят молодежь. В последние годы разница в возрасте между ранними и поздними пиками на драфте существенно увеличилась.

В 2017 году наиболее молодые игроки выбирались раньше и чаще. 9 из 10 пиков топ-10 – игроки one-and-done, восемь из них были младше 20 лет. Между тем, поздние пики драфта были потрачены на самых, так сказать, старых, более опытных университетских игроков. Единственные сеньоры (т.е. игроки, проведшие в университете все 4 сезона), выбранные в первом раунде драфта – это Деррик Уайт и Джош Харт, ушли подряд под номерами 29 и 30, в «Сан-Антонио Сперс» и «Юту Джаз».

Это имеет смысл с точки зрения перспективы развития талантливых игроков. Зачем выбирать 22-летнего, когда можно взять 19-летнего паренька и потратить эти три дополнительных года на его развитие? Контраргумент – старшекурсники могут быть более готовыми к НБА в свой первый год. Малкольм Брогдон, выбранный 36-м в прошлом году в возрасте 23-х лет, был сеньором-пятикурсником в Университете Вирджинии, а позже стал Новичком Года НБА сезона 2016/17.

С таким большим спросом на самых молодых игроков драфта, можно было бы предположить, что франшизы должны быть самыми громкими сторонниками отмены возрастного лимита. Но когда генеральных менеджеров нет так давно опросили, какие правила НБА более всего нуждаются в ревизии, за возрастной лимит было меньше голосов, чем за пересмотр посева в плей-офф, системы драфта/лотереи, сроков драфт-комбайнов и правил преимущества владения мячом.

НБА сама по себе частично виновата в увеличении числа игроков one-and-done. А все потому, что стимулам покинуть университет как можно раньше становится все труднее и труднее сопротивляться.

Согласно коллективному соглашению в НБА, новичкам полагается базовый контракт, который масштабируется в зависимости от того, как рано они были выбраны на драфте, и он намного ниже их реальной рыночной стоимости. Этот базовый контракт существенно возрос в последние годы: топовый новичок этого года, Маркелл Фульц, получает $5,855,200, что на 36.6% больше, чем первый контракт Энтони Дэвиса, выбранного первым на драфте пять лет назад в 2012 году, и на 56.1% больше, чем контракт Андреа Барньяни, выбранного первым 10 лет назад в 2006 году.

Но более крупный первый контракт – не единственная мотивация для молодых игроков как можно раньше выходить на драфт: «таймер» роста их контракта также запустится раньше. Талантливые молодые игроки на контракте новичка – самая низкооплачиваемая группа в лиге, и они остаются таковыми на все время действия их контракта. Для выбора в первом раунде драфта – это четыре сезона, с массивным ростом зарплаты на пятый сезон. Зарплата Янниса Адетокумбо в этом сезоне выросла с мизерных 3 миллионов до более чем 22 миллионов в год. Чем раньше игрок придет в лигу, тем скорее он получит доступ ко второму контракту.

В конце концов, трудно определенно сказать, что привело к росту числа игроков one-and-done, это дилемма из разряда «яйцо-или-курица». Спрос на молодых игроков увеличил предложение? Или их стало больше, потому что стимул покинуть университет раньше стал непреодолимым?

Несмотря на это, за исключением оппозиции из профсоюза игроков, который поддержал снижение возрастного лимита до 18 лет, мы скорее всего увидим изменения, которые ударной волной пройдут через NCAA, будущие драфты и всю лигу в целом.

Спасибо за внимание!

Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe